Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 24 января 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Богородской Н.А.
судей областного суда Зубковой Т.И. и Тумакова А.А.
с участием прокуроров Николаевой С.Н.
при секретаре Гинькиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 24 января 2013 года дело по апелляционной жалобе главного специалиста правового управления Брянской городской администрации Кузнецова А.А. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 25 октября 2012 года по делу по иску прокурора Фокинского района гор. Брянска к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Фокинского района гор. Брянска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что проведенной проверкой на соответствие правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, состоянию автомобильной дороги по ул. Менжинского в Фокинском районе г. Брянска, выявлены нарушения: наличие сетки трещин, мелкой ямочности, наличие выбоин, превышающие установленные п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 предельно допустимые параметры, занижены крышки люка относительно уровня покрытия.
Определением Советского районного суда гор. Брянска от 22.08.2012 года в качестве соответчика по делу был привлечен Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации.
Прокурор, участвующий в деле, просил суд признать бездействия Брянской городской администрации по ремонту автомобильной дороги ул. Менжинского в Фокинском районе г. Брянска незаконными, обязать Брянскую городскую администрацию, комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в пределах их компетенции провести капитальный ремонт автомобильной дороги по ул.Менжинского Фокинского района гор. Брянска в соответствии с требованиями ГОСТа.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 25 октября 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе главный специалист правового управления Брянской городской администрации Кузнецов А.А. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, на неисследованных доказательствах.
Представитель Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Абрамов Ю.А. в апелляционной инстанции поддержал жалобу Брянской городской администрации и просил отменить решение суда по ее доводам.
Помощник прокурора области Николаева С.Н. полагала, что решение суда подлежит изменению в части возложения на ответчиков обязанности провести капитальный ремонт автомобильной дороги.
Заслушав доклад судьи облсуда Зубковой Т.И., выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Фокинского района г. Брянска совместно с руководителями отделов, комитетов и служб Брянской администрации, руководителями коммунальных систем, органов ГИБДД УМВД России по г. Брянску была проведены проверка соответствия правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, состояния автомобильных дорог в Фокинском районе г. Брянска по ул.Менжинского.
В ходе проверки были выявлены нарушения, которые отражены в совместном акте.
Обращаясь в суд с настоящим иском и в ходе рассмотрения дела, представитель истца просил обязать ответчика - Брянскую городскую администрацию выделить денежные средства на проведение капитального ремонта и произвести ремонт указанной автомобильной дороги.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТом Р 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Согласно п.3.1. ГОСТа Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 12 указанного ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу требований ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статьей 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление полномочий по решению вопросов местного значения и полномочий для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, возложено на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В соответствии со ст.44 Устава города Брянска исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения является городская администрация, к полномочиям которой Уставом отнесены, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Брянска, формирование и размещение муниципального заказа (ст.45).
Таким образом, в обязанности администрации входит, в том числе, обеспечение содержания и ремонт автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. В целях исполнения указанных обязанностей администрации предоставлены полномочия по заключению договоров на содержание дорог, выделяются денежные средства.
Поскольку автомобильная дорога по ул. Менжинской в Фокинском районе г. Брянска относится к автомобильным дорогам местного значения и расположена в границах муниципального образования г. Брянск, следовательно, Брянская городская администрация обязана обеспечивать надлежащее состояние данной дороги, соответствующее государственным стандартам.
Доказательств того, что указанная в исковом заявлении прокурора дорога ремонтировалась или запланирована к ремонту, ответчиком не представлено.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 апреля 2006 года N 403, утверждено Положение о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, осуществляющим проведение государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, одной из основных задач которого является организация и ремонт автомобильных дорог общего пользования.
Согласно п.3.1 Положения Комитет осуществляет функции муниципального заказчика по реконструкции и капитальному ремонту жилищно-коммунального хозяйства за счет бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, судом сделан обоснованный вывод о том, что обязанности по организации содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования возложены на Брянскую городскую администрацию и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.
Допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автодорог в настоящее время устанавливает ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Согласно этому документу покрытие проезжей части дороги не должно иметь просадок, выбоин и любых других повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. При этом законодатели четко определили, что предельные размеры отдельных неровностей не должны превышать по длине 15 см, по ширине - 60 и глубине - 5 см (п. п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93). Требования данного госстандарта являются обязательными для исполнения.
В силу п. 3 общего положения Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих капитальному ремонту или ремонту, определяют путем сопоставления фактических показателей их состояния, определенных по результатам обследований, диагностики и инженерных изысканий, с нормативными значениями.
Поскольку прокурором диагностика не проводилась и не представлено иных доказательств, свидетельствующих о том, какой вид ремонта требуется произвести, судебная коллегия полагает вывод суда о необходимости проведения капитального ремонта преждевременным.
В связи с этим, судебная коллегия изменяет решение суда и полагает, необходимым изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции: признать бездействие Брянской городской администрации по ремонту автомобильной дороги по ул. Менжинского в Фокинском районе г. Брянска незаконным. Обязать Брянскую городскую администрацию и Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в пределах своей компетенции привести автомобильную дорогу по ул. Менжинского в Фокинском районе г. Брянска в соответствие с ГОСТом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор.Брянска от 25 октября 2012 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции: признать бездействие Брянской городской администрации по ремонту автомобильной дороги по ул. Менжинского в Фокинском районе г. Брянска незаконным. Обязать Брянскую городскую администрацию и Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации в пределах своей компетенции привести автомобильную дорогу по ул. Менжинского в Фокинском районе г. Брянска в соответствие с ГОСТом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Председательствующий Богородская Н.А.
Судьи областного суда Тумаков А.А.
Зубкова Т.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.