Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Минфина РФ от 21 октября 1994 г. N 140 "Положение о порядке размещения, обращения и погашения Казначейских обязательств" (с изменениями и дополнениями)

Письмо Минфина РФ от 21 октября 1994 г. N 140
"Положение о порядке размещения, обращения и погашения Казначейских обязательств

С изменениями и дополнениями от:

9 марта 1995 г.

ГАРАНТ:

Согласно письму Минфина РФ от 7 декабря 1994 г. N 5-2-06 налог на операции с ценными бумагами не распространяется на операции с казначейскими обязательствами

 

1. Общие положения

 

1.1. Казначейские обязательства (далее по тексту - КО) выпускаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 906 от 9 августа 1994 г.

1.2. Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами.

1.3. КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

1.4. Министерство финансов Российской Федерации, в соответствии с издаваемыми им приказами, осуществляет выпуск Казначейских обязательств сериями, каждая из которых представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму выпуска.

1.5. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный номер.

Глобальный сертификат на весь выпуск оформляется в двух аутентичных экземплярах, один из которых хранится в уполномоченном депозитарии, а второй в Минфине России. Данные о выпуске каждой серии КО заносятся в долговую книгу Российской Федерации. После окончания срока обращения каждой серии КО и исполнения Минфином России своих обязательств перед держателями КО глобальный сертификат на выпуск погашается.

1.6. Ставка процентного дохода по Казначейским обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения.

В целях формирования единого вторичного рынка Казначейских обязательств данные ставки являются общими для всех выпусков Казначейских обязательств с одинаковым сроком погашения, независимо от отрасли, которая является получателем бюджетных средств.

1.7. Уполномоченные банки могут выступать в качестве депозитария и платежного агента, осуществляющего денежные расчеты с конечными держателями Казначейских обязательств на момент их погашения на основании выписок со счетов депо, подтверждающих права владения казначейскими обязательствами.

1.8. Реквизиты и порядок документооборота по счетам депо (Регламент уполномоченного депозитария) согласовываются с Минфином России.

Документом, подтверждающим право собственности на Казначейские обязательства, принадлежащие тому или иному держателю счета депо, является выписка со счета депо в уполномоченном Минфином России депозитарии.

Казначейские обязательства могут предъявляться к погашению в сроки, оговоренные в глобальном сертификате.

Казначейские обязательства могут обмениваться на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов Российской Федерации в сроки, оговоренные в глобальном сертификате.

1.9. Банк, выполняющий функции Депозитария и платежного агента, может принимать КО к учету в порядке, установленном действующим законодательством, на общих основаниях.

1.10. Министерство Финансов Российской Федерации вправе в каждый момент времени потребовать от депозитария информацию о владельцах счетов депо. Депозитарий обязан проинформировать при открытии счетов депо их владельцев о возможности открытия текущей информации о состоянии счетов депо эмитенту.

 

2. Выпуск Казначейских обязательств

 

2.1. Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном депозитарии. В качестве депозитариев, по согласованию с первыми держателями КО (федеральными министерствами и ведомствами), выбираются банки-агенты Министерства финансов, отобранные в соответствии со сформулированными Правительственной комиссией по вопросам кредитной политики критериями и имеющими депозитарий в качестве подразделения банка.

2.2. Параметры выпуска определяются в приказе Министерства финансов Российской Федерации и фиксируются в глобальном сертификате, депонируемом в уполномоченном депозитарии. Параметрами являются: дата выпуска, номинальная стоимость КО, процентная ставка, общий объем выпуска Казначейских обязательств, срок начала погашения (с которого казначейское обязательство может быть предъявлено к погашению), срок обращения, ограничения на владельцев Казначейских обязательств, если таковые устанавливаются, максимальное число операций, в которых Казначейские обязательства используются в качестве средства погашения кредиторской задолженности, срок обмена КО на налоговые освобождения, а также прочие дополнительные данные о выпуске. Типовой глобальный сертификат прилагается (Приложения 1).

2.3. Уполномоченные депозитарии на основании договора с Минфином России открывают счет депо первому держателю на весь выпуск, представленный глобальным сертификатом, выданным от имени Министерства финансов Российской Федерации. Держатели Казначейских обязательств открывают счета депо в уполномоченных депозитариях на основании собственных заявлений. Движение Казначейских обязательств по счетам депо происходит на основании распорядительных документов, в соответствии с Регламентом уполномоченного депозитария.

На основании перевода Казначейских обязательств со счета на счет держателям Казначейских обязательств по их требованию выдаются выписки со счетов депо, подтверждающие право владения тем или иным лицом приобретенного им числа обязательств.

2.4. Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной форме. При ограниченной форме обращения Минфин России определяет порядок обращения Казначейских обязательств и накладываемые ограничения для владельцев обязательств.

Порядок обращения Казначейских обязательств и ограничения по обращению фиксируются в договоре Минфина России с уполномоченным депозитарием. Уполномоченный депозитарий несет ответственность за контроль по целевому использованию Казначейских обязательств.

К числу ограничений могут относиться: обязательность расчета Казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности, ограничения на право передачи Казначейских обязательств только юридическим лицам, минимальное число операций с учетом вышеуказанных ограничений, ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

2.5. В случае, если установлены специальные ограничения по расчетам с использованием помощи Казначейских обязательств, в целях контроля уполномоченный депозитарий разбивает глобальный сертификат на необходимое количество единичных обязательств с номиналом 1 млн. руб. и присваивает им номера от 1 до .... При этом считается, что все Казначейские обязательства хранятся в открытом хранении, но каждое Казначейское обязательство перед тем, как оно сможет свободно обращаться на рынке, должно пройти заранее оговоренное в депозитарном договоре число владельцев, имеющих в отношении друг друга кредиторскую задолженность.

Депозитарий на основании заключенного с Министерством финансов Российской Федерации депозитарного договора контролирует, чтобы по каждому Казначейскому обязательству было осуществлено оговоренное в депозитарном договоре количество операций по погашению кредиторской задолженности. Только после этого Казначейские обязательства свободно обращаются на вторичном рынке.

2.6. По желанию владельцев КО последние могут быть обменены на налоговые освобождения. Сроки начала обмена КО на налоговые освобождения фиксируются в глобальном сертификате.

 

3. Операции с Казначейскими обязательствами

 

3.1. Держатель счета депо в уполномоченном депозитарии, имеющий на этом счете казначейские обязательства, может осуществлять с ними в безналичной форме следующие операции:

3.1.1. Погашение кредиторской задолженности путем перевода Казначейских обязательств на счета кредиторов. Обязательные (оговоренные в глобальном сертификате) расчеты Казначейскими обязательствами осуществляются по номинальной цене Казначейских обязательств;

3.1.2. Продажа Казначейских обязательств юридическим или физическим лицам, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами;

3.1.3. Залог Казначейских обязательств для получения кредитов, в том числе и в банке-депозитарии, с регистрацией факта залога в уполномоченном депозитарии;

3.1.4. Обмен Казначейских обязательств на налоговые освобождения в части платежей в федеральный бюджет. При этом погашение Казначейских обязательств налоговым освобождением может быть осуществлено для Казначейского обязательства с любым сроком погашения и независимо от накладываемых ограничений на порядок обращения. Сумма налогового освобождения рассчитывается по формуле, приведенной в п. 4.2.2 настоящего положения;

3.1.5. Погашение Казначейских обязательств с получением процентов по текущему курсу, определяемому по формуле, приведенной в п. 4.2.2 настоящего Положения.

3.2. Депозитарий не вправе отказывать владельцу Казначейских обязательств в переводе оговоренного им в распорядительных документах количества Казначейских обязательств на счета, открытые в уполномоченном депозитарии их потенциальными владельцами.

3.3. Информация в счетах депо в депозитарии и количестве обязательств, находящихся на счете каждого владельца, является строго конфиденциальной. Депозитарий по согласованию с Минфином России и, в отдельных случаях, с первыми владельцами КО (федеральными министерствами и ведомствами), разрабатывает и утверждает инструкцию о конфиденциальности, исполнение которой обязательно для всех служащих уполномоченного депозитария.

 

4. Погашение Казначейских обязательств

ГАРАНТ:

О погашении казначейских обязательств см. также письмо Минфина РФ от 26 октября 1995 г. N 3-Г1-14/183

 

4.1. Погашение Казначейских обязательств осуществляется Минфином России (Главным управлением федерального казначейства) путем перевода на счета последних держателей Казначейских обязательств их номинальной стоимости плюс проценты, оговоренные при выпуске Казначейских обязательств.

Погашение Казначейских обязательств осуществляется Главным управлением федерального казначейства самостоятельно либо платежным агентом на основании заключенного с ним договора. В качестве платежного агента может выступать уполномоченный банк-депозитарий, либо любой другой уполномоченный Министерством финансов Российской Федерации банк.

4.1.1. Погашение КО осуществляется с даты начала погашения, обозначенной в глобальном сертификате.

Держатель КО, желающий погасить принадлежащие ему КО либо обменять их на налоговые освобождения, за 5 рабочих дней до срока, в который он хотел бы погасить (обменять на налоговые освобождения) принадлежащие ему КО, подает заявление в уполномоченный депозитарий (форма заявления установлена в регламенте депозитария, согласованном с Минфином России). Уполномоченный депозитарий в течение 2 рабочих дней с момента получения заявления передает информацию о держателях КО, желающих погасить принадлежащие им ценные бумаги, о сроках и формах погашения в Главное управление федерального казначейства. Форма заявления депозитария разрабатывается Главным управлением федерального казначейства.

4.1.2. После получения заявок на погашение в течение 3 рабочих дней Главное управление Федерального Казначейства осуществляет перевод средств на счета платежного агента либо выдает на указанную в заявлении сумму налоговые освобождения.

4.1.3. Платежный агент в течение 3 рабочих дней с момента поступления средств на его счет переводит их на счет владельцев КО либо выдает им налоговые освобождения.

4.1.4. По договору с Министерством финансов платежный агент может осуществлять выплату суммы по погашению КО за свой счет с последующей компенсацией из Федерального бюджета на условиях, оговоренных в договоре об услугах платежного агента.

4.2. Казначейские обязательства могут быть погашены денежными средствами либо налоговыми освобождениями по текущему курсу КО. Расчет текущего курса КО приведен в п. 4.2.2 настоящего Положения.

4.2.1. При погашении Казначейских обязательств денежными средствами эти средства перечисляются на расчетный (текущий) счет предприятия (организации) Главным управлением федерального казначейства или платежным агентом. Использование в октябре - декабре 1994 года поступивших средств регламентируется положением телеграммы Минфина России и Госналогслужбы России от 14 сентября 1994 года NN 1-35/64, ВП-6 13/349.

4.2.2. Погашение Казначейских обязательств налоговыми освобождениями осуществляется по курсу КО, рассчитанному исходя из следующих принципов.

Текущий курс КО рассчитывается как сумма номинала КО и произведения номинала обязательства, умноженного на процентное число. Процентные числа рассчитываются как срок нахождения в обращении данного Казначейского обязательства, умноженный на ставку процентного дохода, деленную на 100, и деленную на 360.

Для каждого Казначейского обязательства:

Тк = N + N * (t * P/100)/360,

где: Tk - текущий курс КО,

N - номинал Казначейского обязательства,

t - срок, который данное Казначейское обязательство находится в обращении, но не более срока обращения, установленного при выпуске данной серии КО,

Р - ставка процентного дохода по Казначейским обязательствам.

Процедура налоговых освобождений, а также условия отражения указанных в них сумм в налоговом учете и статистике предприятий (организаций) приведены во "Временном порядке проведения зачета задолженности федерального бюджета по казначейским налоговым освобождениям", утвержденным Минфином России и Госналогслужбой России 23 февраля 1994 года (без номера).

 

5. Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с Казначейскими обязательствами

 

5.1. Бухгалтерский учет Казначейских обязательств ведется предприятиями-держателями Казначейских обязательств на балансовом счете 58 "Краткосрочные финансовые вложения", субсчет "Казначейские обязательства".

5.2. Первый держатель Казначейских обязательств приходует их по дебету счета 58 "Краткосрочные финансовые вложения", (субсчет "Казначейские обязательства") в корреспонденции со счетом 96 "Целевые финансирования и поступления" (субсчет "Казначейские обязательства") по номинальной стоимости.

5.3. При погашении кредиторской задолженности путем перевода Казначейских обязательств держатель Казначейских обязательств в размере их номинальной стоимости дебетует счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками, 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в корреспонденции с кредитом счета 58 "Краткосрочные финансовые вложения" (субсчет "Казначейские обязательства").

Получение Казначейских обязательств в счет погашения дебиторской задолженности отражается в размере номинальной стоимости по дебету счета 58 "Краткосрочные финансовые вложения" (субсчет "Казначейские обязательства") в корреспонденции с кредитом счетов 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п.

5.4. При погашении Казначейских обязательств последнему держателю КО путем перечисления денежных средств поступившая сумма отражается по дебету счетов учета денежных средств в корреспонденции с дебетом счета 58 "Краткосрочные финансовые вложения" (субсчет "Казначейские обязательства") в размере номинальной стоимости и счета 80 "Прибыли и убытки" на сумму процентов по обязательству.

5.5. При погашении Казначейских обязательств путем выдачи налогового освобождения дебетуется счет 68 "Расчеты с бюджетом" (соответствующие субсчета) и кредитуется счет 58 "Краткосрочные финансовые вложения" (субсчет "Казначейские обязательства") с обязательным отражением в аналитическом учете реквизитов полученного налогового освобождения.

Первичный держатель КО при наступлении срока их погашения дебетует счет 96 "Целевые финансирование и поступления", субсчет "Казначейские обязательства" в корреспонденции с кредитом счета 85 "Капитал", субсчет "Добавочный капитал".

5.6. Реализация, передача, прочее выбытие (кроме предусмотренных выше случаев) Казначейских обязательств при вторичном их размещении отражается на счете 48 "Реализация прочих активов" в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Министерства Финансов СССР от 1 ноября 1991 г. N 56.

При этом в случае реализации Казначейских обязательств при их вторичном размещении по договорной цене ниже цены их приобретения, разница между ценой продажи Казначейских обязательств и их балансовой стоимостью отражается по дебету счета 81 "Использование прибыли" и кредиту счета 48 "Реализация прочих активов".

5.7. Министерствами и ведомствами - держателями Казначейских обязательств, ведущими бухгалтерский учет по плану счетов для бюджетных учреждений и организаций, суммы полученных Казначейских обязательств по номинальной стоимости отражаются в бухгалтерском учете по дебету субсчета 134 "Финансовые вложения" и по кредиту субсчета 238 "Прочие средства на содержание учреждения".

Аналитический учет по субсчетам 134 и 238 ведется в книге ф. 292 или карточке 292-а с указанием даты получения и выбытия (реализация, передача, прочие выбытия) Казначейских обязательств.

В случае, если договорная цена Казначейских обязательств при передаче отличается от номинальной стоимости, то на сумму превышения номинальной стоимости дебетуется субсчет 134 и кредитуется субсчет 238, а на сумму понижения против номинальной стоимости дебетуется субсчет 238 и кредитуется субсчет 134.

Бухгалтерский учет операций по указанным субсчетам ведется в соответствии с инструкций Министерства финансов Российской Федерации по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, от 3 ноября 1993 года N 122.

 

6. Информирование участников рынка о выпуске, обращении и погашении КО

 

6.1. Министерство Финансов Российской Федерации принимает меры по открытости рынка КО. С этой целью:

- по мере эмиссии КО публикует информацию о выпусках каждой из серий КО, в которую включается: информация об объеме эмиссии, сроке начала погашения, сроке обращения, ограничениях на обращение, сроках обмена КО на налоговые освобождения, уполномоченном депозитарии Минфина РФ, обслуживающем выпуск КО;

- еженедельно публикует информацию о текущей цене КО по погашению и обмену на налоговые освобождения;

- ежемесячно после начала обмена КО на налоговые освобождения публикует информацию о погашении КО.

6.2. Информация о конкретных владельцах КО является конфиденциальной и не подлежит разглашению без разрешения владельцев КО.

6.3. Уполномоченный депозитарий не вправе без согласия эмитента и держателей КО самостоятельно распространять какую-либо информацию о счетах депо и их владельцах.

 

Заместитель начальника Главного
управления федерального казначейства

А.В.Дроздов

 

Руководитель департамента ценных бумаг и
фондового рынка, член коллегии

Б.И. Златкис

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 октября 1994 г.

Регистрационный N 714

 


Письмо Минфина РФ от 21 октября 1994 г. N 140 "Положение о порядке размещения, обращения и погашения Казначейских обязательств"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 октября 1994 г.

Регистрационный N 714


Настоящее письмо вступает в силу со дня его официального опубликования


Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1994 г., N 45


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Письмо Минфина РФ от 9 марта 1995 г. N 21

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного письма