Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Августиной И.Д.,
судей - Устаевой Н.Х., Магамедова Ш.М.
при секретаре Ханмурзаеве И.А.
с участием прокурора Исмаиловой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД Акаева А.А. на решение Тарумовского районного суда г.Махачкалы от 04 октября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования и.о. прокурора Тарумовского района РД Алиева Р.А. удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства РД предоставить Далгатовой Сиядат Махмудовне жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
В удовлетворении требований и.о. прокурора Тарумовского района РД Алиева Р.А. об обязании администрации МО "Тарумовский район" предоставить Далгатовой С.М. жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Августиной И.Д., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД Казиева З.М., просившего решение суда отменить, объяснения Далгатовой С.М. и ее представителя Омарова М.Ш., просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Тарумовского района Алиев Р.А. обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлением в суд в защиту интересов Далгатовой "." к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД и администрации МО ""адрес"" об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
В обоснование заявления и.о. прокурора "адрес" РД ФИО10 указал, что ФИО11 относится к категории лиц из числа детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий не ниже установленных социальных норм по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан. "адрес" была проведена проверка по обращению инвалида 1 группы ФИО1 об оказании содействия в улучшении жилищных условий как инвалиду детства в связи с отсутствием жилого помещения. В ходе указанной проверки было установлено, что в связи с отсутствием жилья ФИО1 ранее проживала в здании бывшей налоговой инспекции, но после того как право собственности на данное здание получила ФИО12, с февраля 2012 года ФИО1 круглосуточно проживает в торговом киоске "Дельфин", расположенном на автостанции в "адрес", площадь которого составляет 4,5 кв.м.
Из информации ГБУ "Тарумовская центральная районная больница" от "дата" N следует, что инвалид детства ФИО1 страдает врожденным вывихом правого бедра, коксартрозом 4-ой степени слева, НФС 3-ен степени с выраженными нарушениями функций суставов 3-ей степени, хроническим рожистым воспалением голени, осложненным слоновостью, ожирением 4-ой степени, в связи с чем нуждается в постоянном постороннем уходе и регулярно получает амбулаторное и стационарное лечение. В апреле 2009 года ФИО1 бессрочно определена 1 группа инвалидности с третьей степенью ограничения жизнедеятельности.
Кроме того, "дата" по требованию прокуратуры района специалистами ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Дагестан в "адрес"" проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза условий проживания гр. ФИО1 в торговом киоске "Дельфин", по результатам которой составлен акт о несоответствии условий проживания гр. ФИО1 санитарным правилам "СанПиН 2."дата"-10.
Во исполнение Закона Республики Дагестан от "дата" N "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" постановлением главы МО ""адрес"" от "дата" N утвержден список детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятых на учет в МО ""адрес"" состоящий из 15 лиц указанной категории, включая гр. ФИО1
В соответствии со ст.1 названного Закона жилые помещения по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан предоставляются, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ч. 2 ст. 2 указанного Закона принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления по месту их жительства.
Органы, осуществляющие принятие на учет, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган списки и учетные дела граждан, принятых на учет. Уполномоченный орган составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по согласованию с Правительством Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет (ч.5 ст. 2 Закона).
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Дагестан от "дата" No 258 "Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении" функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении лицам, указанных в абзацах первом-семнадцатом, двадцать первом статьи 1 названного Закона возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после "дата", обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из письма администрации МО ""адрес"" от "дата" за исх. N о причинах не обеспечения гр. ФИО1 жилым помещением следует, что "дата" проведено совещание v заместителя председателя Правительства Республики Дагестан по вопросу участия Республики Дагестан в реализации на территории республики проекта строительства социального жилья, аналогичных пилотному проекту "Карповка", куда были включены категории граждан городов и районов Республики Дагестан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и "адрес". При этом сведения о представлении в уполномоченный орган списка и учетного дела гр. ФИО1 в установленные законом сроки, в администрации района отсутствуют.
Часть 1 ст. 2.1 Закона Республики Дагестан от "дата" N предусматривает предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан по месту их жительства в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 3 названного Закона.
На основании ч. 3 ст. 2.1 Закона Республики Дагестан от "дата" N гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке не пригодными для проживания и ремонту пли реконструкции не подлежат, жилые помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Аналогичное положение также содержится в п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Несмотря на отсутствие жилого помещения у гр. ФИО1, ответчиками не приняты предусмотренные законом меры по предоставлению ей жилого помещения не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, чем нарушено ее право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации.
В связи с изложенным просил обязать Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Дагестан и администрацию МО ""адрес"" предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм из жилищного фонда Республики Дагестан.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД ФИО7 содержится просьба об отмене принятого по делу судебного решения в части удовлетворения заявления прокурора, принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
В жалобе указывается, что права ФИО1 Минстроем РД не нарушены, поскольку Министерство исполнило возложенную на него обязанность по включению ФИО1 в сводные списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма в порядке очередности, предусмотренную Законом РД от "дата" N, в связи с чем производство по делу подлежало прекращению, ввиду отсутствия спора о праве. Судом также допущено нарушение правил подсудности, т.к. Минстрой РД и Правительство РД находятся на территории юрисдикции федерального суда "адрес" г.Махачкалы. Не учтено судом и то обстоятельство, что Минстрой РД может исполнить возложенные на него вышеуказанным Законом функции уполномоченного органа при условии, если имеются жилые помещения из жилищного фонда РД либо денежные средства, выделенные для этих целей, которые переданы или перечислены в ведение (распоряжение) Минстроя РД. Между тем, ни жилые помещения из жилищного фонда РД, ни денежные средства из бюджета РД Минстрою не передавались, что свидетельствует о неисполнимости принятого по делу судебного постановления.
В возражении на апелляционную жалобу старший помощник прокурора "адрес" ФИО13 просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела в обжалованной части, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Статьей 1 Закона Республики Дагестан от "дата" N "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" (далее Закон) установлены категории граждан, имеющих право на получение на основании договора социального найма жилые помещения из жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности Республике Дагестан.
Жилые помещения по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях, в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, является инвалидом детства, нуждается в постоянном постороннем уходе. В апреле 2009 года ФИО1 бессрочно определена 1 группа инвалидности с третьей степенью ограничения жизнедеятельности.
В соответствии с ч.2 ст.2 названного Закона принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда РД по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления по месту их жительства.
Судом на основании комиссионного акта обследования жилищных условий от "дата", подписанного в том числе главой администрации "адрес", установлено, что ФИО1, жительница "адрес", в связи с отсутствием жилого помещения проживает в торговом киоске "Дельфин" площадью 4,5 кв.м., расположенном на автостанции "адрес" (л.д.9).
Во исполнение вышеуказанного Закона постановлением главы МО ""адрес"" от "дата" N утвержден список детей-инвалидов, куда в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в МО ""адрес"" включена также и ФИО1 ( л.д. 23).
На основании ч.3 ст.2.1 названного Закона гражданам, жилые помещения, которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежащими ремонту или реконструкции, жилые помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. В связи с чем довод жалобы об отсутствии по делу спора о праве и выполнении Минстроем РД обязанности по включению ФИО1 в сводные списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма в порядке очередности, является необоснованным.
Функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении лицам, указанным в абзацах первом-семнадцатом, двадцать первом статьи 1 названного Закона согласно пункта 1 постановления Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении" возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Уполномоченный орган составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по согласованию с Правительством Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет (ч.5 ст. 2 Закона).
Довод жалобы об отсутствии в ведении, распоряжении Минстроя РД социального жилья либо средств выделяемых из бюджета РД, вследствие чего принятое по делу судебное решение является заведомо неисполнимым, не может быть принят во внимание, поскольку не освобождает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД от обязательств, предусмотренных действующим законодательством.
Является несостоятельным также довод жалобы относительно нарушения судом при рассмотрении дела правил подсудности. Из материалов дела следует, что администрация МО ""адрес"" привлечена к участию в деле в качестве ответчика наряду с Минстроем РД, что обусловлено неисполнением администрацией МО ""адрес"" требований в части представления в уполномоченный Правительством РД орган списков и учетных дел граждан, принятых на учет, предусмотренных ч. 5 ст.2 названного Закона. В силу ч. 1 ст. 31 ГПК РФ при подаче иска к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, иск предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.
При изложенных обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, решение суда в части возложения на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тарумовского районного суда от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.