Письмо ЦБР и Госналогслужбы РФ от 18 августа 1993 г. NN 51, ВЗ-6-13/272 Методические рекомендации по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации

Письмо ЦБР и Госналогслужбы РФ от 18 августа 1993 г. NN 51, ВЗ-6-13/272

 

Во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" Центральный банк Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации утвердили прилагаемые Методические рекомендации по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки в банки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Доведите указанные рекомендации до коммерческих банков и расчетно-кассовых центров.

 

Первый заместитель председателя ЦБ РФ
Заместитель Руководителя Госналогслужбы РФ

А.В.Войлуков
В.А.Зверховский

 

Методические рекомендации
по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации

 

1. Прием наличных денег от населения при осуществлении торговых операций или оказания услуг населению на территории Российской Федерации производится всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее-предприятиями) через кассу кассирами (кассирами-контролерами) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Исключение из этого порядка допускается только для предприятий, включенных в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специализации своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утверждаемый Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

2. При денежных расчетах с покупателями предприятиями применяются модели (типы) контрольно-кассовых машин, допускаемые к использованию на территории Российской Федерации и внесенные в государственный реестр контрольно-кассовых машин, серийные образцы которых прошли испытания в установленном порядке.

3. Контрольно-кассовые машины, используемые для расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения предприятия.

ГАРАНТ:

См. Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470

4. Чеки контрольно-кассовых машин действительны только в день их выдачи покупателю.

5. При работе на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая лента.

Контрольная лента оформляется на начало и конец дня, при этом на ней проставляется число, время начала работы, номер контрольно-кассовой машины, клише и суммы выручки за день, которые заверяются подписями кассира и представителями администрации предприятия.

Если в процессе работы произошел обрыв контрольной ленты, то проставляются время обрыва, указанные выше реквизиты и подписи.

6. Предприятия, осуществляющие расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовых машин, ведут для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста.

7. В книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки. Записи в книге производятся в хронологическом порядке чернилами, без помарок, подчисток и неоговоренных исправлений, с подписями кассира и представителями администрации предприятия.

8. Книга кассира-операциониста должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера и печатью предприятия.

9. На предприятиях, где имеется несколько контрольно-кассовых машин, на каждую из них должна быть заведена отдельная книга кассира-операциониста.

10. Показатели счетчиков недействующих контрольно-кассовых машин, находящихся в запасе, ремонте, актируются и заверяются подписями бригадира-механика и представителя администрации предприятия.

11. По окончании работы предприятия или по прибытии инкассатора банка, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир обязан:

- подготовить денежную выручку и другие платежные документы;

- составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших магазинах с одной-двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Представитель администрации в присутствии кассира-операциониста снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту или получает ее распечатку и подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указывая на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) контрольно-кассовых машин на начало и конец дня определяется сумма выручки, которая должна соответствовать показаниям всех денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте и совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру (или уложенной в инкассаторскую сумку).

После снятия показаний счетчиков (регистров) либо распечатки,определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста, которая скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

В соответствии с установленным Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации в кассовой книге делается запись о фактической сумме выручки в целом по предприятию.

12. При расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам (регистрам), представитель администрации с кассиром должен выяснить причину расхождений.

Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы книги кассира-операциониста.

По результатам работы администрация предприятия, в случае недостачи денежных средств, должна принять меры к взысканию ее с виновных лиц в установленном порядке, а при наличии излишков денежных средств - оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.

13. В соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях осуществляют налоговые органы.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", вступающий в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

 

14. При осуществлении контроля за соблюдением Правил использования контрольно-кассовых машин и полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях налоговые органы вправе:

иметь беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам;

проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовых машин, расчетные и платежные документы по использованию данных учета выручки и дохода, исчислению и уплате налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в процессе проверки.

При проведении проверки налоговые органы используют следующие первичные документы:

- паспорт контрольно-кассовой машины установленной формы, в который заносятся сведения о вводе машины в эксплуатацию и ее ремонтах;

- книгу кассира-операциониста;

- использованные контрольные ленты за отчетный период;

- ежедневную кассовую книгу или сводный кассовый (товарный) отчет;

- расчетные и платежные документы по учету выручки и дохода.

15. Налоговые органы обязаны применять санкции к предприятиям, физическим лицам, виновным в нарушении Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в размерах, установленных ст. 7 указанного Закона.

16. При организации контроля работники налоговых органов учитывают, что постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18 июня 1993г. N 5216-1 установлены дифференцированные сроки введения этого Закона (пп. 1, 2 указанного постановления).

17. Коммерческие банки при осуществлении проверок соблюдения Порядка ведения кассовых операций на предприятиях используют бухгалтерские документы, служащие основой для совершения кассовых операций.

 

Департамент регулирования денежного обращения Банка России.

Управление учета, отчетности и анализа Госналогслужбы России.

 


Письмо ЦБР и Госналогслужбы РФ от 18 августа 1993 г. NN 51, ВЗ-6-13/272 Методические рекомендации по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации


Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь" N 36 1993 г.




Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.