Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


Принят Государственной Думой 20 октября 1995 года


Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 890) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:

в части первой слова "трудовых отношений" заменить словами "социально-трудовых отношений";

часть вторую изложить в следующей редакции:

"Действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.".

2. Статью 2 изложить в следующей редакции:

"Статья 2. Основные понятия

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее - работники организации) с работодателем.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.".

3. В части первой статьи 3 слово "предприятий" заменить словом "работодателей".

4. В статье 5:

слова "хозяйственного управления" заменить словами "органов местного самоуправления";

дополнить статью частью третьей следующего содержания;

"Не допускаются ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей.".

5. В статье 6:

части третью и четвертую изложить в следующей редакции:

"От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников, указанным в статье 2 настоящего Закона.

При наличии в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.";

дополнить статью новой частью пятой следующего содержания:

"От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей, указанным в статье 2 настоящего Закона.";

части пятую и шестую считать соответственно частями шестой и седьмой;

часть шестую изложить в следующей редакции:

"Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.".

6. В статье 7:

части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

"Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны предоставлять представителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.";

дополнить статью частью шестой следующего содержания:

"Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.".

7. Статью 8 изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Разрешение разногласий

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".".

8. Статью 9 изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Гарантии и компенсации за время переговоров

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты, приглашенные для участия в этой работе, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.".

9. Статью 10 изложить в следующей редакции:

"Статья 10. Право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.".

10. Статью 11 изложить в следующей редакции:

"Статья 11. Стороны коллективного договора

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации, иным правовым актом лицом.".

11. В статье 12:

в части первой слова "предприятию и решением профсоюза, иного уполномоченного работниками представительного органа" заменить словами "организации и решением представителей работников.";

дополнить статью новой частью второй следующего содержания:

"Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, является моментом начала коллективных переговоров.";

части вторую - седьмую считать соответственно частями третьей - восьмой;

часть третью изложить в следующей редакции:

"Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение пяти календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.";

в части четвертой слова "трудового коллектива" заменить словами "работников организации", слово "объединенного" заменить словом "единого";

части пятую и шестую изложить в следующей редакции:

"При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручить представителю работников, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.

Если единый представительный орган не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать заключить приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу.";

в части седьмой слова "профсоюзам, иным уполномоченным работниками представительным органам" заменить словами "представителям работников";

часть восьмую изложить в следующей редакции:

"Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.".

12. В статье 13:

абзац одиннадцатый части второй изложить в следующей редакции:

"контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;";

в части третьей слово "предприятия" заменить словом "организации".

13. В тексте статьи 14 слово "предприятие" заменить словом "организация" в соответствующем падеже.

14. Статью 16 изложить в следующей редакции:

"Статья 16. Гарантии при ликвидации организации

При ликвидации организации претензии работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор с приложениями.".

15. В статье 17:

часть первую изложить в следующей редакции:

"Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду.";

в части третьей после слова "подписавшие" дополнить словом "едины", слова "трудового коллектива" заменить словами "работников организации".

16. Статью 18 изложить в следующей редакции:

"Статья 18. Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).

Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.

Территориальное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.".

17. Статью 19 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Участники соглашений

На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать:

генерального - общероссийские объединения профсоюзов; общероссийские объединения работодателей; Правительство Российской Федерации;

отраслевого (межотраслевого) тарифного - соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; Министерство труда Российской Федерации;

профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган по труду.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации участниками соглашений могут выступать:

регионального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; орган по труду субъекта Российской Федерации;

территориального - соответствующие профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; соответствующий орган местного самоуправления.".

18. Статью 20 изложить в следующей редакции:

"Статья 20. Порядок и сроки разработки и заключения соглашения

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, и оформляются ее решением.

При наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников состав комиссии со стороны работников определяется по согласию между этими представителями.

Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается представителями сторон.

Если согласие не достигнуто в семидневный срок, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать соглашение от имени представляемых ими работников.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в семидневный срок направляется представителями работодателей - участниками соглашения, заключенного на федеральном уровне, - в Министерство труда Российской Федерации, а соглашения, заключенного на уровне субъекта Российской Федерации, - в орган по труду субъекта Российской Федерации для уведомительной регистрации.

При осуществлении уведомительной регистрации двустороннего соглашения орган по труду (не являющийся участником соглашения) выявляет условия соглашения, противоречащие законодательству о труде, и сообщает сторонам соглашения о выявленных противоречиях.

Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашение.".

19. Дополнить Закон статьей 20-1 следующего содержания:

"Статья 20-1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители федеральных органов государственной власти, представители общероссийских объединений профсоюзов, представители общероссийских объединений работодателей.

Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и координатор комиссии утверждаются Президентом Российской Федерации.".

20. Абзац десятый части второй статьи 21 изложить в следующей редакции:

"о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.".

21. Статью 22 дополнить частями четвертой, пятой и шестой следующего содержания:

"В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее чем 50 процентов работников отрасли (отраслей), профессии, министр труда Российской Федерации имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.".

22. Часть первую статьи 24 изложить в следующей редакции:

"Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.".

23. Утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст пункта 23.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ в пункт 24 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции


24. Статью 26 изложить в следующей редакции:

"Статья 26. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

По требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.".

25. Утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст пункта 25.


26. Утратил силу

Информация об изменениях:

См. текст пункта 26.


Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.



Президент Российской Федерации

Б. Ельцин


Москва, Кремль

24 ноября 1995 г.

N 176-ФЗ


Внесенными изменениями конкретизированы определения "коллективный договор" и "соглашение", введены определения "представители работников" и "представители работодателей".

Введен запрет на ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателей.

Закреплены положения, касающиеся определения срока ведения коллективных переговоров. Начало переговоров приурочивается к дате издания приказа о формировании комиссии, создаваемой для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, а окончание - к моменту подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий.

Увеличен предельный размер санкции, предусмотренной для представителей работодателя за уклонение от участия в переговорах. Ранее данный предел составлял десятикратную величину МРОТ, внесенными изменениями санкция увеличена до пятидесяти МРОТ.


Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования


Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 5 декабря 1995 г. N 235, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4558


Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.