Указ Президента РФ от 19 сентября 1995 г. N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Указ Президента РФ от 19 сентября 1995 г. N 955
"Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

18 февраля 2002 г.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. N 728 настоящий Указ признан утратившим силу

См. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях", вступающий в силу с 1 января 2004 г.


В целях защиты прав и законных интересов граждан, упорядочения лотерейной деятельности в Российской Федерации и осуществления государственного регулирования этой деятельности до принятия соответствующего федерального закона постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Временное положение о лотереях в Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

создать государственное учреждение, осуществляющее регистрацию лотерей и контроль за проведением лотерей на территории Российской Федерации, наделив его соответствующими полномочиями;

ГАРАНТ:

Положение о Федеральной комиссии лотерей и игр Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 537

Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 Федеральная комиссия лотерей и игр Российской Федерации упразднена, ее функции переданы Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре и туризму


определить размер и порядок внесения регистрационного сбора, предусмотрев распределение поступающих средств между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

рассмотреть вопрос перевода долговых обязательств по целевому финансированию программы создания и развития сети спортивных лотерей на открытое акционерное общество "Российские лотереи";

привести нормативные акты Правительства Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.


Президент Российской Федерации

Б.Ельцин


Москва, Кремль

19 сентября 1995 года

N 955


Временное положение
о лотереях в Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 19 сентября 1995 г. N 955)

С изменениями и дополнениями от:

18 февраля 2002 г.

ГАРАНТ:

Настоящий Указ фактически прекратил действие в связи с принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях", вступающего в силу с 1 января 2004 г.

См. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях", вступающий в силу с 1 января 2004 г.


Настоящее Временное положение (далее именуется - Положение) определяет условия учреждения, регистрации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, устанавливает порядок организации и ликвидации лотерей, меры государственного регулирования лотерейной деятельности и действует до принятия соответствующего федерального закона; его действие распространяется также на условия учреждения, регистрации и проведения тотализаторов и системных (электронных) игр.


Основные понятия


1. Лотерея - групповая или массовая игра, в ходе которой организатор лотереи проводит между участниками лотереи - собственниками лотерейных билетов розыгрыш призового фонда лотереи; при этом выпадение выигрыша на какой-либо из лотерейных билетов не зависит от воли и действий всех субъектов лотерейной деятельности, является исключительно делом случая и не может быть никем специально устроено.

Тотализатор - игра, в которой участник делает прогноз (заключает пари) на возможный вариант игровой, спортивной или иной социально значимой ситуации, где выигрыш зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими реальными, документально подтвержденными фактами.

Системная (электронная) игра - игра, в которой фиксация ставок и прогнозов участников проводится с помощью электронных устройств, сохраняющих информацию в своей памяти и направляющих ее для участия в розыгрыше по специальным каналам передачи информации в головной информационный центр.

Далее в Положении лотерея, тотализатор и системная (электронная) игра именуются - лотереи.

2. Призовой фонд лотереи - совокупность ценностей, формируемая либо участниками, либо меценатом лотереи, хранящихся в соответствии с условиями настоящего Положения и распределяемых между участниками лотереи посредством проведения розыгрыша по условиям лотереи.

Призовой фонд лотереи в соответствии с условиями лотереи может состоять из любого имущества, в том числе денег и товаров, а также услуг.

3. Коммерческие лотереи - лотереи с призовым фондом, сформированным участниками путем покупки лотерейных билетов или оплаты ставок (в тотализаторах и системных играх).

4. Меценатские лотереи - лотереи с призовым фондом, формируемым меценатами.

5. Розыгрыш призового фонда - игровая процедура лотереи, в ходе которой устанавливается факт выпадения или невыпадения выигрыша на билет участника (в тотализаторах и системных играх роль билета может выполнять официальная запись на бумажном, электронном, магнитном или ином носителе информации).

6. Выигрыш - факт выпадения на лотерейный билет всего призового фонда лотереи или его части, а также ценности, выигранные по лотерейному билету и переходящие в собственность конкретного участника - владельца выигравшего лотерейного билета.

7. Лотерейный билет - соответствующий требованиям настоящего Положения и условий конкретной лотереи носитель информации, необходимой для определения с абсолютной степенью достоверности факта выпадения или невыпадения на него выигрыша в этой лотерее.

8. Тиражная лотерея - лотерея, процесс проведения которой делится на тиражи - единичные полные циклы от выпуска в продажу билетов до проведения общего розыгрыша и выдачи выигрышей по этим билетам.

9. Бестиражная лотерея - лотерея, в которой результат розыгрыша определяется либо путем проверки билета сразу же после его покупки, либо путем проведения розыгрыша непосредственно на этот билет.

10. Муниципальные лотереи - лотереи, которые проводятся на муниципальной административной территории, подведомственной одному органу местного самоуправления, и только среди населения данной территории.

11. Региональные лотереи - лотереи, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, относящихся к территории одного субъекта Российской Федерации, либо лотерейные билеты которых могут распространяться среди населения двух и более муниципальных административных территорий, относящихся к территории одного субъекта Российской Федерации.

12. Всероссийские лотереи - лотереи, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, относящихся к территории двух и более субъектов Российской Федерации, либо не имеют ограничения по распространению лотерейных билетов на территории Российской Федерации.

13. Международные лотереи - лотереи, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, из которых хотя бы одна муниципальная административная территория принадлежит Российской Федерации и хотя бы одна муниципальная административная территория или территория, приравненная к ней, принадлежит иностранному государству.

14. Автор лотереи - физическое лицо или группа физических лиц, изобретшие данную лотерею и официально зарегистрировавшие свое авторство на изобретение в полномочных органах.

15. Учредитель лотереи - юридическое лицо, зарегистрировавшее лотерею, получившее свидетельство на право ее проведения и несущее ответственность за соответствие лотерейного процесса законодательству Российской Федерации и условиям лотереи, а также за результаты финансовохозяйственной деятельности по проведению лотереи.

16. Организатор лотереи - юридические лицо, действующее от своего имени или по договору с учредителем лотереи, являющееся организатором лотерейного процесса.

17. Участник лотереи - физическое и юридическое лицо, обладающее на правах собственности лотерейным билетом, дающим право участия в розыгрыше призового фонда лотереи.


Регистрация лотерей


18. Все лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от их типа, вида и территориального статуса, подлежат государственной регистрации.

19. Государственная регистрация всероссийских и международных лотерей в Российской Федерации осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация региональных и муниципальных лотерей осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится лотерея, с соблюдением требований настоящего Положения.

20. В каждой лотерее подлежат регистрации авторское право на лотерею, право проведения лотереи и организатор лотереи. Авторское право на лотерею регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве.

Лотерея, авторство на которую невозможно установить, регистрируется как безымянная лотерея. В ней подлежат регистрации право проведения лотереи и организатор лотереи.

21. Заявителем на право проведения лотереи (учредителем лотереи) может быть только одно юридическое лицо, имеющее соглашения с авторами лотереи (для авторских лотерей) об урегулировании их имущественных и неимущественных взаимоотношений, подавшее заявку на регистрацию лотереи и выдачу свидетельства на право проведения лотереи, с приложением организационного проекта лотереи.

Для безымянной лотереи необходимо предъявить заявку на регистрацию ее как безымянной с письменным обоснованием этого факта.

Лотереи, по которым отсутствуют соглашения между ее авторами и учредителями, регистрации не подлежат.

22. В случае, когда организатором лотереи будет юридическое лицо, не являющееся учредителем лотереи, регистрации подлежат организатор лотереи и договор об организации лотереи между ее учредителем и организатором об урегулировании их имущественных и неимущественных взаимоотношений.

23. На территории Российской Федерации регистрировать одну и ту же лотерею как две и более лотереи запрещается.

24. Для регистрации права проведения лотереи заявитель обращается в государственное учреждение, уполномоченное осуществлять такую регистрацию, получает необходимые консультации, типовые формы заявок и анкет и типовой перечень необходимых документов, соответствующих заявляемому предмету.

Заполнив заявку, анкету и приложив необходимые документы в соответствии с перечнем, а также квитанцию об оплате регистрационного сбора, заявитель сдает их в уполномоченное государственное учреждение.

Копия заявки остается у заявителя и играет роль приоритетной заявки на право проведения лотереи.

25. В течение тридцати рабочих дней уполномоченное государственное учреждение проводит экспертизу представленных документов, на их основе регистрирует лотерею и выдает свидетельство на право проведения лотереи либо письменно отказывает заявителю в регистрации с обоснованием причин отказа.

Отказ в выдаче свидетельства на право проведения лотереи может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

26. При регистрации и выдаче свидетельства на право проведения лотереи уполномоченное государственное учреждение делает запись в реестре лотерей - едином списке лотерей, зарегистрированных с правом проведения на территории Российской Федерации.


Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2002 г. N 184 в пункт 27 настоящего Временного положения внесены изменения

Изменения вступают в силу с 11 февраля 2002 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


27. Свидетельство на право проведения лотереи может быть аннулировано по решению суда.

Свидетельство на право проведения международной или всероссийской лотереи может быть отозвано по решению Правительства Российской Федерации, при возникновении препятствий, возникших вследствие неправомерных действий учредителя лотереи или сомнений в его правомочиях, до устранения в установленном порядке возникших препятствий.

28. Свидетельство на право проведения лотереи выдается учредителю лотереи по следующим основаниям:

отсутствие споров и наличие соглашений между основными субъектами правоотношений в рамках лотереи;

соответствие лотереи требованиям законодательства Российской Федерации, настоящего Положения и собственным условиям;

ликвидность лотереи, то есть способность учредителя лотереи ответить по всем своим обязательствам перед гражданами - участниками лотереи, бюджетом и субъектами правоотношений в рамках данной лотереи;

наличие аудиторского заключения о финансовом состоянии учредителя лотереи с подтверждением наличия необходимых активов для обеспечения ликвидности лотереи;

государственная регистрация лотереи путем внесения соответствующей записи в единый реестр лотерей с указанием реквизитов выданного по этой лотерее свидетельства.

29. С момента получения свидетельства на право проведения лотереи учредитель несет ответственность за проведение лотереи, исполнение законодательства Российской Федерации, настоящего Положения, условий лотереи и за результаты финансово-хозяйственной деятельности по данной лотерее.

Учредитель по договору может передать другому юридическому лицу право на организацию и проведение лотереи.

30. Учредитель лотереи отвечает всеми своими активами по обязательствам данной лотереи, а также отвечает активами лотереи, кроме ее призового фонда, по обязательствам в других видах своей уставной деятельности.

31. Организация лотереи для получения средств на покрытие предыдущих убытков юридического лица, проводящего лотерею, запрещается.


Организационный проект лотереи


32. Организационный проект лотереи - пакет документов, необходимых для экспертизы лотереи, ее регистрации и выдачи свидетельства на право проведения лотереи.

33. В пакет документов организационного проекта лотереи входят:

анкета лотереи;

концептуальное авторское и организационное описание заявляемой лотереи;

условия лотереи;

макет лотерейного билета с описанием степеней его защиты от подделки (не менее шести степеней);

правила идентификации билета при выплате или выдаче выигрыша и описание способов защиты призового фонда лотереи от получения выигрыша по поддельному билету;

логотип лотереи с приложением свидетельства о его патентной регистрации или заявки на его патентную регистрацию;

проект собственной системы кассового хозяйства или описание кассового хозяйства, предоставляемого организатору лотереи по договору;

проект организационной структуры подразделения, осуществляющего организацию, руководство и оперативное управление процессом проведения лотереи (дирекции лотереи);

технико-экономическое обоснование лотереи на период выхода лотереи на устойчивый рентабельный уровень или на весь период проведения лотереи (для бестиражных лотерей);

документы, подтверждающие авторское право на заявляемую лотерею либо заявку на регистрацию лотереи как безымянной с обоснованием;

учредительные документы учредителя лотереи, заявка на государственную регистрацию лотереи, аудиторская справка о финансовом состоянии и ликвидности как юридического лица и как организатора лотереи;

многосторонний договор или пакет договоров между автором или авторами лотереи (для авторских лотерей), учредителем лотереи и организатором лотереи, регламентирующий их правовые, финансовые и иные взаимоотношения;

предварительные договоры или соглашения между организатором лотереи и основными участниками организации и проведения лотерейного процесса (обслуживающим лотерею банком, службой инкассирования, юридическими лицами - собственниками, кассовых хозяйств, полиграфическим предприятием, рекламной фирмой и т. п.);

гарантия - обязательство обслуживающего лотерею банка о сохранении и целевом использовании призового фонда лотереи, других средств лотереи и готовности банка осуществлять контроль за выполнением организатором лотереи этого условия (для денежных лотерей) или гарантия - обязательство доверенного лица по накоплению и выдаче неденежных призов о сохранении и целевом использовании призового фонда;

квитанция об оплате регистрационного сбора лотереи заявителем.

34. Если организатор лотереи имеет собственные кассовое хозяйство, полиграфическое предприятие, рекламную службу и другие хозяйственные подразделения, необходимые для обслуживания заявляемой лотереи, он обязан дать их описание и документально подтвердить их способность обслужить заявляемую лотерею.

Если организатор лотереи намерен создать для обслуживания заявляемой лотереи необходимые хозяйственные подразделения, он обязан указать реальные источники средств и возможностей для создания таких подразделений, а также договоры на предоставление этих средств и возможностей и вложить в тритий, проектный пакет организационные проекты таких подразделений.

35. Условия лотереи содержат:

наименование лотереи;

указание территории, на которой проводится лотерея;

описание лотереи как оригинального творческого продукта с ее отличительными от других аналогичных лотерей особенностями;

описание вида и типа лотереи;

описание технологии организации лотереи;

порядок производства и реализации лотерейных билетов (для тотализаторов и системных игр - порядок производства и регистрации ставок), с учетом того, что в Российской Федерации при продаже лотерейных билетов (производстве ставок) установлен принцип исключительной добровольности для покупателя (производителя ставок);

порядок формирования цены билетов (ставок);

порядок формирования призового фонда, его структуру и объем, выраженный в процентах по отношению к общему объему выручки за проданные билеты (для меценатских лотерей - меценат указывает размер и структуру призового фонда и порядок распределения лотерейных билетов);

порядок распределения призового фонда по выигрышам;

порядок проведения розыгрышей;

порядок получения выигрышей;

порядок расчетов организатора лотереи по обязательствам перед бюджетом;

форму официального документа о полномочиях продавца лотерейных билетов (сертификат, договор и другие документы);

порядок учета билетов, выпускаемых в продажу, проданных и непроданных билетов;

порядок утилизации непроданных билетов (уничтожения, использования в других тиражах);

порядок доставки билетов в продажу и выемки непроданных билетов;

порядок инкассирования выручки;

порядок выемки и обработки оперативной информации о ходе реализации лотерейных билетов;

порядок хранения невостребованных выигрышей и их востребования по истечении сроков получения выигрышей;

порядок взаиморасчетов организатора лотереи с субъектами лотерейной деятельности в рамках данной лотереи;

порядок информирования участников лотереи об основных правилах участия и результатах розыгрышей;

образцы форм оперативной и отчетной документации по данной лотерее;

порядок хранения и предъявления документации контролирующим органам;

порядок охраны оперативной информации лотереи от несанкционированного доступа;

порядок охраны лотерейных билетов от хищений в процессе их производства, транспортировки и хранения;

порядок исключения из участия в розыгрыше похищенных билетов;

для целевых и благотворительных лотерей - порядок расходования дохода по лотерее на ее цели;

формы сводного финансово-хозяйственного отчета по лотерее и порядок их ведения;

порядок архивирования документации по лотерее.

Учредитель лотереи вправе дополнять условия лотереи другой информацией, более полно раскрывающей технологию организации и проведения лотереи.

36. При необходимости изменения условий лотереи, не меняющих ее концепцию и технологию, учредитель обязан перерегистрировать измененные условия лотереи.

При изменении условий лотереи, изменяющих ее концепцию и технологию, лотерея подлежит регистрации как новая лотерея.

37. При дополнениях к условиям лотереи ее вариантов, которые могут быть квалифицированы как другие лотереи, учредитель обязан выделить эти условия в новые организационные проекты и зарегистрировать их как новые лотереи.

38. Учет и отчетность по новой лотерее ведутся отдельно от лотереи, из которой новая лотерея была выделена.


Проведение лотерей


39. Проведение лотерей на территории Российской Федерации разрешается только на той территории, которая предусмотрена при их регистрации.

Изменение территории проведения лотереи влечет за собой необходимость ее перерегистрации.

40. Проведение лотереи допускается только юридическим лицом, зарегистрированным как организатор лотереи, и только в полном соответствии с ее зарегистрированными условиями.


Призовой фонд лотереи


41. Призовой фонд лотереи, заявляемый в условиях лотереи и представляющий нераспределенную часть средств участников лотереи, не является активом организатора лотереи и не может быть использован им ни на какие другие цели кроме выплаты или выдачи выигрышей участникам.

Призовой фонд не является собственностью учредителя или организатора лотереи и на него не может быть обращено взыскание по их обязательствам.

42. Организатору лотереи запрещается связывать призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами кроме обязательств перед участниками лотереи, а также помещать средства призового фонда полностью или частично в какой-либо финансовый, коммерческий, производственный или иной оборот.

43. Призовой фонд бестиражной лотереи находится у сотрудников лотереи, оплачивающих или выдающих выигрыши.

44. Денежный призовой фонд тиражной лотереи накапливается в банке (банках), обслуживающем лотерею, и выплачивается этим банком.

На банке лежит ответственность за неприкосновенность призового фонда и использование его организатором лотереи исключительно по назначению.

45. Призовой фонд в неденежной форме, в его заявляемом в условиях лотереи виде, хранится у специально привлеченного для этой цели на договорной основе доверенного юридического лица и выдается участникам этим доверенным юридическим лицом.

На этом юридическом лице лежит ответственность за неприкосновенность призового фонда и использование его организатором лотереи исключительно по назначению.

46. Призовой фонд тиражной лотереи формируется в заявляемом в условиях лотереи виде до проведения розыгрыша.

Формирование денежного призового фонда или приобретение ценностей для формирования неденежного призового фонда тиражной лотереи после проведения розыгрыша запрещается.

Запрещается также проведение розыгрышей тиражной лотереи до накопления призового фонда в полном объеме или формирование призового фонда из заемных средств.


Обязательные нормативы


Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 18 февраля 2002 г. N 184 в пункт 47 настоящего Временного положения внесены изменения

Изменения вступают в силу с 11 февраля 2002 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции


47. К обязательным нормативам для лотерей, проводимых на территории Российской Федерации, относятся:

объем призового фонда по отношению к общему объему выручки (кроме меценатских лотерей);

объем отчислений на благотворительные цели (для благотворительных лотерей) по отношению к общему объему выручки;

48. Объем призового фонда для коммерческих лотерей устанавливается в размере не менее 50 процентов к общему объему выручки.

49. Объем призового фонда целевых лотерей, доходы от которых направляются на развитие образования, культуры, физической культуры и спорта, медицины и здравоохранения, рекреации и туризма, литературы и искусства, народного творчества, приоритетных отраслей народного хозяйства, устанавливается в размере не менее 40 процентов к общему объему выручки.

50. Объем призового фонда лотерей, доходы от которых направляются на благотворительные цели, устанавливается в размере не менее 30 процентов к общему объему выручки.

Объем отчислений на благотворительные цели (для благотворительных лотерей) устанавливается в размере не менее 25 процентов к общему объему выручки.

51. Общий размер и порядок внесения регистрационного сбора для лотерей определяется Правительством Российской Федерации.

52. Регистрационный сбор, оплачиваемый заявителем при регистрации лотереи, направляется:

на покрытие затрат регистрирующего органа;

на экспертизу оснований для установления права собственности на лотерею и/или регистрацию права собственности;

на экспертизу организационного проекта лотереи и регистрацию лотереи;

на производство бланков документов, выдаваемых заявителю (типовые заявки, авторское свидетельство, свидетельство на право собственности), а также на оказание консультационных услуг.

53. В случае правомерного отказа в регистрации лотереи регистрационный сбор заявителю не возвращается.


Утверждено Временное положение о лотереях в Российской Федерации, которым определяются условия учреждения, регистрации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, устанавливается порядок организации и ликвидации лотерей, меры государственного регулирования лотерейной деятельности. Временное положение действует до принятия соответствующего федерального закона; его действие распространяется также на условия учреждения, регистрации и проведения тотализаторов и системных (электронных) игр.

Все лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от их типа, вида и территориального статуса, подлежат государственной регистрации.

Объем призового фонда для коммерческих лотерей устанавливается в размере не менее 50 процентов к общему объему выручки. Объем призового фонда целевых лотерей, доходы от которых направляются на развитие образования, культуры, физической культуры и спорта, медицины и здравоохранения, рекреации и туризма, литературы и искусства, народного творчества, приоритетных отраслей народного хозяйства, устанавливается в размере не менее 40 процентов к общему объему выручки. Объем призового фонда лотерей, доходы от которых направляются на благотворительные цели, устанавливается в размере не менее 30 процентов к общему объему выручки. Объем отчислений на благотворительные цели (для благотворительных лотерей) устанавливается в размере не менее 25 процентов к общему объему выручки.

Указ вступает в силу со дня его подписания.


Указ Президента РФ от 19 сентября 1995 г. N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации"


Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания


Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 7 октября 1995 г. N 196, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. N 39 ст. 3754


Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. N 728 настоящий Указ признан утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Указ Президента РФ от 18 февраля 2002 г. N 184

Изменения вступают в силу с 11 февраля 2002 г.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.