Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коршунова Р.В.,
судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ерохиной Н.П. о признании незаконным решения первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 13 августа 2012 года N 1157/12-5 об отказе в представлении информации, возложении обязанности по предоставлению информации, по апелляционной жалобе Ерохиной Н.П. на решение Кировского районного суда города Саратова от 22 октября 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., пояснения Ерохиной Н.П., поддержавшей апелляционную жалобу, изучив ее доводы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ерохина Н.П. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, в обоснование которых указала, что с марта 1996 года она состоит в очереди на получение жилищной субсидии по списку граждан, выехавших из районов Крайнего Севера. 11 июля 2012 года истец обратилась в министерство финансов Саратовской области с заявлением о предоставлении информации о выплаченных субсидиях гражданам данной категории за период с 1996 года по 2012 год, с указанием кому, в каком размере и когда выплачивалась жилищная субсидия, в каком году получатели данной субсидии выехали из районов Крайнего Севера, в каком году они поставлены на соответствующий учет. Данное заявление переадресовано в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Ответом от 13 августа 2012 года министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области в предоставлении запрашиваемой информации отказало со ссылкой на Федеральный закон N 152-ФЗ от 27 июля 2006 года "О персональных данных".
Ерохина Н.П. полагала, что данный ответ нарушил ее право на получение информации, в связи с чем истец лишена возможности осуществлять контроль за движением очередников при получении жилищной субсидии.
Рассмотрев возникший спор, судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ерохина Н.П. не согласилась с данным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы, истец указывает, что в соответствии с действующим законодательством затребованная Ерохиной Н.П. информация является открытой для участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", и должна содержаться в списках граждан - очередников. Считает, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязано размещать данные списки в доступном для всеобщего обозрения месте. Ерохина Н.П. полагает, что судом изменен ответчик на иного, чем заявлено ею в иске.
В заседание судебной коллегии представители ответчика - министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, его представителей.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, поскольку при разрешении спора судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Согласно п.п. 1, 2, 9 ст. 9 данного Федерального закона N 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Пунктом 10 названной статьи данного Федерального закона N 152-ФЗ установлено, что конфиденциальность персональных данных - это обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
В соответствии со ст. 7 указанного Федерального закона N 152-ФЗ операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.
Как следует из материалов дела, 11 июля 2012 года Ерохиной Н.П. в адрес министерства финансов Саратовской области направлено обращение, которое переадресовано в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Данное обращение содержит просьбу о предоставлении информации по выплаченным в период с 1996 года по 2012 год суммам субсидий с указанием: кому они выплачены, в каком размере, даты произведения выплаты, даты убытия данных лиц из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, даты постановки на учет в Саратовской области (л.д. 9).
13 августа 2012 года министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Ерохиной Н.П. направлен ответ от 13 августа 2012 года под номером 1157/12-5, которым в предоставлении запрашиваемой информации Ерохиной Н.П. отказано на основании п.п. 1 и 10 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" (л.д. 10).
Заявитель считала данный ответ незаконным, поскольку, по ее мнению, запрашиваемая информация должна содержаться в списках граждан - участников подпрограммы и размещаться для всеобщего обозрения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы.
Указанные Правила предусматривают, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) обеспечивают свободный доступ к спискам граждан - участников подпрограммы путем размещения указанных списков для всеобщего обозрения в доступных местах и своевременного предоставления необходимой информации по письменному обращению указанных граждан (п. 25).
Данный список содержит указание на фамилию, имя, отчество участника подпрограммы, дату его рождения, состав семьи, номер, дату выдачи паспорта и орган, которым выдан паспорт, дату постановки участника подпрограммы на учет, номер учетного дела, основания постановки на учет.
Сведения о суммах субсидий с указанием лиц, кому они выплачены, в каком размере и иную информацию, затребованную Ерохиной Н.П., списки граждан - участников подпрограммы не содержат.
В силу п. 1 ч. 5 ст. 2 Федерального закона N 8-ФЗ от 09 февраля 2009 года "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, на которое ссылается Ерохина Н.П., не дают ей право на получение информации о персональных данных других участников подпрограммы, а остальная информация, содержащаяся в соответствующих списках, является общедоступной, в связи с чем суд пришел к правильному выводу, что права и законные интересы истца ответом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Иная оценка автором апелляционной жалобы норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 22 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерохиной Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.