Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Углановой М.А.
судей Герасимовой Л.Н., Зубовой Т.Н.
при секретаре Журавлевой И.Ю.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассматривала гражданское дело по иску Макарова Н.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на получение трудовой пенсии по возрасту досрочно, о назначении пенсионных выплат со дня возникновения права на пенсию
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Макарова Н.С. удовлетворить.
Признать за Макаровым Н.С. право на получение льготной пенсии с учётом снижения пенсионного возраста, в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Макарову Н.С. выплату пенсии с "дата"".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Герасимовой Л.Н., выслушав объяснения представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности - Ковалевой Н.Л., поддержавшей апелляционную жалобу по доводам, указанным в ней, возражения истца Макарова Н.С., представителя истца Макарова Н.С. по ордеру - Комендантовой А.А., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Макаров Н.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на получение пенсии, назначении пенсионных выплат со дня возникновения права на пенсию.
В обоснование заявленных требований указывал, что он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии.
Однако ответчик отказал ему в назначении пенсии досрочно, указывая на отсутствие оснований для снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку ООО ОМУ "П", где он работал, расположена вне границ населенных пунктов, поименованных в Перечне, утверждённом распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. за N 237-р и Перечне, утверждённом постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. N 1582.
Полагал, что отказ пенсионного органа является неправомерным.
Указывал, что с "дата" по "дата" он работал в ОМУТ "П", в последующем преобразованном в ООО ОМУ "П".
Ссылался, что изначально данная организация (производственная база) располагалась на территории, площадью "..." га, между населенными пунктами "адрес" и "адрес", которые относились к территории радиоактивного загрязнения.
Приводил доводы о том, что территория, на которой находилась производственная база, относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Работники предприятия, в том числе и он, пользовались льготами и компенсациями, предусмотренными Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
По изложенным основаниям просил суд признать за ним право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию на три года, обязать ответчика назначить ему пенсию досрочно с "дата".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывается, что поскольку документально не подтвержден факт нахождения ООО ОМУ "П" в границах зоны радиоактивного загрязнения, то у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Считает, что у суда не было оснований для назначения пенсии с "дата", так как отказ ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости Макарову Н.С. не признан судом необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу истца Макарова Н.С., представителя истца Макарова Н.С. - адвоката Комендантовой А.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Материалами дела установлено, что письмом ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от "дата" за N по результатам рассмотрения заявления Макарова Н.С. было принято решение об отказе ему в назначении пенсии со снижением общеустановленного возраста на три года.
Свой отказ ответчик мотивировал тем, что факт работы Макарова Н.С. в зоне с льготным социально-экономическим статусом, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, не подтвержден документально.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, Макаров Н.С. указывал, что ответчиком при определении его права на получение пенсии необоснованно не принят во внимание период его работы в ООО ОМУ "П" с "дата" по "дата", располагавшемся на загрязненной территории вследствие аварии на ЧАЭС, который, по его мнению, дает ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года.
Суд проверил доводы истца и пришёл к правильным выводам об удовлетворении заявленных исковых требований.
Гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 30 - 37 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в соответствии с п.п. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и п. п. 1 - 6, 8, 9, 13 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального Законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 года N 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
До 01.02.1998 года действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года N 297-Р, в который включены населенные пункты "адрес" и "адрес".
Материалами дела установлено, что истец с "дата" по "дата" работал в ООО ОМУ "П".
Так, из трудовой книжки Макарова Н.С. видно, что "дата" по "дата" истец работал "..." по "..." разряду в ОМУ "..." "П".
Судом при разрешении спора установлено, что организация, где осуществлял свою трудовую деятельность истец, действительно была расположена на территории "..." сельского поселения в районе населенных пунктов "адрес" "..." сельского совета и "адрес" "..." сельского совета, что подтверждается соответствующими справками, бухгалтерскими документами, копией технического паспорта административного здания и производственного цеха данного предприятия, содержащимися в материалах дела (л.д. 17, 19, 20, 28-30, 31, 32-33).
При этом, работникам данной организации, в том числе и Макарову Н.С., предоставлялся дополнительный отпуск, выплачивалась компенсация за работу в зоне радиоактивного загрязнения, а на территории самого предприятия в 1993 году было обнаружено превышение уровня радиационного загрязнения Цезием -173.
Указанные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по "дата" истец постоянно работал на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Макарова Н.С. о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на три года и назначении истцу пенсии по достижении им возраста "..." лет, то есть с "дата".
По указанным основаниям довод жалобы, что у суда не было законных оснований для назначения истцу досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.
Вместе с тем, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
При подаче органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, апелляционных и кассационных жалоб государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а при подаче указанными органами надзорных жалоб - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера (подпункты 4 и 9 пункта 1 статьи 333.19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации)".
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующим размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчиком не была уплачена государственная пошлина, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с ГУ УПФ РФ г. Орле и Орловском районе Орловской области государственную пошлину в соответствии с вышеприведенными нормами права в размере 2000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Орла от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в доход муниципального образования "Город Орёл" 2000 рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.