Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Кандаковой Л.Ю.
судей: Емельянове А.Ф., Ворожцовой Л.К.,
при секретаре Фирсовой К.А.,
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Кандаковой Л.Ю.
гражданское дело по апелляционным жалобам Ступникова ФИО15
на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 25 сентября 2012 года, дополнительное решение Центрального районного суда города Кемерово от 6 февраля 2013 года
по делу по иску Ступникова В.В. к Государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Кемерово" об отмене решения, возложении обязанности зарегистрировать в целях поиска подходящей работы, признании безработным, назначении пособия по безработице, выдаче документа, связанного с работой, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Ступников В.В. обратился в суд с названным иском, мотивируя требования тем, что при увольнении с работы ДД.ММ.ГГГГ по ч.2 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата ему была выдана справка о среднем заработке для определения пособия по безработице. ДД.ММ.ГГГГ он представил ее в ГКУ ЦЗН, и по решению "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ она хранится в архиве Центра занятости, включена в состав документов "Личного дела безработного гражданина "данные изъяты"". В настоящее время ООО "Управление механизации РСУ-10" ликвидировано, документы в Государственный архив не сданы, поэтому получение дубликата справки не представляется возможным. После длительного перерыва в работе (более года), ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в ГКУ ЦЗН г. Кемерово с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, а также с заявлением о выдаче заверенной надлежащим образом копии справки о заработной плате.
Решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ директор ГКУ ЦЗН г. Кемерово Чайка Г.П. отказала ему в регистрации в целях поиска подходящей работы, признании его безработным и в выдаче заверенной надлежащим образом копии справки. Истец считает отказ незаконным, просил суд отменить решение "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ обязать ответчика зарегистрировать его в целях поиска подходящей работы, для признания безработным с ДД.ММ.ГГГГ признать его безработным и назначить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ выдать заверенную надлежащим образом копию справки, "данные изъяты". о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) для определения пособия безработице, взыскать компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты", возместить судебные расходы.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 25 сентября 2012 года исковые требования Ступникова В.В. об отмене решения, признании безработным, назначении пособия по безработице, выдаче документа, компенсации морального вреда, оставлены без удовлетворения.
Дополнительным решением Центрального районного суда города Кемерово от 6 февраля 2013 года оставлены без удовлетворения требования Ступникова В.В. о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать истца в целях поиска подходящей работы.
В апелляционных жалобах на решение, дополнительное решение, Ступников В.В. выражает несогласие с решением суда, ссылаясь на неправильное применение и толкование судом норм материального права, на то, что суд не рассмотрел его требование о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать его в целях поисках подходящей работы.
Относительно апелляционных жалоб директором Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Кемерово" поданы возражения.
Ступников В.В. доводы жалоб поддержал.
Представитель центра занятости просила решения суда оставить без изменения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ коллегия проверяет законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав Ступникова В.В., представителя центра занятости, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (ред. 11.07.2011) "О занятости населения в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 3 названного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней ( часть 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов ( часть 2)..
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Ступников В.В. обратился в Центр занятости населения города Кемерово с заявлениями о постановке на учет в качестве поиска подходящей работы, безработного. В тот же день представил заявление о выдаче копии справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" директор учреждения сообщила об отказе как в регистрации в качестве безработного, так и в выдаче копии справки, ссылаясь на не предоставление Ступниковым В.В. справки о заработной плате за три последних месяца работы, а также невозможности выдачи из архива копии справки о заработной плате от "данные изъяты"
Не согласившись с доводами директора центра, Ступников В.В. обратился в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что справка о заработной плате является обязательным документом, который должен быть представлен гражданином для решения вопроса о признании его безработным. Согласился суд первой инстанции и с позицией центра о невозможности выдачи копии справки из архива центра, а также невозможности назначения пособия на основании копии справки о заработной плате, которую у них запрашивал Ступников В.В.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям ( п.3 ст. 196 ГПК РФ).
Обжалуемое решение суда первой инстанции приведенным нормам процессуального права не соответствует.
Кроме того, согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное применение норм материального права.
Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ( часть 1 статьи 3).
Постановлением Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2010 N 847н утвержден Порядок регистрации безработных граждан.
На основании пункта 2 данного Порядка регистрация граждан в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения на основании решений о признании граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными.
Согласно пункту 3 указанного Порядка, решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Из содержания приведенных выше положений законодательства следует, что для принятия решения о признании гражданина безработным данный гражданин должен быть первоначально зарегистрирован в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 года N 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" утвержден перечень документов, необходимых для получения государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Пунктом 19 Приказа определено, что для получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы граждане, впервые обратившиеся в центр занятости населения, предоставляют заявление-анкету, паспорт, трудовую книжку, справку о среднем заработке и т.д.
В соответствии с пунктом 20 Приказа для получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы при последующих обращениях граждане предоставляют только паспорт или документ, его заменяющий.
То есть отсутствие у гражданина справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы не является препятствием для регистрации в целях поиска подходящей работы исходя из изложенного, а также в связи с тем, что поскольку до принятия решения о признании гражданина безработным выплата пособия по безработице не производится.
В связи с тем, что до 2 ДД.ММ.ГГГГ Ступников В.В. уже обращался к ответчику за получением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, в соответствии с п. 20 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006 года N 513 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников", при повторном обращении гражданин должен представить только паспорт или документ, его заменяющий.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции поясняла, что Ступников В.В. был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с позицией ответчика по данному вопросу, поскольку она согласуется как с пояснениями истца, который в суде апелляционной инстанции пояснял, что в день обращения сотрудником центра занятости ему были выданы списки работодателей для поиска подходящей работы, а также с его последующими действиями. В дело представлено заявление Ступникова В.В. от 02.08.2012 года, адресованное директору ЦЗН города Кемерово, в котором он выражает несогласие с отказом специалиста Шведовой Р.И. только в регистрации его в качестве безработного в связи с отсутствием справки о заработной плате ( л.д. 5).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности требований Ступникова В.В. о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать истца в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается в случае невозможности предоставления ему подходящей работы течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы и при условии предоставления необходимых документов, предусмотренных частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно пункту 6 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного постановлением Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2010 N 847н, решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым отказано в признании их безработными, уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения об отказе в признании их безработными в письменной форме.
Таким образом, действующим законодательством регламентирована процедура признания граждан безработными, которая подлежит соблюдению, как самими гражданами, ищущими работу и готовыми приступить к работе, так и государственным учреждением службы занятости населения.
Позиция представителя Центра занятости, с которой согласился суд первой инстанции, основана на том, что справка о заработной плате за три месяца является обязательным документом, без которого невозможно принятие решение о признании гражданина безработным и последующее назначение пособия по безработице.
Такая позиция основана на неправильном толковании закона "О занятости населения в РФ".
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п.1 ст. 30 Закона "О занятости населения в РФ").
В соответствии со ст. 30 Закона " О занятости населения" пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня ( полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Согласно п.2 ст. 30 названного Закона пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
По смыслу приведенной нормы права отсутствие оспариваемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного, тем более, что Ступникову В.В. пособие по безработице могло быть назначено на основании пункта 2 ст. 30 Закона о занятости населения в размере минимальной величины пособия по безработице, т.е. без учета получаемой по последнему месту работы заработка, поскольку обращение в центр занятости имело место после длительного (более года) перерыва в работе.
Судом первой инстанции также не учтено, что пунктом 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" приведен исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане не могут быть признаны безработными, среди которых не представление справки о заработной платы не поименовано.
Тем более что истец пояснял, что представил ответчику копию справки, подлинник которой находился в архиве ГКУ ЦЗН.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Таким образом, при указанных обстоятельствах фактический отказ ГКУ "Центр занятости населения города Кемерово" в признании Ступникова В.В. безработным нарушает его конституционное право на защиту от безработицы и ограничивает государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 ( части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, согласующихся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.
В данной связи судебная коллегия полагает, что оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Ступникова В.В. у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах выводы суда о необоснованности требований Ступникова В.В. об отмене решения об отказе в признании его безработным судебная коллегия находит неправильными, решение суда в этой части подлежит отмене.
Принимая решение об отказе истцу в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности выдать надлежащим образом заверенную копию справки о заработной плате, суд первой инстанции руководствовался пунктом 25 Инструкции о порядке формирования и передачи на архивное хранение сведений и документов получателей государственных услуг в сфере содействия занятости, утвержденной приказом департамента N 6 от 17.01.2012 года, в соответствии с которой подлинники документов из архива ГКУ ЦЗН не выдаются.
При этом судом не учтено, что истец просил о выдаче не оригинала, а копии справки, что не противоречит требованиям пункта 23 названной инструкции, в соответствии с которым с разрешения директора ГКУ ЦЗН из архива ГКУ ЦЗН выдаются гражданами архивные справки, архивные копии и выписки из документов, содержащих сведения социально-правового характера, необходимые для обеспечения прав и законных интересов гражданина.
Кроме того, право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным закреплено статьей 14 Федерального закона от 27.07.2006 года "О персональных данных", а ответчик в силу пункта 2 части 1 ст. 3 названного закона является оператором персональных данных, в связи с чем не вправе был отказать Ступникову В.В. в выдаче копии справки.
Решение суда в этой части также подлежит отмене с принятием решения об удовлетворении требований истца.
Поскольку судебной коллегией установлен факт нарушения прав истца, вытекающих из трудовых отношений, в силу ст. 237 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ подлежат удовлетворению его требований о компенсации морального вреда.
Учитывая обстоятельства дела, требований разумности и справедливости, судебная коллегия считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию в размере "данные изъяты"
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат возмещению расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты"
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 25 сентября 2012 года, дополнительное решение от 6 февраля 2013 года частично отменить, принять по делу новое решение, которым признать решение государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово об отказе в признании Ступникова В.В. в регистрации безработным незаконным и отменить.
Обязать государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово признать Ступникова В.В. безработным со ДД.ММ.ГГГГ назначить со ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице.
Взыскать с государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Кемерово в пользу Ступникова В.В. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты", возврат государственной пошлины в размере "данные изъяты"
Обязать государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Кемерово выдать Ступникову В.В. надлежащим образом заверенную копию справки "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ из архива центра занятости.
В остальной части решение суда, дополнительное решение суда, оставить без изменения.
Председательствующий Кандакова Л.Ю.
Судьи Емельянов А.Ф.
Ворожцова Л.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.