Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 191
"О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)"

С изменениями и дополнениями от:

4 сентября 1995 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2007 г. N 700 настоящее постановление признано утратившим силу


В целях реализации Программы Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", создания необходимых правовых организационных и экономических условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемую Государственной программой.


Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 880 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции


2. Реализацию Государственной программы возложить на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, его территориальные управления.

3. В целях обеспечения согласованности мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации, координации деятельности министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Государственной программы образовать Межведомственную комиссию по конкурентной политике.

Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной комиссии по конкурентной политике.

Утвердить председателем Межведомственной комиссии по конкурентной политике Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сосковца О.Н., поручив ему в 2-недельный срок сформировать и представить на утверждение Правительства Российской Федерации состав указанной Комиссии.

Возложить организационно-техническое обеспечение работы Межведомственной комиссии по конкурентной политике на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом до 1 мая 1994 г. разработать методические рекомендации по краткосрочному и долгосрочному прогнозированию экономических последствий проведения на отраслевом и региональном уровнях специальных мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынках Российской Федерации.

5. Государственному комитету Российской Федерации по статистике совместно с Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур до 1 мая 1994 г. разработать формы и порядок представления статистической отчетности о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации.

6. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить в 1 квартале 1994 г. корректировку региональных программ демонополизации в соответствии с Государственной программой.

7. Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации отчет о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации.

8. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в 1 квартале 1994 г. рассмотреть вопрос о финансировании в 1994 г. мероприятий по созданию нормативно-методического, информационного, кадрового и технического обеспечения Государственной программы и проведению экспертизы осуществляемых в ее рамках проектов.

9. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при формировании проектов федерального бюджета необходимые финансовые ресурсы для реализации Государственной программы.


Председатель Правительства Российской Федерации

В. Черномырдин


Государственная программа
демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 191)


1. Общие положения


Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемая Государственной программой, устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Основной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994 - 1995 годах является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).

Реализация этой задачи предусматривает:

анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;

формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации;

установление и поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации;

создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;

ГАРАНТ:

О системе государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной монополии см. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ


создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;

развитие предпринимательства.

Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Положения Государственной программы используются при формировании других федеральных программ, в том числе программ структурной перестройки и развития экономики в целом и отдельных ее секторов, а также программ социально-экономического развития регионов.

Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не является предметом настоящей Государственной программы.

Процесс формирования и развития конкурентной среды рынков рассчитан на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов.

Отраслевые программы демонополизации экономики и развития конкуренции являются неотъемлемой частью Государственной программы. Они включают в себя анализ структуры товарных рынков по продукции отрасли, уровня и форм проявления отраслевого монополизма, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий на федеральном уровне. Планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий, имеющих географические границы рынка в пределах национально-государственных и административно-территориальных образований, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части мероприятий, затрагивающих экономические интересы национально-государственных и административно-территориальных образований.

Региональные программы демонополизации экономики и развития конкуренции входят в состав программ социально-экономического развития региона и являются их неотъемлемой частью. Они включают анализ структуры товарных рынков, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации и развития конкуренции на рынках временных монополий на местном уровне. В составе региональных программ формируются предложения по демонополизации и развитию конкуренции на межрегиональных товарных рынках.

Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:

ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;

комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;

дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;

взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;

учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;

мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно-реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;

обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.

Не подлежат демонополизации в течение пяти лет временные монополии, возникшие в результате использования изобретений, внедрения патентов, лицензионного оборудования, считая с момента приобретения лицензии, патента или регистрации изобретения.

Государственная программа не включает в число мер по демонополизации установление государственного контроля и регулирование цен временных монополий. При установлении монопольно высоких (низких) цен пресечение этого злоупотребления осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Для целей Государственной программы используются следующие понятия:

товарный рынок - рынок по каждому товару, виду работы, услуги (далее именуется - товар) или по каждой группе взаимозаменяемых товаров;

взаимозаменяемые товары - товары, близкие по потребительским свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности;

товарные границы рынка - набор (перечень) взаимозаменяемых для удовлетворения конкретной потребности товаров;

географические границы рынка - сфера обращения товара и его заменителей, определяемая исходя из экономических возможностей покупателей в приобретении товара на соответствующих территориях и отсутствия этих возможностей за их пределами (под соответствующими территориями наряду с национально-государственными и административно-территориальными образованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований);

демонополизация - снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках;

естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса;

государственная монополия - монополия созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста) формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа;

временная монополия - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции;

группа предприятий - совокупность хозяйствующих субъектов, имеющих отношения, основанные на прямом или косвенном имущественном контроле одного хозяйствующего субъекта над другим (другими) посредством обладания контрольным пакетом акций (паев, долей) в уставном капитале либо оказания решающего воздействия на принимаемые решения иными средствами. Применительно к целям демонополизации группа предприятий рассматривается как единый хозяйствующий субъект.


2. Приоритеты политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации на 1994 - 1995 годы


На ближайший период определяются следующие приоритетные направления политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации:

создание нормативно-правовой и организационной базы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополий;

ГАРАНТ:

О естественных монополиях см. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ


осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации хозяйственных комплексов: торгового, строительного, связи, транспортно-дорожного (за исключением железнодорожного), машиностроительного;

осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур, не относящихся к естественной монополии;

устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации;

снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур*;

пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных сфер экономики.


3. Политика демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в условиях интеграционных процессов в промышленности


Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусматривает отсутствие противодействия структурам, доминирующим на российском рынке, если:

их деятельность экономически оправдана, отвечает интересам потребителей;

не приводит к сужению конкурентной среды рынка;

они не злоупотребляют доминирующим положением на российском рынке и не допускают монополистических действий, квалифицированных статьями Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Поэтому при определении целесообразности создания промышленных или финансово-промышленных групп, действующих на российских рынках, должно учитываться прогнозируемое вероятное воздействие деятельности группы на состояние конкуренции.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

во избежание злоупотребления доминирующим положением не допускается приобретение крупными промышленными или финансово-промышленными группами монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение доступа на них иным хозяйствующим субъектам, в том числе иностранным;

промышленная или финансово-промышленная группа не должна включать в себя фирмы-поставщики или фирмы-потребители, если они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках;

при создании промышленных или финансово-промышленных групп на принципах экспортных картелей не должны объединяться фирмы, являющиеся конкурентами на определенном товарном рынке, если включение таких фирм в группу приведет к значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке.


4. Организационное и кадровое обеспечение Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации


Осуществление мер по демонополизации экономики и развитию конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает создание соответствующего организационного механизма реализации Государственной программы.

Реализация Государственной программы возлагается на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальные управления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Координацию действий министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Государственной программы осуществляет Межведомственная комиссия по конкурентной политике.

На региональном уровне по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться региональные комиссии по конкурентной политике.

Для обеспечения реализации Государственной программы необходимо осуществлять меры по формированию позитивного общественного мнения по проблемам демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и работе органов, на которые возложена реализация Государственной программы.

Пропагандистская поддержка Государственной программы предусматривает:

проведение регулярных консультаций антимонопольных органов с обществами защиты прав потребителей, союзами предпринимателей, промышленников, профсоюзными и другими общественными организациями;

ознакомление с Государственной программой и антимонопольным законодательством представителей министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, профсоюзов и населения;

распространение в средствах массовой информации материалов по вопросам демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Подготовка и переподготовка кадров в области демонополизации предусматривает:

изучение потребности в кадрах и разработку учебных программ по направлениям демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации;

подготовку комплектов учебных и методических пособий, перевод и адаптацию иностранных материалов по вопросам демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации;

организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов, на которые возложена реализация Государственной программы;

формирование и развитие соответствующих центров подготовки кадров, организацию на их базе консультационной службы по вопросам демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.


5. Информационное и техническое обеспечение Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации


Антимонопольное регулирование, демонополизация и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации требуют информации об уровне монополизации рынков и о монопольных действиях на них хозяйствующих субъектов.

С этой целью должна быть создана информационно-справочная система антимонопольного регулирования, демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Для реализации этой задачи необходимо:

упорядочить существующую систему статистической отчетности Госкомстата России с целью обеспечения комплексного представления информации о формировании экономики расширения использования выборочных методов сбора информации о хозяйствующих субъектах всех организационно-правовых форм собственности, действующих на товарных рынках, определения порядка получения и передачи в органы, на которые возложена реализация Государственной программы, информации о деятельности на товарных рынках хозяйствующих субъектов;

интегрировать информационные ресурсы министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, упростить процедуры обмена информацией, организовать взаимодействие органов, на которые возложена реализация Государственной программы, с организациями - держателями соответствующей информации, обеспечить использование существующих и создание новых баз и банков данных для анализа количественных и качественных показателей товарных рынков;

создать программное обеспечение для предлагаемой информационно-справочной системы и автоматизированные рабочие места для решения задач и реализации проектов демонополизации и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.


6. Финансовое обеспечение Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации


Источниками финансирования мероприятий и работ по реализации Государственной программы, разработке, корректировке и реализации осуществляемых в рамках Государственной программы отраслевых и региональных программ демонополизации и развития конкуренции являются средства федерального бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, а также средства, получаемые от приватизации государственного и муниципального имущества, соответствующие внебюджетные фонды, добровольные отчисления предприятий, учреждений и организаций.

При этом мероприятия и работы по информационному обеспечению реализации Государственной программы проведению соответствующих целевых исследований, подготовке законодательных актов и нормативно-методических материалов, организационно-техническому обеспечению органов, на которые возложена реализация Государственной программы, подготовке соответствующих специалистов, контролю за ходом реализации финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, выделяемых непосредственно Государственному комитету Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Финансирование мероприятий и работ по разработке, корректировке и реализации региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции производится за счет бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и средств, получаемых от приватизации государственного и муниципального имущества.

Финансирование разработки, корректировки и реализации отраслевых программ демонополизации и развития конкуренции выполняется преимущественно за счет соответствующих внебюджетных фондов, добровольных отчислений предприятий, учреждений и организаций.

Диверсификация и разукрупнение предприятий, учреждений и организаций с целью создания конкурирующих структур осуществляются и финансируются, как правило, в рамках программ структурной перестройки экономики и конверсии.

Для стимулирования инициативного разукрупнения хозяйствующих субъектов могут использоваться налоговые льготы, устанавливаемые в законодательном порядке.


-------------------------

*) Под финансово-экономическими, организационными и правовыми барьерами понимаются обычно безвозвратные издержки при организации и осуществлении производства, разного рода ограничения при инвестировании проектов и предоставлении кредитов, аренде помещений, землепользовании, доступе к источникам сырья, технологиям, рынкам сбыта, коммерческой информации.


-------------------------

Конкретизация положений Государственной программы, изложенных в разделах 1 - 6, важнейшие работы и мероприятия по ее реализации, основные задачи демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, а также общие методы решения этих задач даются в приложениях N 1 - 5 к Государственной программе.


Приложение N 1

к Государственной программе демонополизации

экономики и развития конкуренции на рынках Российской

Федерации (основные направления и первоочередные меры)


Укрупненная структура информационно-справочной системы антимонопольного
регулирования, демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках
Российской Федерации


-------------------------------------------------------------------------
            Подсистемы        |                    Основные функции,
                              |                    решаемые задачи
                              |
-------------------------------------------------------------------------
1. Регулирование и управление    Определение структуры и  полномочий  фе-
   на федеральном уровне         деральных органов  исполнительной власти

                                 Определение  структуры   государственной
                                 собственности

                                 Поддержка предпринимательства и развитие
                                 конкуренции  на товарных рынках Российс-
                                 кой Федерации

                                 Регулирование цен

                                 Государственное регулирование товарных и
                                 финансовых рынков

2. Структура внутренних рын-     Определение  групп взаимозаменяемой про-
   ков                           дукции

                                 Выявление хозяйствующих субъектов,  кон-
                                 курирующих между собой. Определение гра-
                                 ниц товарных рынков  и их емкости.  Рас-
                                 счет доли хозяйствующих субъектов на то-
                                 варных рынках

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108


3. Деятельность групп хозяйс-    Выявление  перечня  групп  хозяйствующих
   твующих на внутренних рын-    субъектов и состава каждой группы с ука-
   ках                           занием  рынка, на  котором  они действу-
                                 ют.  Расчет  доли  группы  хозяйствующих
                                 субъектов на рынке. Выявление форм и по-
                                 казателей слияния хозяйствующих  субъек-
                                 тов в группе. Оценка форм  и показателей
                                 антиконкурентной деятельности групп  хо-
                                 зяйствующих субъектов

4. Экономическая ситуация на     Определение хозяйствующих субъектов-пос-
   товарных рынках, подлежащих   тавщиков, действующих на товарном рынке,
   демонополизации               и показателей их деятельности

                                 Определение хозяйствующих субъекто - по-
                                 купателей (или граждан-потребителей дей-
                                 ствующих на товарном рынке,  их  потреб-
                                 ностей в продукции и платежеспособности

                                 Сопоставительный  анализ цен на однотип-
                                 ную  продукцию на различных географичес-
                                 ких рынках

5. Финансовый рынок              Контроль за созданием  финансово-промыш-
                                 ленных групп. Контроль  пакетов приобре-
                                 таемых акций, паев, долей  участия в ус-
                                 тавном капитале  хозяйствующих субъектов

6. Развитие предприниматель-     Мониторинг деятельности малых  предприя-
   ства                          тий. Наблюдение за деятельностью  фондов
                                 поддержки предпринимательства. Поддержка
                                 инфраструктуры малого бизнеса.  Развитие
                                 учебной базы для подготовки предпринима-
                                 телей

-------------------------------------------------------------------------
                 Виды информации                   Источники ин-
                                                   формации по
                                                   ее видам
-------------------------------------------------------------------------
           Законодательные и другие норма-          ГУИР ФАПСИ,
           тивные акты федеральных орга-            Информацион-
           нов исполнительной власти. Функ-         ные службы ми-
           ции, права и ответственность             нистерств,
           министерств, других федераль-            других федераль-
           ных органов исполнительной               ных органов ис-
           власти                                   полнительной
                                                    власти

           Программные установки и прак-            Госкомимущество
           тика проведения приватизации,            России
           доля государственной собст-
           венности

           Объемы, формы и условия фи-              Минфин России,
           нансовой поддержки пред                  Минэкономики
           принимательства и развития               России, ГКАП
           конкуренции                              России

           Установление цен на продукцию,           Минэкономики
           закупаемую в федеральные, ре-            России, Мин-
           зервные и специальные фонды.             фин России,
           Регулирование цен на продукцию           органы регули-
           субъектов естественных монопо-           рования деятель-
           лий                                      ности естествен-
                                                    ных монополий

           Информация об экспортно-импор-           Минэкономики
           тных льготах, квотах, лицензи-           России, Мин-
           ях, таможенных пошлинах и пра-           фин России,
           вилах, дотациях, субвенциях,             МВЭС России,
           финансировании деятельности              ГТК России,
           предприятий, проектов и прог-            Банк России,
           рамм развития из федерального            Госналогслу-
           бюджета. Объемы и адресаты кре-          жба России
           дитной поддержки, условия вы-
           дачи кредитов, ставки банковс-
           кого процента. Данные о лицен-
           зировании отдельных видов де-
           ятельности и системе налогооб-
           ложения. Объемы поставок про-
           дукции для государственных
           нужд, регламентация каналов
           сбыта

           Классификаторы видов деятельно-          Госстандарт
           сти, продукции и услуг, эксперт-         России, Гос-
           ные оценки                               комстат России,
                                                    информационные
                                                    и социологичес-
                                                    кие службы мини-
                                                    стерств и других
                                                    федеральных орга-
                                                    нов  исполни-
                                                    тельной власти

           Объемы производства и поставок           Госкомстат Рос-
           по группам взаимозаменяемой              сии, Роскомторг
           продукции хозяйствующими субъ-           ГТК России, Ин-
           ектами. Объемы ввоза и вывоза            формационные
           продукции на территорию Россий-          службы органов
           ской Федерации и ее регионов.            исполнительной
           Динамика себестоимости, отпуск-          власти субъектов
           ных и конечных цен реализации            Российской Феде-
           продукции. Динамика инфляцион-           рации, Минэконо-
           ных процессов. Платежеспособ-            мики России,
           ный спрос населения. Степень             Минфин России
           удовлетворения общественных
           потребностей в продукции

           Структура управления отраслью            Минэкономики России
           (подотраслью) и основные пока-           ГКАП России,
           затели экономической деятель-            Госкомстат
           ности относящихся к ней хозяй-           России, информа-
           ствующих субъектов, реестр фи-           ционные службы
           нансово-промышленных групп.              министерств и др.
           Объемы производства и поставки           федеральных ор-
           на рынок продукции хозяйствую-           ганов исполни-
           щими субъектами, относящимися к          тельной власти,
           группе. Учредительные докумен-           хозяйствующие су-
           ты хозяйствующих субъектов,              бъекты, регистра-
           входящих в группу. Факты анти-           ционные службы
           конкурентного поведения на ры-           местных органов
           нке хозяйствующих субъектов,             власти, арбитраж-
           входящих в группу, и группы в            ные суды
           целом

           Объемы производства и поставки            Госкомстат Рос-
           продукции хозяйствующими субъек-          сии, информаци-
           тами-поставщиками, действующими           онные службы
           на товарном рынке                         федеральных ор-
                                                     ганов исполни-
                                                     тельной власти,
                                                     и органов испол-
                                                     нительной власти
                                                     субъектов Россий-
                                                     ской Федерации,
                                                     хозяйствующие
                                                     субъекты

           Объемы закупок и потребления            Госкомстат Рос-
           продукции хозяйствующими суб-           сии, Роскомторг,
           ъектами-покупателями (или гра-          товарные биржи,
           жданами-потребителями), дейст-          торговые дома
           вующими на товарном рынке.
           Степень удовлетворения потреб-
           ностей и спроса

           Динамика цен на продукцию на             Госкомстат Рос-
           географических ранках                    сии, Минэконо-
                                                    мики России,
                                                    Минфин России

           Доля банков и других финансо-           Госкомимущество
           вых субъектов в составе учре-            России, Минфин
           дителей финансово-промышлен-             России, ГКАП
           ных групп. Доля хозяйствующих            России, межби-
           субъектов в составе учредите-            ржевые информа-
           лей финансово-промышленных               ционные струк-
           групп. Информация о приобре-             туры фондовых
           тении акций, паев, долей в ус-           бирж, инвестици-
           тавном капитале хозяйствующих            онные фонды,
           субъектов юридическими, физи-            Банк России,
           ческими лицами, финансовыми              Госкомстат Рос-
           субъектами. Информация о де-             сии, регистра-
           ятельности коммерческих бан-             ционные службы
           ков, фондовых бирж, инвести-             местных органов
           ционных фондов, чековых аук-             власти, чековые
           ционов, субъектов страхового             аукционы, стра-
           рынка                                    ховые компании

           Количество малых предприятий             Госкомстат Рос-
           по отраслям, численность заня-           сии, Минэконо-
           тых на предприятиях, их средняя          мики России,
           заработная плата. Объемы выпус-          ГКАП России,
           каемой малыми предприятиями про-         информацион-
           дукции и ее доля в общем объеме          ные службы ор-
           производства. Перечень фондов            ганов исполни-
           поддержки предпринимательства,           тельной власти
           объемы, формы, условия финансо-          субъектов Рос-
           вой поддержки малого бизнеса,            сийской Федера-
           источники средств, направления           ции, Минфин Рос-
           их использования. Перечень и             сии
           сроки выполнения региональных
           программ, реализуемых с привле-
           чением средств фондов поддержки
           предпринимательства. Сведения
           об инфраструктуре малого бизнеса
           деятельности учебных структур,
           готовящих кадры предпринимателей

Приложение N 2

к Государственной программе демонополизации

экономики и развития конкуренции на рынках Российской

Федерации (основные направления и первоочередные меры)


План мероприятий по реализации целей и задач демонополизации
экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации
на 1994-1995 годы


-------------------------------------------------------------------------
Nп/п Содержание и направление    Срок           Ответственный исполнитель
          работ                  исполнения     или разработчик проекта
-------------------------------------------------------------------------
1. Разработка правового обес-
печения  работ по демонополи-
зации  экономики  и  развитию
конкуренции  на  рынках  Рос-
сийской Федерации

1.1. Законопроект "О  монопо-  март 1994 г. ГКАП России, Российский центр
лиях",  определяющий  порядок               приватизации, Минэкономики
государственного  контроля  и               России, Госкомимущество
регулирования  субъектов  ес-               России, РЦЭР, Госкопром
тественной и других видов мо-               России, Госкомоборонпром
нополий    на  федеральном  и               России, Минтопэнерго России
местном уровнях

1.2. Законопроект "Об органи- декабрь       ГКАП России, Минэкономики Ро-
зованных   товарных  рынках", 1994 г.       ссии, РЦЭР, заинтересованные
определяющий правовые  основы               министерства и ведомства
торгового   посредничества  и
порядок осуществления  торгов
в  виде аукционов,   ярмарок,
тендерных  сделок,  а   также
биржевой торговли

1.3. Законопроект "О слияниях июнь 1994 г.  ГКАП России, Российский центр
и концентрации производства и               приватизации, Госкомпром Ро-,
капитала", определяющий конт-               ссии, Госкомоборонпром России
ролируемые уровни концентрации              заинтересованные министерства
производства и капитала, дос-               и ведомства
тигнутые  путем  слияния,   а
также систему антимонопольных
запретов в целях предупрежде-
ния монополизации рынков

1.4. Законопроект  о внесении апрель 1994   МВЭС России, РЦЭР, Минэкономи
изменений и дополнений в  За- г.            ки России, Минтопэнерго Рос-
кон РСФСР "Об иностранных ин-               сии, Госкомоборонпром России,
вестициях в РСФСР",  отражаю-               ГКАП России, Минфин России
щий изменение государственно-
го статуса  и  системы  госу-
дарственной   власти  России,
расширяющий правовые гарантии
защиты иностранных инвестиций
в целях развития конкурентной
среды  внутреннего рынка Рос-
сии

1.5. Законопроект "О  концес- апрель 1994   Минэкономики России, МВЭС Рос
сиях", определяющий условия и г.            сии, РЦЭР, Госкомпром России,
порядок их создания на терри-               Минтопэнерго России, ГКАП
тории  Российской Федерации в               России
целях  развития  экономики  и
конкурентной среды рынка

1.6. Законопроект "О внесении март 1994 г.  Минфин России, Госналогслужба
изменений и дополнений в  за-               России, Минэкономики России,
конодательство Российской Фе-               ГКАП России, заинтересованные
дерации по налогообложению" в               министерства и ведомства
целях  стимулирования процес-
сов демонополизации экономики
Российской Федерации и разви-
тия конкуренции  на  товарных
рынках

2. Корректировка программ де-
монополизации и развития кон-
куренции  на рынках продукции
хозяйственных  комплексов   в
соответствии   с  положениями
Государственной программы де-
монополизации   экономики   и
развития конкуренции на  рын-
ках Российской Федерации (ос-
новные направления и  первоо-
чередные меры)

2.1.Торговля                  апрель 1994   Роскомторг, ГКАП России,
                              г.            Госкомимущество России, Мин-
                                            фин России, Госстандарт Рос-
                                            сии, Минсельхозпрод России,
                                            МВЭС России, Госкомстат Рос-
                                            сии

2.2. Транспортно-дорожный хо- апрель 1994   Минтранс России (Департамент
зяйственный комплекс          г.            воздушного транспорта, Депар-
                                            тамент морского транспорта,
                                            Департамент речного транспор-
                                            та, Департамент автомобильно-
                                            го   транспорта, Федеральный
                                            дорожный департамент), Гос-
                                            комимущество России, ГКАП
                                            России, предприятия авиаци-
                                            онного транспорта

2.3. Строительный хозяйствен- апрель 1994   Госстрой России, Минэкономики
ный комплекс                  г.            России, Госкомстат России,
                                            Госкомимущество России, ГКАП
                                            России

2.4. Хозяйственный   комплекс апрель 1994   Минсвязи России, Минэкономики
"Связь"                       г.            России, Госкомоборонпром Рос-
                                            сии, Госкомимущества России
                                            ГКАП России

3. Разработка программ демо-  в соответст-  Госкомпром России, МПС России
нополизации  экономики и раз- вии с дейст-  Минсельхозпрод России, Минтоп
вития конкуренции в отраслях, вующими нор-  энерго России, Госкомоборон-
не  определенных  как приори- мативными     пром России, Роскомнедра, Рос
тетные  направления  политики актами        коммаш, Роскомметаллургия,
демонополизации  экономики                  Роскомводхоз, Роскмрыболовст-
развития конкуренции на  рын-               во, Роскомхимнефтепром, Рос-
ках  Российской  Федерации на               лесхоз, Роскомпечать, ФСТР
1994-1995 гг.                               России, КМФТ России, Мин-
                                            здравмедпром России, Мин-
                                            культуры России, ГКАП Рос-
                                            сии

4. Разработка программы демо- апрель 1994  МВЭС России, заинтересованные
нополизации   внешнеторговых  г.           министерства и ведомства,
объединений и создание режима              ГКАП России
равного  доступа  на  внешние
рынки для предприятий-экспор-
теров  в  целях повышения эф-
фективности экспорта

5. Разработка программы демо- апрель 1994   Банк России, Минфин России,
нополизации кредитно-финансо- г.            Комиссия по ценным бумагам и
вой сферы                                   фондовым биржам при Президен-
                                            те Российской Федерации, ГКАП
                                            России, Минэкономики России

6. Разработка    региональных  апрель 1994  Органы исполнительной власти
программ демонополизации эко-  г.           субъектов Российской Федера-
номики и развития конкуренции               ции территориальные управле-
в  соответствии с положениями               ния ГКАП России
Государственной  программы  и
систем  информационного обес-
печения местных товарных рын-
ков

7. Экспертиза  проектов феде-   постоянно   Межведомственная комиссия по
ральных,  отраслевых и регио-               конкурентной политике, ГКАП
нальных программ по структур-               России и его территориальные
ной  перестройке   экономики,               органы
включая   программы  разгосу-
дарствления,    приватизации,
демонополизации   и  развития
конкуренции

8. Проведение мероприятий  по   1994 г.     ГКАП России и его территориа-
разукрупнению     ассоциаций,               льные органы, органы исполни-
концернов,  других  объедине-               тельной власти  субъектов Ро-
ний,  препятствующих развитию               ссийской Федерации, министер-
конкуренции  на   федеральном               ства и ведомства
товарном рынке

9. Проведение    мероприятий,  в соответст- ГКАП России и его территориа-
направленных на демонополиза-  вии с плана- льные органы, местные органы-
цию экономики и развитие кон-  ми-графиками исполнительной власти, мини-
куренции в рамках  отраслевых  работ        стерства и ведомства
и региональных программ

10. Развитие предприниматель-   постоянно   Минэкономики России, ГКАП Рос
ства                                        сии, министерства и ведомства

11. Организационное и  кадро-   постоянно
вое обеспечение Государствен-
ной программы

11.1. Подготовка     программ   1994 г.     Минобразование России, ГКАП
специализированных    учебных               России, министерства и ведом-
курсов по антимонопольной по-               ства
литике,  демонополизации эко-
номики и развитию конкуренции
для  использования в качестве
базовых на различных  уровнях
системы обучения и переподго-
товки кадров

11.2. Проведение  научно-поз-   постоянно   ГКАП России, Роскомпечать,
навательных, информационных и               ФСТР России, министерства и
учебных программ на  радио  и               ведомства
телевидении, подготовка серии
статей в периодической  печа-
ти, брошюр по проблемам демо-
нополизации экономики и  раз-
вития конкуренции

12. Информационное  и  техни-
ческое обеспечение  Государс-
твенной программы

12.1. Разработка технического  апрель 1994  Госкомстат России, Минэкономи
проекта  на  создание  единой  г.           ки России, ГКАП России, Гос-
государственной  информацион-               комимущество России, Госстан-
ной   системы    наблюдения,                дарт России, Роскомторг, Мин-
контроля  и регулирования то-               фин России, заинтересованные
варных рынков на  федеральном               министерства и ведомства
и региональных уровнях

12.2. Внедрение  единой госу-   1994 г.    Госкомстат России, Минэкономи
дарственной    информационной              ки России, ГКАП России, Госком
системы наблюдения,  контроля              имущество России, Госстандарт
и регулирования товарных рын-              России, Роскомторг, Минфин
ков  на  федеральном и регио-              России, заинтересованные ми-
нальных уровнях                            нистерства и ведомства

12.3. Разработка технического   апрель 1994 Минфин России, Банк России,
проекта  единой государствен-   г.          ГКАП России, заинтересованные
ной  информационной   системы               министерства и ведомства
наблюдения,  контроля и регу-
лирования  финансовых  рынков
на федеральном и региональных
уровнях

13. Внедрение  единой   госу-   1994 г.     Минфин России, Банк России,
дарственной    информационной               ГКАП России, заинтересованные
системы наблюдения,  контроля               министерства и ведомства,
и   регулирования  финансовых               Минэкономики России
рынков на федеральном и реги-
ональном уровнях

14. Контроль  за ходом реали-   постоянно   Межведомственная комиссии по
зации  Государственной  прог-               конкурентной политике, ГКАП
раммы                                       России и его территориальные
                                            органы, органы исполнительной
                                            власти субъектов Российской
                                            Федерации

Приложение N 3

к Государственной программе демонополизации

экономики и развития конкуренции на рынках Российской

Федерации (основные направления и первоочередные меры)


Типовой перечень задач демонополизации и развития
конкуренции на товарном рынке с устойчивой структурой


Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции на товарном рынке с устойчивой структурой используется для формирования отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции. Он базируется на анализе соответствующего рынка, положениях Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, исходит из цели создания условий для развития конкуренции на конкретном товарном рынке.


I. Общие признаки наличия конкурентной среды на товарном рынке


1. На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения конкуренции между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, или продавцами товара независимых производителей или независимыми продавцами товара одного производителя при условии отсутствия вертикального соглашения между поставщиками и производителями, ограничивающего свободу в установлении цен и объемов поставок. Количество поставщиков на рынке, достаточное для создания конкурентной среды, зависит от вида товара, характера потребления и уровня спроса. Поэтому задача создания конкурентной среды для каждого товара требует своего особого реализационного механизма.

2. На рынке должны действовать имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для конкуренции между ними и формирования некоторого уровня платежеспособного спроса. Независимые покупатели могут быть конечными потребителями того или иного товара либо посредниками при его реализации. Для осуществления реальной независимости посредников необходимо, чтобы они поставляли свой товар имущественно и организационно независимым потребителям. Количество покупателей на рынке, достаточное для создания конкурентной среды, зависит от вида товара, характера его потребления и уровня спроса.

3. Для обеспечения эффективной конкуренции на рассматриваемом рынке экономические размеры предприятий должны быть сопоставимы*.

4. Конкурентная среда рынка поддерживается отсутствием экономических и других препятствий в доступе к сырью, материалам, комплектующим изделиям, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений, барьеров для входа на рынок в виде территориальных, правовых, имущественных и других экономических ограничений.

5. Конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений).


II. Требования к показателям, характеризующим экономическую ситуацию
на конкурентном товарном рынке*


6. Общее количество поставщиков продукции на данный товарный рынок должно отвечать требованиям конкуренции. Минимально необходимое количество поставщиков для создания конкурентной среды может быть задано исходя из характеристик продукции, емкости рынка и других показателей. В случае если фактическое количество поставщиков на рынке меньше нормативного, мероприятия по его демонополизации должны включать увеличение числа поставщиков.

7. Все поставщики продукции на данный товарный рынок с целью эффективной конкуренции и во избежание злоупотреблений доминирующим положением должны быть в определенной мере соизмеримыми по объемам поставок на данный товарный рынок в натуральном измерении. Это требование не относится к рынкам в период изменения структуры, например, благодаря расширению объема поставок или поставкам новой продукции в результате совершенствования организации и (или) технологии производства.


III. Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции
на товарном рынке


8. Типовой перечень задач демонополизации и развития конкуренции на товарном рынке включает в себя:

а) формирование предложений по составу естественных монополий с учетом возможности и экономической эффективности создания конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке, в том числе путем ввоза продукции. Включение естественных монополий в систему наблюдения, контроля и регулирования деятельности на законодательной основе;

б) определение товарных приоритетов и этапов демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках временных монополий на федеральном и региональных уровнях на основе анализа объемов и структуры потребления продукции и распределения уровней (групп) потребления продукции по степени приоритетности;

в) определение географических границ товарных рынков, отнесенных к товарным приоритетам соответствующего этапа демонополизации и развития конкуренции:

г) оценку фактической структуры товарного рынка, показателей, характеризующих экономическую ситуацию на выделенных товарных рынках, и фиксацию их как базовых. Эта работа производится с помощью информационно-справочной системы антимонопольного регулирования, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарном рынке. Фактическая структура товарного рынка и показатели, характеризующие экономическую ситуацию на нем, подлежат регулярной публикации. По результатам анализа фактической структуры товарного рынка и экономической ситуации на нем осуществляется выбор нормативного числа поставщиков на рассматриваемом товарном рынке и принимается решение о достаточности числа поставщиков продукции на данный товарный рынок или необходимости их увеличения. В качестве поставщика продукции на данный товарный рынок может быть квалифицирован хозяйствующий субъект, прошедший регистрацию в соответствующем органе исполнительной власти или имеющий лицензию на поставку продукции на рассматриваемый товарный рынок, при условии, что имущество его не контролируется другим хозяйствующим субъектом, поставляющим продукцию на этот рынок. В противном случае оба хозяйствующих субъекта должны рассматриваться как один поставщик. Принимается также решение об отсутствии или наличии доминирования хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке и необходимости (или отсутствии необходимости) проведения мероприятий по изменению структуры этого рынка;

д) формирование перечня подзадач этапа демонополизации данного регионального или федерального товарных рынков, состав и содержание которых определяется необходимостью стимулирования изменения монопольной структуры этих рынков на конкурентную;

е) разработку мероприятий по демонополизации и развитию конкуренции на выделенных товарных рынках, которые должны быть согласованы по времени и могут включать последовательно:

увеличение числа поставщиков и объема поставок продукции путем импорта продукции из-за рубежа или иного региона;

снижение барьеров для входа на рынок;

ликвидацию межрегиональных барьеров для товарообмена;

приватизацию и выделение самостоятельных предприятий из их объединений;

создание юридических лиц на базе структурных подразделений действующих предприятий при условии сохранения основного производства и наличия спроса на эту продукцию;

развитие предпринимательства и создание малых предприятий для насыщения рынков конечной продукцией этих предприятий или создания конкурентной среды по технологическим переделам;

включение продукции монопольных предприятий в рыночные системы ее реализации на конкурентных рынках, в том числе зарубежных;

реализацию продукции путем организации торгов, аукционов;

широкое информирование покупателей о ценах на товары в других регионах.


------------------------------------------------------

* Экономические размеры предприятий, конкурирующих на рынке, зависят от затрат производства, уровня спроса, географических и товарных границ рынка и измеряются, как правило, годовым оборотом капитала объемами производства или поставок.

** Эти требования определяют ориентиры в процессе принятия решений о демонополизации и выборе методов демонополизации рынков с устойчивой структурой. Конкретные рынки диктуют свои индивидуальные условия развития конкуренции.


Приложение N 4

к Государственной программе демонополизации

экономики и развития конкуренции на рынках Российской

Федерации (основные направления и первоочередные меры)


Общие методы увеличения количества поставщиков на товарном рынке


-------------------------------------------------------------------------
Общие методы увеличения количества  Условия применимости общих методов
поставщиков на товарном рынке       увеличения количества поставщиков на
                                    товарном рынке
-------------------------------------------------------------------------
1. Импорт взаимозаменяемых товаров  При дефиците или высоком спросе и не-
из соседних  регионов, ближнего  и  достаточной конкуренции на внутреннем
дальнего зарубежья                  рынке

                                    При низких таможенных барьерах на
                                    ввоз товаров

                                    Наличие нормативно-правового,  эконо-
                                    ческого, информационного обеспечения
                                    импорта

2. Выделение  самостоятельных  хо-  Наличие возможности технологического,
зяйствующих субъектов из объедине-  организационного и (или) территориа-
ний предприятий, производящих вза-  льного обособления предприятий
имозаменяемую продукцию
                                    При возможности разграничения сфер де
                                    ятельности предприятий в рамках това-
                                    рной специализации

                                    Наличие нормативно-правового, эконо-
                                    мического, информационного обеспече-
                                    ния доступа к ресурсам, в том числе
                                    кредитам, и  рынкам сбыта

3. Выделение  самостоятельных  хо-  При возможности технологического, ор-
зяйствующих субъектов из объедине-  ганизационного и (или) территориаль-
ний предприятий, производящих нев-  ного обособления предприятий, струк-
заимозаменяемую продукцию, выделе-  турных подразделений, структурных
ние отдельных участков,  цехов  по  единиц
инициативе  трудового коллектива в  Возможность разграничения сфер деяте-
процессе приватизации  либо  путем  льности предприятий структурных под-
принудительного разделения хозяйс-  разделений, структурных единиц в рам-
твующих субъектов                   ках товарной специализации

                                    Если такое выделение способствует ра-
                                    звитию конкуренции

                                    Наличие нормативно-правового, эконо-
                                    мического, информационного обеспече-
                                    ния доступа к ресурсам, в том числе
                                    кредитам, и рынкам сбыта для обособ-
                                    ляющихся хозяйствующих субъектов

4. Развитие предпринимательства  в  Наличие платежеспособного спроса на
целях демонополизации рынков в со-  продукцию
ответствии с приоритетами политики
демонополизации экономики и разви-  При проведении селективной экономиче
тия конкуренции на рынках Российс-  ской политики (налоговые льготы, до-
кой Федерации                       тации, льготное кредитование на пери-
                                    од становления малых предприятий)

5. Создание конкурирующих произ-    В случае экономической целесообразно-
водств путем нового строительства   сти нового строительства, наличия
                                    производственных ресурсов и инвестор-
                                    ов

6. Диверсификация  (перепрофилиро-  Если предприятия не имеют сбыта про-
   вание) и конверсия               дукции


7. Снижение правовых,  организаци-
онных  и  экономических  барьеров,
препятствующих вхождению новых хо-
зяйствующих субъектов на рынок,  в
том числе мировой

Приложение N 5

к Государственной программе демонополизации

экономики и развития конкуренции на рынках Российской

Федерации (основные направления и первоочередные меры)


Общие методы увеличения количества покупателей на товарном рынке


-------------------------------------------------------------------------
Общие методы увеличения числа       Условия применимости общих методов
покупателей на товарном рынке       увеличения числа покупателей на
                                    товарном рынке
-------------------------------------------------------------------------
1. Выделение  самостоятельных  хо-  Возможность технологического,  ор-
зяйствующих субъектов - потребите-  ганизационного (и (или) территори-
лей из   объединений  предприятий,  ального обособления   предприятий,
выделение отдельных участков,  це-  структурных подразделений,  струк-
хов-потребителей   рассматриваемой  турных единиц потребителей однотип-
продукции по инициативе  трудового  ной продукции, а также разграниче-
коллектива в процессе приватизации  ния сфер  деятельности предприятий
либо путем принудительного  разде-  структурных подразделений,  струк-
ления хозяйствующих субъектов       турных единиц  в  рамках  товарной
                                    специализации

                                    Наличие нормативно-правового,  эко-
                                    номического и      информационного
                                    обеспечения доступа к ресурсам,  в
                                    том числе кредитам, и рынкам сбыта
                                    для обособляющихся   хозяйствующих
                                    субъектов

2. Выделение самостоятельных неза-  Возможность организационного     и
висимых каналов товародвижения      (или) территориального обособления
                                    товаропроводящих путей

                                    Наличие нормативно-правового, эко-
                                    номического и     организационного
                                    обеспечения доступа к коммерческой
                                    информации, изготовителям и рынкам
                                    сбыта продукции   (работ,  услуг),
                                    финансовым ресурсам

3. Реализация продукции путем про-
дажи в  гласной  публичной   форме
(аукционы, биржевые,   ярмарочные,
оптовые и прочие торги)

Положение
о Межведомственной комиссии по конкурентной политике
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 191)

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. N 443 Межведомственная комиссия по конкурентной политике упразднена


1. Межведомственная комиссия по конкурентной политике (далее именуется - Комиссия) является органом, осуществляющим координацию деятельности министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемой Государственной программой.

2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.

3. Основными задачами Комиссии являются:

предварительное рассмотрение представляемых в Правительство Российской Федерации отраслевых программ демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка заключений по ним;

участие в подготовке проектов законодательных и других нормативных актов, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации;

координация работ, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации;

подготовка прогнозных оценок последствий реализации мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации;

контроль за выполнением Государственной программы, отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации;

информирование Правительства Российской Федерации о реализации Государственной программы;

изучение и распространение положительного опыта формирования и развития конкурентной среды рынков Российской Федерации.

4. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами:

анализирует ход реализации Государственной программы, отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, обобщает предложения министерств, других федеральных органов исполнительной власти, промышленных, предпринимательских, финансовых и научных кругов по важнейшим вопросам конкурентной политики;

вносит в Правительство Российской Федерации предложения по развитию предпринимательства с целью демонополизации рынков Российской Федерации;

организует и осуществляет экспертизу проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих вопросы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, а также федеральных структурных, инвестиционных, экспортно-импортных, финансовых проектов и программ;

анализирует состояние рынков Российской Федерации с целью подготовки предложений по развитию конкуренции;

создает при необходимости временные рабочие группы из числа членов Комиссии и привлеченных специалистов для выполнения возложенных на нее задач;

осуществляет сотрудничество с деловыми кругами, предпринимательскими объединениями и союзами Российской Федерации и зарубежных стран;

получает в установленном порядке проекты законодательных и других нормативных актов, справочные и информационные материалы.

5. Состав Комиссии и председатель Комиссии утверждаются Правительством Российской Федерации.

6. Председатель Комиссии:

руководит деятельностью Комиссии;

может привлекать к работе Комиссии специалистов министерств и других федеральных органов исполнительной власти, ведущих ученых, руководителей предприятий и организаций Российской Федерации, их объединений, представителей деловых кругов зарубежных государств, международных неправительственных организаций;

отчитывается о деятельности Комиссии перед Правительством Российской Федерации.

7. Члены Комиссии участвуют в ее заседаниях с правом решающего голоса, могут возглавлять образуемые Комиссией рабочие группы, имеют право вносить на рассмотрение Комиссии предложения и рекомендации по вопросам, относящимся к ее компетенции.

8. Заседание Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, и считаются правомочными, если на них присутствуют более 50 процентов членов Комиссии.

9. Заседания Комиссии оформляются протоколом. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало большинство членов Комиссии, присутствующих на заседании.

Члены Комиссии участвуют в ее работе без права замены.

Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим на заседании.

Протоколы и иная информация о деятельности Комиссии доводятся до сведения членов Комиссии и других заинтересованных лиц.

10. Принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией решения являются обязательными для министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав Комиссии, а также подведомственных им предприятий и организаций.

По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, Комиссия вносит соответствующие предложения.



Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 191 "О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)


Текст постановления опубликован в газете "Российские вести" от 20 апреля 1994 г. N 71, в "Российской газете" от 14 апреля 1994 г. N 70, в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1994, N 14, ст. 1052


Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2007 г. N 700 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 880


Актуальный текст документа