Письмо Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 19 октября 1994 г. N ВГ-03/2426 Разъяснения по вопросам, касающимся банкротства предприятий

Письмо Федерального управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) от 19 октября 1994 г. N ВГ-03/2426


Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) направляет разъяснения по некоторым вопросам, поступившим из территориальных агентств, возникающих в процессе реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий.


Заместитель генерального директора

В.Голубев




1. Вправе ли налоговые органы продолжать безакцептное списание денежных средств, поступающих в результате взимания дебиторской задолженности и продажи имущества, на счета предприятия-должника, находящегося в процессе добровольной ликвидации?

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона), осуществляемая в процессе конкурсного производства ликвидация предприятия-должника проводится как в форме принудительной ликвидации по решению арбитражного суда, так и в форме добровольной ликвидации на основании совместного решения руководителя предприятия-должника и кредиторов, утвержденного собственником (собственниками) предприятия-должника. Открытие конкурсного производства для предприятия-должника влечет за собой последствия, предусмотренные статьей 18 Закона. С момента открытия конкурсного производства все претензии имущественного характера к предприятию-должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в соответствии с порядком и очередностью, установленной статьей 30 Закона.

ГАРАНТ:

С 1 марта 1998 г. действует Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"


По смыслу Закона перечень и содержание указанных последствий как для предприятий-должников, ликвидируемых принудительно, так и для предприятий-должников, ликвидируемых добровольно, различий не имеет. Однако из п. 3 статьи 51 Закона следует, что требования привилегированных кредиторов, а к их числу относится и налоговая инспекция, могут быть удовлетворены за счет имущества предприятия-должника после назначения конкурсного управляющего. Отсюда налоговые органы, как правило, делают вывод якобы о правах внеконкурсного погашения задолженности по платежам в бюджет и, следовательно, правомерности продолжения безакцептного списания ими денежных средств со счетов предприятия-должника, находящегося в процессе добровольной ликвидации.

По мнению Федерального управления подобные действия налоговых органов противоречат нормам гражданского законодательства и законодательства о банкротстве. В соответствии со статьей 30 Закона требования налоговых органов по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь после покрытия расходов, указанных в п. 1 этой статьи, и полного погашения требований кредиторов первой и второй очередей. Из п. 2 статьи 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик также следует, что при ликвидации юридического лица требования по внесению платежей в бюджеты не могут быть удовлетворены раньше расчетов кредиторами предшествующей очереди.

Таким образом, с момента утверждения собственником (собственниками) совместного решения руководителя предприятия-должника и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия-должника безакцептное списание денежных средств с его счетов должно быть прекращено.


2. Обязательна ли публикация официального объявления о добровольной ликвидации предприятия-должника, находящегося в областной и муниципальной собственности, в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации"?

В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона) публикация официального объявления о добровольной ликвидации предприятия-должника в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" обязательна. По смыслу Закона данная публикация преследует цель уведомить о ликвидации предприятия-должника всех его возможных кредиторов, местонахождение которых может быть самым обширным, и тем самым предоставить возможность предъявления ими своих претензий. Поэтому Закон не предусматривает каких-либо исключений их этого правила зависимости от формы собственности предприятия-должника.

Важно также отметить, что Закон связывает с фактом публикации наступление ряда правовых последствий, например, начало отсчета двухмесячного срока для предъявления претензий кредиторов к должнику.

Невыполнение требований Закона об опубликовании объявления о добровольной ликвидации предприятия-должника может стать основанием для признания действий, связанных с его ликвидацией, недействительными.


3. Решением арбитражного суда предприятие было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Собрание кредиторов приняло решение о продаже имущества (активов) этого предприятия целиком (единым имущественным лотом) по конкурсу, с последующей ликвидацией его статуса юридического лица. При этом хозяйственную деятельность предприятия в процессе конкурсного производства прекращать не предполагается.

Правомерны ли требования налоговых органов о внесении предприятием в порядке, установленном для нормально функционирующих предприятий, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку предприятие не прекратило своей хозяйственной деятельности?

Указанное требование налоговых органов не может быть признано правомерным по следующим основаниям:

Решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства в соответствии со статьями 10 и 16 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона) является решением о его принудительной ликвидации. С момента вступления указанного решения в законную силу предприятие считается находящимся в процессе ликвидации.

Законодательством Российской Федерации не установлена обязательность прекращения хозяйственной деятельности предприятия, в отношении которого принято решение о признании его несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. Напротив, в соответствии со статьей 21 Закона конкурсный управляющий выполняет функции управления предприятием-должником (т.е. обязан по возможности обеспечить нормальное функционирование предприятия-должника). Данное требование к управляющему подтверждено также статьей 30 Закона, которая предусматривает внеочередной порядок погашения расходов, связанных с продолжением функционирования предприятия-должника в процессе конкурсного производства.

Таким образом, фактическое продолжение хозяйственной деятельности предприятия после открытия конкурсного производства не дает юридических оснований для изменения особого правового режима исполнения любых его обязательств, в том числе и налоговых.

В соответствии со статьей 18 Закона с момента признания предприятия несостоятельным (банкротом) все претензии имущественного характера могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. Передача либо иное отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), а также погашение его обязательств запрещается. Требования кредиторов, предъявленные в рамках конкурсного производства и признанные в установленном порядке, удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 30 Закона.

В соответствии со статьей 21 Закона конкурсный управляющий формирует конкурсную массу и согласно статьям 32, 34 Закона осуществляет продажу имущества предприятия-должника. После продажи имущества предприятия-должника конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии со статьями 30, 35 Закона. Иной порядок распределения имущества предприятия, признанного арбитражным судом несостоятельным (банкротом), и средств, вырученных от продажи указанного имущества, не только не предусмотрен, но прямо запрещен статьей 47 Закона, в соответствии с которой кредитор, соглашающийся на предпочтительное удовлетворение его требований в ущерб другим кредиторам, совершает действия, квалифицируемые как неправомерные действия кредитора.

Также необходимо учесть, что согласно статьей 18 Закона с момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника (в т.ч. и задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды).






Письмо Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 19 октября 1994 г. N ВГ-03/2426


Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь", 1994, N 45




Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.