Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 17 января 2013 г. по делу N 33-433/2013 (ключевые темы: педагогическая деятельность - специальный стаж - вооруженные силы - оформление пенсии - трудовой стаж)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 17 января 2013 г. по делу N 33-433/2013

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Э.С. Каминского и Д.М. Насретдиновой,

при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Хайруллина Айдара Анваровича на решение Апастовского районного суда Республики Татарстан от 4 октября 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Хайруллина А.А. об обязывании Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам РТ о включении периода службы в Вооруженных Силах СССР с 16 апреля 1987 года по 26 апреля 1989 года в стаж работы по педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии и о взыскании за услуги представителя в размере 3000 рублей отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Хайруллина А.А. и его представителя Харисова В.В. в поддержку жалобы, объяснения представителя ответчика Бармашовой Ж.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хайруллин А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований истец указал, что "дата" он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако решением органа пенсионного фонда в этом ему было отказано по мотиву отсутствия требуемого спенциального стажа.

С данным отказом Хайруллин А.А. не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтен период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 16 апреля 1987 года по 26 апреля 1989 года. Кроме этого, по мнению истца, к периоду военной службы с 12 ноября 1987 года по 11 ноября 1989 года должен быть применен льготный порядок исчисления - из расчета один день службы за три дня работы на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям". В связи с изложенным он просил суд признать принятое ответчиком решение незаконным, возложив на последнего обязанность по включению указанных выше периодов в его специальный педагогический стаж, в том числе и в льготном исчислении, и назначению ему пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением в орган пенсионного фонда.

Представитель ответчика иск не признал.

Суд в удовлетворении исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого судом решения и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что его исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая, что они являются необоснованными.

Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.

В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что "дата" истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ответчика N от "дата" в назначении пенсии Хайруллину А.А. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет. В бесспорном порядке в данный стаж зачтено 20 лет 4 месяца 1 день. Впоследствии органом пенсионного фонда было принято новое решение за тем же номером и от той же даты, согласно которому в специальный стаж истца в бесспорном порядке включено 20 лет 8 месяцев 1 день. При этом приведенный выше спорный период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 16 апреля 1987 года по 26 апреля 1989 года, в том числе период участия в боевых действиях в Республике Афганистан с 12 ноября 1987 года по 11 ноября 1989 года в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня работы в данный стаж ответчиком включен не был.

Разрешая спор и отказывая Хайруллину А.А. в удовлетворении заявленных им требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения вышеприведенного периода военной службы по призыву в специальный стаж, поскольку ему не предшествовала педагогическая деятельность.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Так, в силу пункта 2 приведенной выше правовой нормы списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятые в его развитие постановления Правительства Российской Федерации не предусматривают включения в стаж педагогической работы периода военной службы по призыву.

Вместе с этим положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В этой связи при определении права граждан, осуществлявших педагогическую деятельность, на установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста может применяться порядок исчисления стажа, который был предусмотрен нормативными правовыми актами на момент выполнения ими указанных работ.

В период военной службы истца по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, гражданам, приобретшим пенсионные права до введения нового правового регулирования, в соответствии с условиями и нормами законодательства действовавшего на момент приобретения права, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию. Данная правовая позиция отражена и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 2 - П от 29 января 2004 года.

Имеющаяся в решении органа пенсионного фонда ссылка на то, что на 1 октября 1993 года - дату, с которой Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу, истец не выработал не менее 2/3 специального стажа, в связи с чем период военной службы истца по призыву не может быть включен в его специальный трудовой стаж, основано на неправильном толковании норм материального права. Данный период службы Хайруллина А.А. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, в соответствии с действовавшим в спорный период времени законодательством служба по призыву в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения в календарном порядке.

При этом правовых оснований для применения к периоду военной службы истца по призыву с 12 ноября 1987 года по 11 ноября 1989 года льготного порядка исчисления - из расчета один день службы за три дня работы в данном случае не имеется.

Так, подпунктом "а" пункта первого Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 59-27 от 17 января 1983 года "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" предписывалось засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.

По смыслу приведенного положения льгота в исчислении выслуги предусмотрена при назначении пенсии военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в Демократической Республике Афганистан, и не распространяется на истца как на военнослужащего срочной военной службы при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Принимая во внимание изложенное, принятое судом решение в части отказа во включении в специальный стаж Хайруллина А.А., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указанного выше периода службы по призыву в Вооруженных Силах СССР в календарном исчислении не может быть признано законным, в связи с чем в этой части подлежит отмене с принятием нового судебного акта о включении данного периода в специальный стаж истца в календарном порядке.

Поскольку без применения льготного исчисления к спорному периоду специальный стаж истца на день обращения с заявлением в орган пенсионного фонда составлял менее 25 лет, в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Апастовского районного суда Республики Татарстан от 4 октября 2012 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж Хайруллина А.А. периода военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 16 апреля 1987 года по 26 апреля 1989 года в календарном исчислении отменить и принять в этой части новое решение.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан включить в специальный трудовой стаж Хайруллина А.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 16 апреля 1987 года по 26 апреля 1989 года в календарном исчислении.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.