Временные методические рекомендации ГКАП РФ от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053 по выявлению монопольных цен

Временные методические рекомендации Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур
по выявлению монопольных цен
от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам ГКАП России и его территориальных управлений при выявлении монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и применяющими свободные цены.

Регулирование цен на товары (работы, услуги) и контроль за их применением осуществляется в установленном порядке и не является предметом настоящих Рекомендаций.

1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также на основе действующих нормативных документов по ценообразованию (перечень прилагается).

1.3. Рекомендации применяются при проверках соблюдения антимонопольного законодательства, в частности, статей 5 и 6 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

1.4. Настоящие Рекомендации могут быть использованы при анализе деятельности предприятий на предмет выявления ценового сговора наряду с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по ценовым соглашениям как форме ограничительной деловой практики и Временной методикой выявления и пресечения соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию.

2. Понятие монопольной цены

 

2.1. По установленному порядку хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, реализуют свою продукцию по свободным (рыночным) ценам (тарифам), кроме продукции цены на которую регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации.

2.2. Оптовые (на продукцию производственно-технического назначения) и отпускные (на товары народного потребления) цены и тарифы устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно или на договорной основе, исходя из сложившегося соотношения спроса и предложения (конъюнктуры рынка).

2.3. Под монопольной в настоящих Рекомендациях понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие (низкие) и монопсонически низкие цены.

2.4. Монопольно высокой является цена, которая устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в результате изъятия товаров из обращения с целью ее завышения для получения сверхприбыли или/и компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

2.5. Монопольно низкой является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и существенно ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.

2.6. Монопсонически низкой ценой на покупаемый товар является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим в качестве потребителя (покупателя) доминирующее положение на рынке данного товара, в целях получения сверхприбыли или/и компенсации необоснованных затрат путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика

2.7. В соответствии со ст. 5 Закона "О конкуренции ... " установление монопольных цен хозяйствующим субъектом является злоупотреблением доминирующим положением на рынке при применении на свою продукцию свободных (рыночных) цен.

3. Признаки выявления монопольных цен

 

3.1. При рассмотрении признаков установления монопольных цен следует иметь в виду, что:

3.1.1. под изменением цен понимается их реальная динамика, учитывающая инфляционные процессы;

3.1.2. изменения объемов производства учитываются в натуральном, а не стоимостном выражении;

3.1.3. признаки монопольных цен могут выявляться не только прямо, через сравнение фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями, которые имеются (или имелись бы) на конкурентном рынке, но и косвенно, путем анализа динамики цен объемов производства и т.д.;

3.1.4. факты, формально свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, реально могут быть следствием сложившейся конъюнктуры рынка, а не злоупотреблением доминирующим положением на рынке со стороны хозяйствующего субъекта при установлении свободных цен. Поэтому наличие признаков монопольной цены не исключает, а предполагает проведение дальнейшего экономического анализа.

3.2. К наиболее характерным признакам монопольно высокой цены (при прочих равных условиях) могут быть отнесены:

3.2.1. повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате:

преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при неизменном качестве;

скрытого уменьшения объемов производства (реализации)(1);

3.2.2. скрытое повышение цены(2) в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате сокращения объемов производства (реализации);

3.2.3. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

3.3. Наиболее характерными признаками монопольно низкой цены являются:

3.3.1. создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;

3.3.2. продажа продукции хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, по ценам ниже себестоимости и/или ниже уровня, который сложился на конкурентных рынках, и/или меньше среднеотраслевого (среднерегионального) уровня, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

3.3.3. не обусловленное конъюнктурой рынка и динамикой издержек производства снижение прибыли в условиях стабильного (растущего) спроса на данный товар за определенный период времени;

3.3.4. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы конкурентов.

3.4. Наиболее характерными признаками монопсонически низкой цены являются:

3.4.1. не обусловленное уровнем потребностей сокращение объемов производства и недоиспользование мощностей предприятий-поставщиков;

3.4.2. покупка продукции хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, в частности, по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на среднеотраслевом (среднерегиональном) уровне и/или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

3.4.3. не обусловлено конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или/и уровня заработной платы его работников), путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.

4. Анализ признаков монопольно высоких цен

ГАРАНТ:

См. разъяснения по выявлению монопольно высоких цен, сообщенные письмом ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034

4.1. При выявлении фактов установления монопольной цены рекомендуется:

4.1.1. уточнить границы товарного рынка, на котором хозяйствующий субъект реализует свою продукцию, в соответствии с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по определению границ и объемов товарных рынков;

ГАРАНТ:

См. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220

См. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108

4.1.2. проверить наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке в соответствии с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

4.1.3. проанализировать данные, подтверждающие признаки установления монопольно высокой цены.

4.2. Рекомендуемые ниже методы выявления признаков монопольных цен являются приближенными, ни один из них в отдельности не может гарантировать полную достоверность выводов и только максимальная их совокупность повышает вероятность доказательности наличия монопольных цен.

4.3. При установлении наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке анализ признаков монопольно высоких цен проводится в два этапа:

4.3.1. предварительный этап анализа;

4.3.2. этап полного (углубленного) анализа деятельности хозяйствующего субъекта.

4.4. В ходе предварительного этапа анализа сотрудниками антимонопольных органов:

4.4.1. изучается комплекс косвенных фактов, а именно: динамика цен, себестоимости, прибыли и рентабельности и объемов производства (Форма 1 приложения N 3);

4.4.2. выбирается база сравнения и производится сопоставление фактического и базового уровня проверяемой цены (Формы 2,3 приложения N 3).

4.5. На этапе предварительного анализа прежде всего следует сравнить темпы роста цен на продукцию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке этой продукции, с соответствующими отраслевыми или региональными (в зависимости от уровня наблюдения) индексами роста цен (инфляции). В случае отсутствия этих показателей сравнение следует проводить с индексом роста оптовых цен по промышленности (на продукцию производственно-технического назначения) и индексом роста цен на потребительские товары и услуги (на товары народного потребления).

При этом о возможном увеличении цен будут прямо свидетельствовать их фактическое резкое увеличение косвенно - темпы роста цен, превышающие среднеотраслевые (3) (среднерегиональные) и/или темпы инфляции по промышленности в целом (по потребительским товарам и услугам).

4.6. Наряду с ценовым анализом следует изучить динамику объемов производства продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке.

При этом о снижении объемов производства будут прямо свидетельствовать его реальное сокращение, косвенно - темпы спада производства, превышающие среднеотраслевые (среднерегиональные) и/или темпы сокращения производства по промышленности в целом.

Сочетание более высоких темпов роста цен на проверяемую продукцию с более высокими темпами спада производства по сравнению с их отраслевыми (региональными) показателями является косвенным свидетельством о наличии монопольного эффекта (повышения цен наряду со снижением объемов производства).

4.7. Для принятия более обоснованного решения следует проанализировать структуру цен (тарифов) на проверяемую продукцию в динамике (Форма 1 приложения N 3). О злоупотреблении доминирующим положением на рынке дадут дополнительные косвенные доказательства:

рост себестоимости более быстрыми темпами, чем увеличение общего индекса инфляции по отрасли (региону, по России);

опережающий рост материальных затрат по сравнению с индексом роста оптовых цен в промышленности;

опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли (в промышленности), региону (по России);

значительное превышение уровня зарплаты на предприятии над среднеотраслевым и/или среднерегиональным уровнем (по России);

повышение рентабельности продукции, по которой проверяемое предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.

4.8. Для дополнительного обоснования можно сопоставить темпы роста цен, себестоимости (отдельных элементов затрат) и уровней рентабельности по монополизированной и немонополизированной продукции проверяемого предприятия.

Так, если темпы роста свободных цен, себестоимости, прибыли и рентабельности проверяемой продукции хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, существенно превысили темп роста этих показателей на продукцию этого же предприятия, по которой оно не является монополистом, это дополнительно указывает на возможное злоупотребление доминирующим положением в части установления монопольно высоких цен.

4.9. В случае, если анализ косвенных фактов покажет возможность установления монопольно высоких цен, необходимо определить базовую точку сравнения - приближенное значение конкурентной цены. Здесь возможны следующие подходы:

4.9.1. За базовую (конкурентную) при соответствующих возможностях и условиях можно взять цену, которая сложилась (на данном или соседнем) конкурентном рынке такого же (или аналогичного товара) по одному из вариантов, приведенных в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Варианты выбора товара и рынка для определения конкурентной цены

 

-------------------------------------------------------------------------
   Рынок                             Товар
-------------------------------------------------------------------------
                      Тот же,   Тот же,   Аналогичный     Аналогичный,
                      того же   другого   того хоз-       другого хоз-
                      хозсубъ-  хозсубъ-  субъекта        субъекта
                      екта      екта
-------------------------------------------------------------------------
Федеральный
уровень
наблюдения
-------------------------------------------------------------------------
Федеральный              -        +/-          +              +
-------------------------------------------------------------------------
Мировой                  +         +          +/-           +/-
-------------------------------------------------------------------------
Региональный
уровень
наблюдения
-------------------------------------------------------------------------
Региональный             -        +/-         +             +
-------------------------------------------------------------------------
Федеральный              +         +          +/-            +/-
-------------------------------------------------------------------------
Другого региона          +         +          +/-            +/-
-------------------------------------------------------------------------

 

Примечание к таблице 1:

1. Знак (-) означает неприемлемость варианта;

знак (+) означает предпочтительный вариант;

знак (+/-) означает приемлемый, но менее предпочтительный вариант.

2. При выборе в качестве базы сравнения цены на мировом рынке конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по официальному биржевому курсу американского доллара.

 

4.9.2. При невозможности взять за базу реальную конкурентную цену в ее качестве ориентировочно можно рассматривать цену, которую можно приближенно рассчитывать по следующей формуле:

               J
     Pk= Pф х ----,                                                   (1)

где Pk - базовая цена, руб.;

Рф - фактическая цена предприятия-монополиста, руб.;

J - отраслевой (региональный) индекс роста цен (инфляции) по данной группе продукции, % (см. сноску 3);

Jф - фактический рост цен на проверяемую продукцию, %.

 

4.10. ГКАП России или его территориальные управления на основе жалоб потребителей и по результатам предварительного анализа еще не могут принять окончательное решение о злоупотреблении доминирующим положением на рынке путем установления монопольно высоких цен. Результаты предварительного анализа не могут служить основанием для выдачи предписания хозяйствующему субъекту. Однако уже на этом этапе можно предпринять попытку сбалансировать интересы сторон по принципу "справедливой цены". В этом случае предприятие может обосновать уровень цен на свою продукцию в антимонопольных органах, для чего представить необходимые материалы: калькуляцию издержек, сведения о динамике объемов производства, анализ конъюнктуры рынка, сведения о рентабельности производства и т.д. ГКАП России (территориальные управления) совместно с органами ценообразования и представителями органов власти и управления, в составе образованных ими совместных комиссий должны проанализировать, с одной стороны, представленные материалы, а с другой - аргументацию потребителей продукции и должны в каждом конкретном случае (в присутствии представителей предприятия-монополиста и основных потребителей его продукции) принять совместное сбалансированное решение по уровню т.н. "справедливой цены" (см. Форму 4, приложение N 3), которое обеспечило бы максимальное удовлетворение потребностей рынка в сочетании с обоснованным соблюдением финансовых интересов производителя продукции.

4.11. При проведении полного (углубленного) анализа деятельности хозяйствующего субъекта на предмет установления монопольно высоких цен уточняются параметры их формирования по результатам маркетингового исследования рынка, динамики цен и объемов производства, проверки обоснованности издержек и направлений расходования прибыли.

4.12. На этом этапе уточняется значение базовой (конкурентной) цены, полученное в ходе предварительного ценового анализа:

4.12.1. При выборе в качестве баз" сравнения цены проверяемой продукции на соседнем конкурентном рынке базовую цену необходимо скорректировать по формуле:

 

                 Рк* = Рф х ---- ,                                    (2)

 

где Рк* - базовая цена (уточненное значение конкурентной цены), руб.;

Рк - цена проверяемой продукции на соседнем, конкурентном рынке, руб.;

Jк - региональный индекс роста цен на соседнем, конкурентном рынке, %;

Jф - фактический индекс роста цен в проверяемом регионе.

Примечания:

1) по продукции производственно-технического назначения сравнение следует проводить по соответствующим индексам роста оптовых цен по промышленности;

2) по товарам народного потребления целесообразно сопоставлять индексы роста цен на потребительские товары и услуги.

4.12.2. При выборе в качестве базы сравнения цены на мировом рынке по продукции, стоимость которой на внутреннем российском рынке находится значительно ниже мировых цен, базовая цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по паритету покупательной способности рубля и доллара США на дату продажи, а не только по официальному биржевому курсу доллара. Здесь же должны быть учтены различия в системах налогообложения, экспортные и импортные пошлины, проведен сравнительный анализ рентабельности и т.д.

4.12.3. При выборе в качестве базы сравнения цены товара - аналога конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета базовой цены с использованием нормативно-параметрических методов расчета цен.

4.12.4. При уточнении значения базовой цены, рассчитанной по формуле (1), следует "очистить" себестоимость и прибыль от экономически необоснованных затрат и расходов. Для этого рекомендуется проанализировать структуру цен (тарифов) на проверяемую продукцию и обоснованность всех видов затрат по статьям калькуляции (по форме 4 приложения N 3), провести анализ использования прибыли. В частности, о необоснованности затрат в составе себестоимости или расходов при распределении прибыли будут свидетельствовать следующие факты:

уменьшение объемов производства при наличии того же (или сниженного, но не пропорционально) количества рабочего и управленческого персонала проверяемого предприятия;

неэффективное использование дорогостоящего оборудования;

перенос на себестоимость продукции затрат или расходование прибыли по направлениям, не вызванным производственной необходимостью;

недогруженные производственные мощности;

значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты (с учетом дополнительных выплат) на предприятии над соответствующим среднеотраслевым и (или) среднерегиональным уровнем и т.д.

Из фактической себестоимости (прибыли) проверяемой продукции затраты (расходы), признанные необоснованными, вычитаются.

"Справедливая" цена, которая определяется как сумма себестоимости, проверенной на обоснованность по всем статьям калькуляции, и прибыли, объективно необходимой на развитие предприятия, предполагает необходимость учета специфических особенностей экономического положения предприятия и особенностей ценообразования на его продукцию. В частности, к таким особенностям хозяйствующего субъекта, проверяемого на предмет ценовых злоупотреблений, могут быть отнесены:

объективная необходимость в средствах на расширение и модернизацию производства, переподготовку и переквалификацию кадров;

объективная необходимость (в силу отсутствия средств у муниципального или областного бюджета) содержать на балансе предприятия организации и учреждения социальной сферы (жилье, детские сады, столовые и т.п.);

высокая ставка акциза по отношению к отпускной цене и т.п.

Дополнительные затраты (расходы), признанные обоснованными, которые получены в результате расчетов в соответствии с п. 4.12.4, должны быть оставлены в составе себестоимости (прибыли) проверяемой продукции.

4.13. При принятии решения о наличии монопольно высокой (низкой) цены следует убедиться, что факты, формально свидетельствующие о монополистической деятельности, действительно продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой хозяйствующего субъекта и подтверждают наличие у него злоупотребления доминирующим положением на рынке, а не вызваны изменением рыночной конъюнктуры (Cм. рис 3., приложение N 2).

4.14. Полученные величины конкурентной цены необходимо скорректировать на соотношение спроса и предложения на данный вид продукции, полученные в результате маркетингового анализа рынка.

4.15. Изучение на этапе предварительного анализа динамики объемов производства продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке, следует дополнить учетом потенциальных возможностей проверяемого хозяйствующего субъекта по производству монополизированной продукции (коэффициент сменности оборудования, загрузка производственных мощностей, наличие запасов товарной продукции на складах, незапланированные отпуска работников без сохранения содержания, динамика численного состава работающего персонала и т.п.).

При квалификации монопольно высокой цены решение антимонопольного органа может базироваться на основном сопутствующем признаке, который определяется при анализе деятельности хозяйствующего субъекта, установившего монопольно высокую цену:

а) при сокращении объемов производства предписание может содержать требование увеличения объема выпуска до величины примерно равной 80% от проектной мощности. При наличии потребности в этой продукции увеличение объема выпуска приведет к падению цены до минимально возможной (см. рис. 2, Приложение N 2);

б) при сохранении объемов производства, но уменьшении поставок на рынок сопутствующим признаком злоупотребления является увеличение запасов на складе. В этом случае предписание должно содержать требование реализации излишних запасов готовой продукции;

в) сохранение излишней численности работающих проявляется в завышении накладных расходов. Предписание может содержать требование снижения накладных расходов или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работающих.

4.16. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, по установлению монопольно высокой (низкой) цены могут быть признаны правомерными, если он докажет, что его действия способствовали или будут способствовать насыщению товарного рынка или улучшению потребительских свойств товара и повышению его конкурентоспособности, в частности, на внешнем рынке.

5. Особенности порядка рассмотрения дел

 

5.1. Порядок рассмотрения дел, формирование комиссий, вопросы применения штрафных санкций за установление монопольных цен осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России.

ГАРАНТ:

О рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства см. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

5.2. Дела по выявлению монопольных цен у хозяйствующих субъектов, доминирующих на федеральном товарном рынке, рассматриваются Комиссией со монопольным ценам, создаваемой при ГКАП России. К работе Комиссии привлекаются специалисты Минэкономики России (органов ценообразования), Госкомстата России, представители заинтересованных министерств и ведомств, конкретных производителей и потребителей проверяемой продукции.

5.3. Дела по выявлению монопольно высоких цен у хозяйствующих субъектов, доминирующих на местных товарных рынках, рассматриваются комиссиями при территориальных управлениях ГКАП России. К работе Комиссий привлекаются заинтересованные представители органов исполнительной власти (в частности, органов ценообразования и статистики) республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, конкретных производителей и потребителей проверяемой продукции.

5.4. Решения, принятые антимонопольными органами по фактам установления монопольных цен, являются окончательными и могут быть опротестованы в установленном порядке.

5.5. При выявлении монопольно высокой (низкой) цены или монопсонически низкой цены на основании решения комиссии ГКАП России (территориальное управление) хозяйствующему субъекту, доминирующему на товарном рынке, выдается предписание снизить (повысить) цену до уровня "справедливой" (конкурентной), увеличить объемы производства и/или повысить качество выпускаемой продукции, изменив или расторгнув договор в установленные Комиссией сроки. Дополнительно ГКАП России (территориальное управление) может обязать его информировать в течение определенного периода времени о всех случаях повышения цен путем их декларирования.

5.6. Хозяйствующий субъект, доминирующий на товарном рынке, которому дано предписание, должен исполнить его в установленный в нем срок и уведомить ГКАП России (его территориальное управление) об исполнении предписания.

 

------------------------------------------

1. Под скрытым сокращением объема производства (реализации) понимается преднамеренное снижение качества продукции (за счет ухудшения потребительских свойств продукции, ее комплектации, ухудшения сервисного обслуживания и т.п.) при формально неизменной величине выпуска (реализации) в штуках, тоннах, метрах и т.д.

2. Под скрытым повышением цены на продукцию понимается номинальная неизменность цены при снижении качества этой продукции или понижения цены при опережающем падении качества.

3. Под отраслью здесь и в дальнейшем понимается отрасль в экономическом смысле слова, т.е. совокупность хозяйствующих субъектов, производящих однородную по назначению продукцию. Поэтому в качестве отраслевых индексов инфляции (объемов производства) следует выбирать в порядке предпочтения индексы изменения цен (объемов производства): по группе товаров - подотрасли - отрасли (в административном понимании).

(1) Спрос в данной модели - это предельное (максимальное) количество товара, которое потребители могут приобрести на рынке при данной цене. Закон спроса: платежеспособный спрос на товар растет с уменьшением его цены и сокращается при ее росте.

(2) Предложение в данной модели - это предельное (максимальное) количество товара, которое производители (продавцы) выставят на рынок для продажи при данной цене. В соответствии с законом предложение товара растет с увеличением его цены и сокращается при ее уменьшении.

 


Временные методические рекомендации ГКАП РФ от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053 по выявлению монопольных цен


Текст рекомендаций опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1994, N 23




Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.