Определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 13 февраля 2012 г. по делу N 33-709/2012 (ключевые темы: иностранные граждане - вид на жительство - разрешение на временное проживание - прожиточный минимум - бывший член семьи)

Определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 13 февраля 2012 г. по делу N 33-709/2012

 

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Алексеевой С.Ф., Орловой И.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 13 февраля 2012г. дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 декабря 2011года, по которому

удовлетворено заявление Саакяна С.А. об оспаривании решения УФМС России по Республике Коми об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, об отказе в выдаче вида на жительство, обязанности предоставить вид на жительство в Российской Федерации,

отменено заключение УФМС России по Республике Коми N от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании Саакяну С.А. разрешения на временное проживание и отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации,

УФМС России по Республике Коми обязано выдать Саакяну С.А. вид на жительство в Российской Федерации,

возвращена Саакяну С.А. уплаченная на основании чека-ордера N от ДД.ММ.ГГГГ государственная пошлина в размере ....

Заслушав доклад судьи Орловой И.А., объяснения представителей УФМС России по Республике Коми Зверева Н.П., Яганова Н.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Саакян С.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в выдаче вида на жительство и аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в обоснование которого указал, что за всё время проживания на территории Российской Федерации был трудоустроен, его доход превышал пределы прожиточного минимума.

В судебном заседании Саакян С.А. на удовлетворении требований настаивал.

Представитель УФМС России по Республике Коми просил отказать в удовлетворении заявлений, в том числе, по мотиву пропуска срока обращения с заявлением в суд. В письменном отзыве на заявление Саакяна С.А. УФМС России по Республике Коми указало, что доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, Саакян С.А. не представил. При подаче заявления о получении вида на жительство Саакян С.А. был обязан доказать наличие доходов в сумме ... руб. за ... год. Однако в заявлении Саакян С.А. указал на доход в размере ... руб., что не давало ему права получить вид на жительство. Также УФМС России по Республике Коми заявлено ходатайство о пропуске Саакяном С.А. срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УФМС России по Республике Коми не согласно с решением суда и просит его отменить, указывая на нарушение судом норм материального права, полагает, что выводы суда о наличии у Саакяна С.А. средств, позволяющих содержать себя и члена семьи, не прибегая к помощи государства, а также о наличии оснований для восстановления срока на подачу заявления необоснованны и не подтверждаются представленными материалами дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Саакян С.А. является гражданином Республики Армения, имеет на иждивении дочь ....

ДД.ММ.ГГГГ Саакян С.А. обратился в УФМС России по Республике Коми с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание без учёта квоты, мотивируя желанием проживать на территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Республике Коми было принято заключение N оформить Саакяну С.А. разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Саакян С.А. обратился в УФМС России по Республике Коми с заявлением о выдаче вида на жительство, мотивируя желанием проживать и работать на территории Российской Федерации.

В п. 13 заявления о выдаче вида на жительство Саакяном С.А. указано, что он со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ООО " П.", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ООО " С.".

В п. 14 заявления Саакян С.А. указал, что величина его дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предшествовавшего дню подачи заявления, составила ... руб. Указанный доход получен Саакяном С.А. на основании заключенного между ним и ООО " С." договора N оказания услуг физическим лицом от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заключения УФМС России по Республике Коми N от ДД.ММ.ГГГГ Саакяну С.А. отказано в выдаче вида на жительство на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" N 115-ФЗ от 25.07.2002 года, его разрешение на временное проживание, выданное ДД.ММ.ГГГГ, аннулировано на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 7 того же Закона.

Уведомление о принятом решении вручено Саакяну С.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" необходимо учитывать, что помимо указанного в части 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, пунктом 4 статьи 7 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" N 115-ФЗ от 25.07.2002 года решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения.

Таким образом, решение УФМС России по Республике Коми об аннулировании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, могло быть обжаловано Саакяном С.А. в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о принятом решении.

С учетом положений части 4 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", даты подачи Саакяном С.А. заявления в суд ( ДД.ММ.ГГГГ), обоснованным является вывод суда о том, что срок обращения в суд заявителем пропущен.

Саакян С.А. ходатайствовал о восстановлении срока, указывая, что пропуск срока обусловлен обращением в УФМС России по Республике Коми для выдачи копий документов, приложенных к заявлению о получении вида на жительство.

Указанные заявителем причины обоснованно приняты судом во внимание как основания для восстановления срока, поскольку являются уважительными, оправдывают нарушение срока обжалования. При этом подача Саакяном С.А. ДД.ММ.ГГГГ дополнений к заявлению, не свидетельствует о пропуске срока обращения в суд, поскольку изначально при обращении в суд Саакян С.А. просил отменить решение УФМС России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" N 115-ФЗ от 25.07.2002 года разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" N 115-ФЗ от 25.07.2002 года, в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"", Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2007 года N 91 утверждены Правила определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила).

Пунктами 2 и 3 Правил установлено, что среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяется в целях установления их соответствия уровню прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину разрешено временное проживание.

К членам семьи иностранного гражданина относятся супруг (супруга), родители (усыновители) и дети (усыновленные) иностранного гражданина, совместно проживающие с ним на территории субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание.

Согласно пункту 4 указанных Правил, определение среднемесячного дохода осуществляется на основании документов, свидетельствующих о доходах иностранного гражданина и членов семьи иностранного гражданина, предъявляемых иностранным гражданином в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" при подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Пунктами 5,7 Правил установлено, что расчет среднемесячного дохода производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Доходы иностранного гражданина и члена семьи иностранного гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации по налогам и сборам.

Приказом Федеральной миграционной службы от 29.02.2008 года N 41 утвержден Административный регламент по предоставлению ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (далее - Регламент).

Пунктом 38.3 Регламента предписано, что иностранный гражданин одновременно с подачей заявления представляет должностному лицу документ, подтверждающий наличие у заявителя средств, обеспечивающих ему и членам его семьи при проживании в Российской Федерации прожиточный минимум, или документ, подтверждающий его нетрудоспособность.

Исходя из положений приведенных нормативных актов, регулирующих исчисление дохода иностранных граждан при решении вопроса о выдачи вида на жительство, является обоснованным вывод суда первой инстанции об обязанности Саакяна С.А. подтвердить доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть доход за один календарный год, предшествующий дате обращения с заявлением о выдаче вида на жительство.

Установив, что доход Саакяна С.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ превышает размер прожиточного минимума, исчисленный за этот период на основании ежеквартальных данных о величине прожиточного минимума для трудоспособного населения и детей, установленной Правительством Республики Коми, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконном отказе Саакяну С.А. в выдаче вида на жительство.

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда об отсутствии у УФМС России по Республике Коми оснований для аннулирования Саакяну С.А. в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" N 115-ФЗ от 25.07.2002 года разрешения на временное проживание, поскольку материалами дела подтверждается, что доход Саакяна С.А. в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) превышает прожиточный минимум для трудоспособного населения и детей, установленный Правительством Республики Коми на данный период.

Доказательств того, что Саакян С.А. не имел денежных средств, позволяющих содержать себя и ребенка, прибегал к помощи государства, УФМС России по Республики Коми суду представлено не было.

Представленным сторонами доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.

Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, а лишь выражают не согласие с ними, в связи с чем основанием для отмены правильного решения суда не являются.

В связи с изложенным судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Республике Коми - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.