Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 17 января 2013 г. по делу N 33-365/2013 (ключевые темы: фельдшер - статистика - специальный стаж - досрочная трудовая пенсия по старости - скорая медицинская помощь)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 17 января 2013 г. по делу N 33-365/2013

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г. Габдуллина,

судей Э.С. Каминского и Д.М. Насретдиновой,

при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Чернышевой Л.И. на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 9 ноября 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Чернышевой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Менделеевском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию - отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чернышева Л.И. обратилась с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований истица указала, что "дата" она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако решением органа пенсионного фонда в этом ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.

С данным отказом истица не согласна, полагает, что в указанный стаж ответчиком необоснованно не были зачтены периоды работы в Станции скорой медицинской помощи г.Казани в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде с 31 марта 1982 года по 31 марта 1984 года и в должности фельдшера по приему вызовов в оперативное отделение с 12 ноября 1989 года по 1 ноября 1992 года, в ОАО "..." в должности фельдшера здравпункта со 2 августа 1997 года по 31 октября 2002 года, в ГУЗ "... ЦРБ" в должности фельдшера в организационно-методическом кабинете и кабинете статистики с 1 ноября 2006 года по 30 июня 2012 года, а также периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12 ноября 1989 года по 3 апреля 1990 года и с 4 апреля 1990 года по 15 ноября 1992 года. Поэтому истица просила суд включить приведенные выше периоды работы в ее специальный стаж, а также возложить на ответчика обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением в орган пенсионного фонда.

В ходе рассмотрения дела, в связи с включением ответчиком в ее специальный стаж спорных периодов работы с 31 марта 1982 года по 31 марта 1984 года, с 12 ноября 1989 года по 1 ноября 1992 года, со 2 августа 1997 года по 31 октября 2002 года, а также нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12 ноября 1989 года по 3 апреля 1990 года и с 4 апреля 1990 года по 15 ноября 1992 года, истица уточнила ранее заявленные исковые требования и просила зачесть в данный стаж период ее работы с 1 ноября 2006 года по 30 июня 2012 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с "дата".

Представитель ответчика иск не признал.

Суд в удовлетворении иска отказал и вынес решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе истица просит принятое судом решение отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом в жалобе ею приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, указывается, что обязанности фельдшера организационно-методического кабинета и кабинета статистики соответствуют должностным обязанностям главной медицинской сестры и старшей медицинской сестры, в период работы в указанной должности с 1 ноября 2006 года по 30 июня 2012 года она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в связи с чем он должен быть зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Полагает, что с учетом этого периода указанный стаж составит более 30 лет на день обращения с заявлением в орган пенсионного фонда и является достаточным для назначения ей пенсии.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан направило письменное возражение на апелляционную жалобу, в котором указало на несогласие с ее доводами в связи с их необоснованностью.

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудонвых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначанется ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что "дата" истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Решением ответчика N от "дата" в назначении пенсии Чернышевой Л.И. было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 30 лет. С учетом включенных ответчиком периодов работы стаж ленчебной деятельности истицы составил 14 лет 4 месяца 1 день. В последующем решением органа пенсионного фонда под этим же номером от "дата" в специальный стаж истицы ответчиком в добровольном порядке зачтено 24 года 7 месяцев 3 дня. При этом период ее работы в ГУЗ "... ЦРБ" в должности фельдшера в организационно-методическом кабинете и кабинете статистики с 1 ноября 2006 года по 30 июня 2012 года в данный стаж включен не был.

Отказывая в удовлетворении заявленных истицей требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии медицинским работникам, вышеприведенного спорного периода и назначении пенсии, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии для этого соответствующих правовых оснований.

Доводы апелляционной жалобы Чернышевой Л.И. о несогласии с данными выводами суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.

Как видно из представленных документов, в спорный период времени истица работала в ГУЗ "... ЦРБ" в должности фельдшера в организационно-методическом кабинете, который с 24 июня 2009 года был преобразован в кабинет статистики.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в котором должность фельдшера организационно-методического кабинета и фельдшера кабинета статистики не поименована.

В приведенном Списке предусмотрены должности фельдшера, старшего фельдшера, фельдшера-лаборанта.

В номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 801 от 25 июля 2011 года указаны должности фельдшера, фельдшера скорой медицинской помощи, фельдшера-водителя скорой медицинской помощи, фельдшера-лаборанта (медицинский лабораторный техник), фельдшера-нарколога, фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи. При этом должность фельдшера организационно-методического кабинета и фельдшера кабинета статистики в данной номенклатуре не предусмотрена.

В соответствии с положениями утвержденной главным врачом ГУЗ "... ЦРБ" должностной инструкции фельдшера оргмедкабинета, он осуществляет контроль за деятельностью ФАП, ФП по медицинскому обслуживанию населения, участвует в приеме статистических отчетов, участвует в организации и проведении конференций, семинаров, учебы для средних медработников, осуществляет контроль за систематическим обеспечением ФАП, ФП медицинскими инструментами, перевязочным материалом, предметами ухода за больными, за профосмотрами тружеников села, участвует в организации и проведении мероприятий по повышению квалификации средних медработников в ФАП, ФП.

В выписке из лицевого счета, предоставленной в орган пенсионного фонда ГУЗ "... ЦРБ", индивидуальные сведения на Чернышеву Л.И. указаны общим, а не льготным стажем, что свидетельствует о том, что работодатель не подтверждает льготный характер работы истицы в оспариваемый период времени.

Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что должностные функции фельдшера организационно-методического кабинета и кабинета статистики соответствуют должностным обязанностям главной медицинской сестры и старшей медицинской сестры не могут повлечь за собой отмену принятого судом решения, так как осуществление ею лечебной деятельности не подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами.

Содержащийся в апелляционной жалобе истицы довод о том, что при разрешении вопроса о назначении пенсии суд оставил без внимания характер выполняемой ею работы также не могут повлечь за собой отмену принятого решения.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. С учетом этого, основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости не может расцениваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, принимая во внимание, что действующее правовое регулирование не предусматривает включение в стаж медицинской деятельности, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии, работы в должности фельдшера организационно-методического кабинета и фельдшера кабинета статистики, суд правомерно не включил спорный период работы Чернышевой Л.И. в ее медицинский стаж.

Поскольку без учета данного периода по состоянию на "дата" у истицы отсутствовал специальный стаж, необходимый для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в назначении пенсии ей также отказано обоснованно.

При наличии таких данных, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.

В целом доводы апелляционной жалобы истицы повторяют правовую позицию, высказанную ею в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 9 ноября 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернышевой Л.И. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.