Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 14 января 1997 г. N 5838/95
См. комментарий
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Саратовского областного арбитражного суда от 26.06.95 по делу N УПР-102.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Акционерное общество открытого типа "Саратовнефтегаз" обратилось в Саратовский областной арбитражный суд с иском о признании недействительным акта проверки Государственной налоговой инспекции по Советскому району Саратовской области от 13-25 октября 1994 года в части доначисления налогов, штрафов и пени в сумме 1 907 500 700 рублей.
Решением от 26.06.95 исковые требования удовлетворены.
В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проверки Степновского управления технологического транспорта акционерного общества открытого типа "Саратовнефтегаз" Государственной налоговой инспекцией по Советскому району Саратовской области были установлены нарушения по уплате в бюджет в период с ноября 1993-го по август 1994 года налога на добавленную стоимость и спецналога в связи с занижением объема реализации по причине неучета оборотов по реализации транспортных услуг, оказанных управлением другим структурным подразделениям акционерного общества.
По результатам проверки составлен акт от 13-25 октября 1994 года, в котором предложено внести в бюджет суммы доначисленного налога на добавленную стоимость, спецналога, штрафов в размере 100 и 10 процентов и пени. Акт проверки утвержден начальником налоговой инспекции.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из того, что Степновское управление технологического транспорта не является плательщиком НДС и спецналога, поскольку самостоятельно услуги не реализует, а выступает в гражданском обороте от имени и по поручению АООТ "Саратовнефтегаз" по его доверенности. Кроме того, суд сделал вывод об отсутствии объекта налогообложения - оборота по реализации услуг, признав транспортные услуги, оказанные управлением другим структурным подразделениям акционерного общества, внутризаводским оборотом. Такие услуги не облагаются налогом в силу пункта 11 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 09.11.91 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
Между тем указанный пункт инструкции касается структурных единиц предприятий, не имеющих расчетного счета в банке и состоящих на балансе основного предприятия.
Степновское управление технологического транспорта согласно положению о нем от 15.10.91 и положению от 23.06.94 наделено собственными оборотными средствами и имуществом, имеет отдельный баланс и расчетный счет в учреждении банка.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками этого налога являются филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги).
В связи с изложенным вывод суда о том, что Степновское управление технологического транспорта не является плательщиком НДС и спецналога, ошибочен.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри юридического лица считаются объектами налогообложения при условии, если они совершены в целях собственного потребления получателя и затраты по ним не относятся на издержки производства и обращения.
Судом принято решение без учета указанной нормы Закона, в связи с чем не выяснены обстоятельства, касающиеся объекта налогообложения, не исследованы доказательства, свидетельствующие о характере и целях оказанных управлением услуг, порядке списания затрат по этим услугам и включении транспортных услуг в объем реализации АООТ "Саратовнефтегаз", не дана правовая оценка правомерности применения ответственности в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов.
Таким образом, решение по делу N УПР-102 не соответствует действующему законодательству и принято по не исследованным обстоятельствам дела.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Саратовского областного арбитражного суда от 26.06.95 по делу N УПР-102 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации |
В.Ф.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 января 1997 г. N 5838/95
Текст постановления (в извлечениях) опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1997, N 4