Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Решение Советского районного суда г.Томска от 23 марта 2011 г. по делу N 2-700/11 (ключевые темы: должности - железная дорога - профессии рабочих - назначение трудовой пенсии по старости - метрополитен)

Решение Советского районного суда г.Томска от 23 марта 2011 г. по делу N 2-700/11

 

N 2-700/11

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 марта 2011 года г. ТомскСоветский районный суд г. Томска в составе председательствующего Черемисина Е.В. при секретаре Кошкиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЧукаА.Т. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области о возложении на данное учреждение обязанности по включению в специальный трудовой стаж периода работы и назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Чук А.Т. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы главным кондуктором грузовых поездов на станции Копылово "Западно-Сибирской железной дороги" (Тайгинское отделение Кемеровской железной дороги) с 02.09.1994г. по 09.06.1997г.

В ходе рассмотрения дела увеличил исковые требования и просил также обязать ответчика назначить ему пенсию по старости досрочно с 14.06.2010г.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в вышеуказанный период он работал в должности главного кондуктора грузовых поездов в тяжелых условиях труда, что подтверждается документально. В должности главного кондуктора они исполнял те же обязанности, что и в должности кондуктора, период работы в которой включен в специальный стаж.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Пермитин А.В. иск не признал и пояснил, что представленными документами не подтвержден характер и условия труда истца в спорный период. Списком N 2 1956 года и Списком профессий рабочих локомотивных бригад ?, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 предусмотрены только кондукторы грузовых поездов. Кондуктор грузовых поездов и главный кондуктор грузовых поездов имеют разные тарифно-квалификационные характеристики. В обязанности главного кондуктора входят, в основном, руководящие функции.

Выслушав объяснения истца и его представителя Энгельке А.В., представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеютстраховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренногостатьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

Согласно подп. "г" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии состатьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочихлокомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, -Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272.

В указанном "Списке профессий рабочих локомотивных бригад ?" содержится должность кондуктора грузовых поездов.

В трудовой книжке истца отмечено, что с 01.09.1994 по 09.06.1997 он работал в должности главного кондуктора грузовых поездов станции Копылово Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги.

С 23.12.1991 по 01.09.1994 он работал на той же станции в должности кондуктора грузовых поездов.

Согласно Справке Железнодорожной станции Томск - 2 Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги от 26.08.2008, Чук А.Т. занимал должность главного кондуктора грузовых поездов станции Копылово, работа в которой давала право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Работа заключалась в приеме, отправлении и пропуске поездов на участках магистральных железных дорог.

Согласно разделу XXX (Транспорт) Списка N 2 1956 года, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются кондукторы грузовых поездов.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 N 81/8 было разъяснено, что если в списке включены профессии рабочих под общим наименованием (например, всписок N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены "кондукторы грузовых поездов"; всписок N 2, раздел I, подраздел 1, - "аппаратчики" или всписок N 2, раздел IV, подраздел 3, - "машинисты ведущих моторов станов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, т.е. не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов; не только аппаратчики, но и старшие аппаратчики, младшие аппаратчики и помощники аппаратчиков; не только машинисты ведущих моторов станов, но и их помощники.

С учетом указанного разъяснения, включение вСписок профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 должности кондуктора грузовых поездов, дает основание полагать, что наименование главного, младшего, старшего кондуктора есть ни что иное как разные наименования одной и той же профессии.

Данный вывод подтверждается тем, что вразделе "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56 (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82) должность главного кондуктора грузовых поездов отдельно не выделена. В ? 7 указанного раздела ЕТКС содержится тарифно-квалификационная характеристика кондуктора грузовых поездов, как общего наименования данной профессии.

Как следует из трудовой книжки истца, при работе главным кондуктором грузовых поездов он имел 5 разряд. В тарифно-квалификационной характеристике кондуктора грузовых поездов отмечено, что при обслуживании на железных дорогах сети сборных, вывозных и передаточных поездов с маневровой работой кондуктору грузовых поездов присваивается 4-й разряд, однако кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд. Тем самым, отличие главного кондуктора грузовых поездов от кондуктора заключается в наличии у главного кондуктора более высокого разряда, позволяющего руководить маневровой работой или кондукторской бригадой. В то время как и для кондуктора грузовых поездов предусмотрено выполнение работ по руководству действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях. В этой связи, доводы ответчика о том, что главный кондуктор в отличие от кондуктора выполняет руководящие функции, являются необоснованными. Характер работы кондуктора грузовых поездов и главного кондуктора грузовых поездов является одинаковым, иначе для данных должностей были бы установлены разные тарифно-квалификационные характеристики.

Постановлением Минтруда РФ от 01.04.2003 N 15 "Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено тождество профессий рабочих, предусмотренныхСписком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д"статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотреныСписком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные вСписок профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д"статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272.

Данное Постановление подтверждает сохранение государством единого подхода при формировании списков работников транспорта как по Списку N 2 1956 года так и по Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом "д"статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В то время как по Списку N 2 1956 года должность главного кондуктора грузовых поездов однозначно воспринималась как разновидность профессии кондуктора грузовых поездов, работа в которой давала право на льготное пенсионное обеспечение.

Данные довод подтверждается и тем, что в различных подзаконных актах, а также в документах организаций железнодорожного транспорта, наименования кондуктора и главного кондуктора грузовых поездов используются как тождественные (Постановление Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020 "Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам", "Положение о вознаграждении работников ведущих должностей и профессий железных дорог за обеспечение безопасности движения поездов" (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 24.11.2005 N 1857р).

Таким образом, работа истца в должности главного кондуктора грузовых поездов должна включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

С учетом включения спорного период в специальный стаж, требования истца о назначении ему пенсии на основании подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 10.06.2010г., т.е. с момента достижения возраста 57 лет, являются обоснованными, поскольку пенсионным органом уже включены в специальный стаж периоды работы истца в тяжелых условиях труда продолжительностью 7 лет 2 месяца 4 дня.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчиком не представлено доказательств того, что истец в спорный период не был занят на тяжелых работах и что характер его работы в должности главного кондуктора грузовых поездов отличался от работы кондуктора грузовых поездов.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Российской Федерации в Томском районе Томской области включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы ЧукаА.Т. в должности главного кондуктора грузовых поездов на станции Копылово "Западно-Сибирской железной дороги" (Тайгинское отделение Кемеровской железной дороги) с 02.09.1994г. по 09.06.1997г. и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 14.06.2010г.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области в пользу ЧукаА.Т. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья:

Решение не вступило в законную силу.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.