Кассационное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 декабря 2010 г. по делу N 33-14734/2010 (ключевые темы: детский сад - тарифная ставка - должностной оклад - стимулирующие выплаты - доплаты)

Кассационное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 07 декабря 2010 г. по делу N 33-14734/2010

 

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Сидоркина С.В.,

судей Мазановой Т.П.,

Азаровой Т.И.

при секретаре Эйриян К.С. рассмотрела в открытом судебном заседании 07.12.2010 гражданское дело по иску Крюковой С.В. к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 65 "Семицветик" общеразвивающего вида", Управлению образования МО город Алапаевск о взыскании недоплаченной заработной платы по кассационной жалобе ответчика на решение Алапаевского городского суда о 07.09.2010.

Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение Крюковой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Крюкова С.В. обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании недоплаченной заработной платы за период с 1.01.2009 по 31.05.2010, указав в обоснование иска, что она работает ... в МДОУ "Детский сад N 65 "Семицветик" общеразвивающего вида" с 5.06.2008. Истица просит взыскать недоплаченную за спорный период заработную плату в сумме ...

В обоснование иска истица указала, что установленный ей размер заработной платы нарушает ее трудовые права. По мнению истицы, размер тарифной ставки не может быть менее минимального размера оплаты труда, а именно 4330 руб. с 1.01.2009 года, все иные доплаты, компенсационные и стимулирующие выплаты должны начисляться дополнительно к указанной сумме. В нарушение указанного положения работодатель неправомерно включает в состав минимального размера оплаты труда компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты, доплаты за совмещение. Истица просит взыскать за спорный период недоплаченную заработную плату

Судом принято решение, которым исковые требования истцов были удовлетворены частично.

В кассационной жалобе МДОУ "Детский сад N65 "Семицветик" общеразвивающего вида" просит решение суда отменить, указывая на неправильное применение судом трудового законодательства.

Проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отменить решение суда в силу следующих обстоятельств.

Суд установил, что истец является сотрудником Детского сада N 65 г. Алапаевска, которой оклад по должности ... с 01.01.2009 установлен в меньшем, чем установленный МРОТ, оплата труда производилась таким образом, чтобы с доплатами не составляла менее МРОТ, равного 4330 рублей.

Суд не установил нарушение прав истца тем, что ей по должности был установлен оклад менее МРОТ.

Судебная коллегия находит правильным данный вывод суда.

Согласно ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты, надбавки компенсационного характера и т.п.) и стимулирующие выплаты.

В соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ из ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключено понятие минимального размера оплаты труда и ликвидирована его взаимосвязь с базовыми ставками.

При этом согласно статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации размер заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством. Таким образом, буквальное содержание данной нормы закона указывает на то, что МРОТу должна соответствовать зарплата за месяц, а не базовые тариф, ставка, оклад. Такое понимание данной правовой нормы соответствует требования ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. федерального закона N 54-ФЗ от 20.04.2007), в соответствии с которым с 01.09.2007 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 2 300 руб. в месяц, ст. ст. 129, 130, 133 Трудового кодекса Российской Федерации. По смыслу закона в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные компенсационные и социальные выплаты.

В связи с указанным, в том числе, требованием ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, с 01 сентября 2007 г. органы государственной власти и органы местного самоуправления освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.

В условиях перехода на новые системы оплаты труда и установления с 01.01.2009 МРОТ в сумме 4330 рублей заработная плата работника, которая состоит из оклада, надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат, не может быть ниже этой суммы, но не должностные оклады, размер которых не должен определяться суммой МРОТ.

Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

В связи с изложенным суд обоснованно признал утверждение истца несоответствующим действующему законодательству, поскольку с 01.09. 2007 признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже размера минимального размера оплаты труда. В связи с указанным, в том числе, требованием ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, с 01.09.2007 органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, базовых ставок по профессиональным квалификационным группам.

Решением Думы МО г. Алапаевск "О системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Алапаевск" от 29.04.2009 ... установлены тарифные ставки работникам бюджетной сферы, с учетом которых и устанавливался истцу оклад по ее должности.

Как следует из расчетных листков по начислению заработной платы в спорный период, истцу начислялась и установлено, что своевременно выплачивалась, зарплата, превышающая МРОТ. В связи с тем, что утверждение истца о том, что работодатель незаконно занижал ей заработную плату, поскольку ее оклад не должен быть ниже установленного в стране минимального размера оплаты труда, который с 01.01.2009 установлен в размере 4330 рублей не соответствует вышеуказанным требованиям действующего законодательства, а потому и требование о том, что работодатель не доплатил ей заработную плату в связи с тем, что оклад был установлен менее МРОТ, является незаконным.

Установив данные обстоятельства, суд должен был принять решение об отказе истцу в удовлетворении иска по заявленному основанию, поскольку в силу требований ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, так как в соответствии с требованиями ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменять основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

В месте с тем, суд в нарушение вышеуказанных требований закона вышел за пределы заявленных требований, не указав, каким федеральным законом в данном случае предоставлено такое право суду, и тем самым увеличил размер исковых требований, усмотрев нарушение порядка применения районного коэффициента, на территории Свердловской области составляющего 15%, в связи с чем произвел перерасчет заработной платы и взыскал установленную недоплату.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда постановленным в нарушение действующего законодательства, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении иска по заявленному основанию, поскольку утверждение истца о том, что оклады не должны быть меньше установленного МРОТ, неправомерно. Менее суммы МРОТ не может быть заработная плата, оклад в которой является лишь составляющей частью.

Руководствуясь требованиями ст. 361,362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 07.09.2010 отменить, принять по делу новое решение:

Крюковой С.В. отказать в удовлетворении иска к МДОУ "Детский сад N 65 "Семицветик" общеразвивающего вида", Управлению образования МО г. Алапаевск о взыскании задолженности по заработной плате,

кассационную жалобу МДОУ "Детский сад N 65 "Семицветик" общеразвивающего вида" удовлетворить.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.