Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Скурихиной Л.В.,
судей Верхотуровой И.В., Кузьминовой Л.В.
при секретаре Медведевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании от 26 января 2011 года дело по иску Орловой Елены Анатольевны, Тищенко Ольги Викторовны к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N4 города Хабаровска", Администрации города Хабаровска о признании несоответствующим трудовому законодательству п.2.1 приложения N 1 к Постановлению Администрации города Хабаровска от 16.11.2009 года, незаконным одностороннего изменения условий трудового договора в части оплаты труда, взыскании недополученной заработной платы, по кассационной жалобе представителя истцов Орловой Е.А., Тищенко О.В. - Павельевой Ю.Ю., на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 25 октября 2010 года.
Заслушав доклад судьи Скурихиной Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орлова Е.А., Тищенко О.В. обратились в суд к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N4 города Хабаровска", Администрации города Хабаровска с иском о признании незаконным изменение обязательных условий трудового договора в части оплаты труда, признании незаконным уведомления об изменении условий трудового договора, пересчете заработной платы, признании несоответствующим трудовому законодательству п.2.1 Приложения N1 к Постановлению Администрации города Хабаровска от 16.11.2009 года N4025.
В обоснование заявленных требований указали, что они работают в качестве преподавателей по классу фортепиано в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская музыкальная школаN4. 13 августа 2009 года в школе была введена новаясистема оплаты труда (в соответствии с Постановлением администрации г.Хабаровска N2877 от 13.08.2009 года "О введении в муниципальных учреждениях культуры, финансирование оплаты труда работников которых осуществляется за счет собственных доходов городского округа "Город Хабаровск", новой системы оплаты труда"). Согласно приложению N1 указанного постановления, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России N216н от 05.05.20008 года "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования", должность преподавателя отнесена к 4-му квалификационному уровню с окладом в размере 4 300 рублей. В связи с введением новой системы оплаты труда, истцами и работодателем было подписано Дополнительное соглашение, являющееся неотъемлемой частью трудовых договоров. Согласно п.2 этого соглашения, истцам был установлен оклад в размер 4 300 рублей, до марта 2010 года заработную плату истцам рассчитывали на основании этого оклада. 24 ноября 2009 года истцам предоставили на ознакомление уведомление, в котором работодатель, в соответствии с Постановлением от 16.11.2009 года N 4025, руководствуясь ст. 74 Трудового кодекса РФ, уведомил истцов о том, что по истечении двух месяцев с момента уведомления, условия труда, в части оплаты труда, будут изменены. После ознакомления с уведомлением дополнительных соглашений об изменении обязательных условий трудовых договоров истцами подписано не было, с приказом об изменении окладов истцы ознакомлены не были. С 01 марта 2010 года истцам были уменьшены размеры окладов до 3 600 рублей, о чем истцы узнали в начале апреля, получив расчетный листок за март. Считают, что в результате действий работодателя руководствовавшегося Постановлением администрации города Хабаровска от 16.11.2009 года N 4025, были нарушены их трудовые права: были изменены обязательные условия трудового договора в части оплаты труда (уменьшение оклада), уменьшилась заработная плата, квалификационный уровень преподавателя снижен с4-го до 1-го уровня.
Просили признать незаконным изменение обязательных условий трудового договора в части оплаты труда, признать незаконным уведомления об изменении условий трудового договора, пересчете заработной платы, признать несоответствующим трудовому законодательству п.2.1 Приложения N1 к Постановлению Администрации города Хабаровска от 16.11.2009 года N 4025.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 25 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований Орловой Е.А. и Тищенко О.В. отказано.
В кассационной жалобе представитель истцов Павельева Ю.Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации города Хабаровска полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ч.2 ст.57 Трудового кодекса РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Статьей 74 Трудового кодекса РФ определены основания и порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.
Статья 129 Трудового кодекса РФ предусматривает, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации города Хабаровска от 16 ноября 2009 г. N 4025 внесены изменения в постановление администрации города от 13.08.2009 N 2877 "О введении в муниципальных учреждениях культуры, финансирование оплаты труда работников которых осуществляется за счет собственных доходов городского округа "Город Хабаровск", новой системы оплаты труда", в частности Раздел 2 "Оплата труда работников муниципальных учреждений культуры" приложения "Примерное положение об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, финансирование оплаты труда которых осуществляется за счет собственных доходов городского округа "Город Хабаровск" изложено в новой редакции (п.1.2 вышеуказанного постановления N 4025).
Согласно ст.144 Трудового кодекса РФ, система оплаты труда устанавливается в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом, Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
В этом случае заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Судом первой инстанции установлено, что на федеральном и региональном уровнях, нормативные акты, утверждающие общеобязательные размеры окладов для работником муниципальных учреждений культуры не принимались.
В соответствии со ст. 53 ФЗ от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений.
Ранее действовавшая система оплаты труда включала в себя: тарифную ставку, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты. Новая система оплаты труда включает в себя: оклады (должностные оклады), повышающий коэффициент к окладам (должностным окладам), компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты.
Администрация города Хабаровска, действуя в пределах своей компетенции, постановлениями от 13.08.2009 N 2877, и от 16.11.2009 N 4025 "О внесении изменений в "Постановление администрации города Хабаровска от 13.08.2009 N 2877", определило новые условия оплаты труда в связи с изменением федерального законодательства (отмены тарифной системы оплаты труда). Изменение системы оплаты труда учреждения является организационным изменением, данные правоотношения регулируются ст. 74 Трудового Кодекса РФ.
Проверив представленные истцами расчеты, суд установил, что изменение ежемесячной заработной платы истцов обусловлено объективными факторами не связанными с нормативными актами администрации города Хабаровска (изменение учебной нагрузки, наличие или отсутствие стимулирующих выплат, наличие или отсутствие выплат за замещение). Заработная плата, выплачиваемая истцам стала меньше выплачиваемой на основе ЕТС при условии сохранения объема должностных обязанностей (учебной нагрузки) и выполнения работ той же квалификации, превышает МРОТ, установленный федеральным законом.
Все истцы своевременно (за два месяца до введения новой системы оплаты труда) были уведомлены об изменении условий трудового договора, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями, в которых истцы от продолжения работы в новых условиях не отказывались. Истцы по истечении предупредительного срока продолжают работать по настоящее время, получают заработную плату, рассчитанную по новой системе оплаты труда, следовательно, трудовой договор является заключенным согласно части 2 ст. 67 Трудового Кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив доказательства по делу по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что Постановление администрации города Хабаровска от 16.11 2009 N 4025 "О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 13.08.2009 N 2877" не повлекли нарушение прав и законных интересов истцов.
Доводы кассационной жалобы в части того, что проект постановления не направлялся в отраслевой профсоюзный комитет, судебная коллегия признает несостоятельным. Само по себе данное обстоятельство не является основанием для признания постановления незаконным, поскольку обжалуемое постановление по существу соответствует требованиям действующего трудового законодательства, прав и свобод истцов не нарушает.
Таким образом, решение соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а иные доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения не содержат.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 25 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя истцов Орловой Е.А., Тищенко О.В. - Павельевой Ю.Ю.- без удовлетворения.
Председательствующий: Л.В. Скурихина
Судьи: И.В. Верхотурова
Л.В. Кузьминова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.