Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Кравцовой Г.В.
судей областного суда Апокиной Е.В., Мариной Ж.В.
с участием прокурора Игнаткиной О.Ф.
при секретаре Атамамедовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 января 2013 года по докладу судьи Мариной Ж.В. апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации Н.И. на решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 5 сентября 2012 года по делу по искам Е.В., прокурора Бежицкого района г. Брянска в интересах Е.В. к Бежицкой районной администрации, Брянской городской администрации о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением и обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
Е.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением администрации Бежицкого района г. Брянска N-р от ДД.ММ.ГГГГ она была направлена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в Брянскую школу-интернат N). Указанным распоряжением администрация района закрепила за ней право пользования жилым помещением по адресу: "адрес", в котором проживала и проживает ее мать (М.Г. лишенная родительских прав. После выпуска из интерната в возрасте 18 лет она ни одного дня не проживала в закрепленном жилом помещении, так как данное жилое помещение непригодно для проживания, ее мать ведет аморальный образ жизни, систематически употребляет спиртные напитки, привела комнату в антисанитарное состояние. В мае - июне 2010 года она обращалась в органы опеки и попечительства Бежицкого района г. Брянска с просьбой разъяснить ей порядок постановки на жилищный учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья и нуждающихся в жилом помещении. Ей рекомендовали обратиться в районную администрацию. После обращения в администрацию Бежицкого района г. Брянска она написала заявление о принятии ее на жилищный учет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако на основании распоряжения Бежицкой районной администрации г. Брянска N от ДД.ММ.ГГГГ ее поставили в общую очередь в качестве нуждающейся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 1 человек, а не на учет как лицо, имеющее право на внеочередное получение жилого помещения.
С учетом уточненных исковых требований Е.В.. просила суд признать за ней право на внеочередное обеспечение жилым помещением и постановку на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением, как оставшуюся без попечения родителей; просила обязать Бежицкую районную администрацию г. Брянска внести изменения в распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и внесении изменений в учетные дела", включив ее в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, и обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение по договору социального найма по месту регистрации в г. Брянске, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв.м.
Прокурор Бежицкого района г. Брянска обратился в суд с указанным иском в интересах Е.В.. и просил обязать Бежицкую районную администрацию внести изменения в распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ, включив Е.В. в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, и обязать ответчиков вне очереди предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.
Определением Бежицкого районного суда г. Брянска суда от 5 сентября 2012 года гражданские дела по указанным искам соединены в одно производство.
Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 5 сентября 2012 г. (с учетом описок, исправленных определением суда от 26 ноября 2012 г.) исковые требования Е.В. прокурора Бежицкого района г. Брянска удовлетворены. Суд признал за Е.В.. право на внеочередное обеспечение жилым помещением и постановку на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением. Суд обязал Бежицкую районную администрацию г. Брянска внести изменения в распоряжение N-р от ДД.ММ.ГГГГ "О постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", включив Е.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещения по договорам социального найма. Суд обязал Брянскою городскою администрацию предоставить Е.В.. жилое помещение по месту регистрации в г. Брянске, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, по норме предоставления.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации Н.И.. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Указывает, что администрацией района в 2010 г. истица была поставлена на жилищный учет только на общую очередь, так как она была обеспечена жилым помещением ниже учтенной нормы. Иных заявлений о постановке ее на льготную очередь, также как и подтверждающих на это документов, Е.В.. не подавалось. Указывает, что формирование сводного списка льготников и размещение муниципального заказа осуществляется структурными подразделениями Брянской городской администрации, закуп квартир для данной категории лиц производится на денежные средства, выделенные администрацией Брянской области. В связи с тем, что денежные средства администрацией Брянской области для закупа квартиры Е.В. не выделялись, решение суда о предоставлении истице жилья не может быть исполнено.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Бежицкого района г. Брянска Р.В.. и представитель Е.В.. (Харламова С.Н.) просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Мариной Ж.В., пояснения Е.В.., прокурора Игнаткиной О.Ф., исследовав материалы, проверив доводы апелляционной жалобы, и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 25 декабря 2002 года М.Г. и В.С. были лишены родительских прав в отношении Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжением администрации Бежицкого района г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N-р Е.В.. была направлена в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанным распоряжением за истицей было сохранено право на жилое помещение по адресу: "адрес".
Е.В. обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в Брянской школе-интернате. По окончанию обучения в 2006 г. социальным педагогом был составлен акт обследования сохранности жилья, закрепленного за Е.В. из которого следует, что в комнате проживает мать истицы, лишенная родительских прав.
Судом установлено, что 16 апреля 2010 г. Е.В. обращалась с заявлением в адрес директора МУП "Жилспецсервис" о невозможности проживания с М.Г. и решении вопроса о ее выселении. Из комиссионного акта обследования жилого помещения, составленного сотрудниками МУП "Жилспецсервис", следует, что комната находится в антисанитарном состоянии, М.Г. пьет, нигде не работает, за жилье и коммунальные услуги не оплачивает.
5 апреля 2011 г. Брянской городской администрацией был подан в суд иск к М.Г.. о выселении из жилого помещения в связи с бесхозным обращением с данным помещением и наличием задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги. Указанное исковое заявление определением Бежицкого районного суда г. Брянска от 20 мая 2011 года оставлено без рассмотрения на основании абз. 7 ст. 222 ГПК РФ (в связи с повторной неявкой сторон).
Судом установлено, что ФИО1 не проживала в закрепленном за ней жилом помещении ввиду нахождения его в непригодном для проживания состоянии.
Согласно техническому паспорту на комнату N (бывшая комната "данные изъяты" в "адрес", ее площадь составляет 13,1 кв.м., расположена в доме, находящемся в муниципальной собственности "адрес" (л.д. 75-77).
25 августа 2010 г. Е.В.. обратилась с заявлением в Бежицкую районную администрацию г. Брянска о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы (л.д. 58).
Распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N Е.В.. поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с 25 августа 2010 г. с составом семьи 1 человек.
Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Е.В.. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения Е.В.. с заявлением в администрацию района и на момент разрешения спора в суде первой инстанции) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются? детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы?
В соответствии с абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу пп. "в" п. 2 ст. 8.1 Закона Брянской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области" (в редакции Закона Брянской области от 3 июля 2010 г. N 50-З, действовавшей на момент подачи Е.В. заявления) на учет для внеочередного предоставления жилых помещений принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа? имевшие закрепленное в соответствии с законодательством жилое помещение на момент лишения родительского попечения при невозможности совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами в жилом помещении и при отсутствии возможности обмена либо выселения из жилого помещения бывших родителей, иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Невозможность совместного проживания с бывшими родителями, иными лицами устанавливается на основании заключения органа опеки и попечительства по результатам обследования жилого помещения.
Из материалов дела следует, что 16 апреля 2010 г. Е.В.. (до подачи заявления о постановке на жилищный учет в администрацию) подавала письменное обращение в МУП "Жилспецсервис" о невозможности проживания с М.Г.. и ее выселении. Факт нахождения комнаты "адрес" в "адрес" в антисанитарном состоянии подтверждается актом сотрудников МУП "Жилспецсервис" от декабря 2010 г.
Брянская городская администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом органа местного самоуправления, наделена государственными полномочиями Брянской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении граждан в соответствии со ст. 2 Закона Брянской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству".
В соответствии с п. 1.1 Положения о Комитете по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 14 декабря 2006г. N 592, Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации является функциональным органом Брянской городской администрации по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью в городе Брянске, по осуществлению деятельности в области охраны материнства и детства на территории города Брянска, а также является уполномоченным органом опеки и попечительства, осуществляющим отдельные государственные полномочия Брянской области в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.
Брянская городская администрация, имеющая в своем составе функциональный орган, обладающий полномочиями органа опеки и попечительства, предъявив в суд иск к М.Г. и выселении в связи с бесхозным обращением с жилым помещением, его разрешением, тем самым подтвердила невозможность совместного проживания истицы с М.Г.. в одной комнате.
Довод апелляционной жалобы о том, что при обращении в администрацию района Е.В. было подано заявление о постановке ее на учет в связи с тем, что она не обеспечена по нормам жилым помещением, поэтому отсутствовали основанию для постановки истицы на учет на внеочередное получение жилья, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Согласно п. 2, 18, 26 Закона Брянской области "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Брянской области" органы опеки и попечительства муниципальных образований в пределах своих полномочий в отношении несовершеннолетних граждан: обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних, а также сохранность их имущества; принимают меры по защите жилищных прав подопечных, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством; осуществляют защиту прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Принимая во внимание, что органом опеки и попечительства не было принято надлежащих мер для сохранности закрепленного за истицей жилого помещения, что данным органом после выпуска Е.В.. из образовательного учреждения не было проверено закрепленное за истицей жилое помещение на предмет его пригодности для проживания в нем, ей не были разъяснены ее права, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилье, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исков.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что администрацией Брянской области не выделялись денежные средства на приобретение квартиры Е.В. не может быть принята во внимание, так как отсутствие финансирования при наличии у истицы права на внеочередное обеспечение жилым помещением, не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у Е.В. права, а также на реализацию данного права.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 5 сентября 2012 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Кравцова Г.В.
Судьи областного суда: Апокина Е.В.
Марина Ж.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.