Судья Краснодарского краевого суда Палянчук Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному Федеральному округу " Ф.И.О. "5 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 марта 2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному Федеральному округу от " дата обезличена " года Калинин " Ф.И.О. "6 - директор ООО "Санаторий "Маяк", признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере " данные изъяты " рублей.
Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 марта 2013 года жалоба директора ООО "Санаторий "Маяк" Калинина " Ф.И.О. "7 на постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному Федеральному округу от " дата обезличена " года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ - удовлетворена. Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному Федеральному округу от " дата обезличена " года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора ООО "Санаторий "Маяк" Калинина " Ф.И.О. "8 - отменено. Дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ООО "Санаторий "Маяк" Калинина " Ф.И.О. "9 прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, государственный инспектор Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному Федеральному округу " Ф.И.О. "10 просит решение Центрального районного суда г. Сочи от 18.03.2013 года отменить и принять по делу новое решение. Свои доводы заявитель мотивирует тем, что указанное решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, судом не были приняты во внимание юридически значимые обстоятельства по делу.
В возражениях на жалобу директор ООО "Санаторий "Маяк" Калинин " Ф.И.О. "11 просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судья вышестоящей инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. N632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993г. (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993г. N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006г. N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с поручением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу от " дата обезличена " года "О сдаче природопользователями сведений, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", проведена проверка в отношении ООО "Санаторий "Маяк".
При проведении проверки было установлено, что осуществляемая ООО "Санаторий "Маяк" хозяйственная деятельность по предоставлению услуг не соответствует требованиям природоохранного законодательства РФ, поскольку оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно Общество осуществляет выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и размещает отходы.
На момент проверки, согласно письмо-вызов для составления протокола ООО "Санаторий "Маяк" не предоставил расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за " дата обезличена ". и " дата обезличена " ... Платежные поручения за " дата обезличена ". и " дата обезличена ". Обществом также не представлены в административный орган.
По результатам указанной проверки государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу " Ф.И.О. "12 было вынесено постановление от " дата обезличена " года, которым должностное лицо - директор ООО "Санаторий "Маяк" Калинин " Ф.И.О. "13 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая Калинина " Ф.И.О. "14 к административной ответственности, государственный инспектор Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу сделал вывод о том, что ООО "Санаторий "Маяк" в ходе осуществления своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и размещения отходов, однако плата за данный вид негативного воздействия за " дата обезличена ". и " дата обезличена ". ООО "Санаторий "Маяк" в установленные сроки не вносилась.
Вместе с тем из анализа указанных выше норм закона следует, что обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возникает не за всякое образование и размещение отходов, а лишь в случае, когда происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Судьей первой инстанции было достоверно установлено, что ООО "Санаторий "Маяк" размещением отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Закона об отходах, не занималось и не занимается, вследствие чего, обязанность по предоставлению, согласованию расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов и обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов у него отсутствует.
Кроме этого, как указано в обжалуемом постановлении, ООО "Санаторий "Маяк" осуществляет выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем, согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999г. N 96-ФЗ под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не использует термин "вредное вещество", определяет такое понятие как "загрязняющее вещество". В свою очередь, вред окружающей среде Закон N 7-ФЗ определяет как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения.
Под загрязняющим веществом в соответствии со ст. 1 Федерального закона N7-ФЗ понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установление превышения его количества и (или) концентрации установленных нормативов.
Вместе с тем, в нарушение требований статей 26.1, 26.2 КоАП РФ, Департаментом Росприроднадзора по Южному Федеральному округу, не установлено, какие именно действия осуществляет ООО "Санаторий "Маяк", относящиеся к видам негативного воздействия на окружающую среду, не установлены сами факты таких действий, не указаны загрязняющие вещества якобы выбрасываемые обществом в атмосферный воздух, не указана их концентрация и факт превышения над установленными нормативами; не указано, какими именно источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу располагает ООО "Санаторий "Маяк", не указано какие отходы и где они якобы размещены обществом. Факты осуществления обществом деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, за которую взимается плата в соответствии с законодательством не установлен, наличие у общества обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду не проверена.
Кроме этого, в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО "Санаторий "Маяк" Калинина " Ф.И.О. "15 отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения, не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежат внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока.
Департаментом Росприроднадзора по Южному Федеральному округу не установлено, какие виды деятельности осуществляются ООО "Санаторий "Маяк", связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных законом об охране окружающей среды осуществляется.
Поскольку, ООО "Санаторий "Маяк" не занимается размещением отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами законодательства РФ, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не осуществляет вследствие чего, судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что обязанность по оплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду у общества отсутствует.
В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
С учетом изложенного, судьей первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии в действиях директора ООО "Санаторий "Маяк" Калинина " Ф.И.О. "16 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.
Доказательства, положенные судьей первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
При рассмотрении дела судьей вышестоящего суда не установлено нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение решения судьи первой инстанции.
Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
РЕШИЛ:
Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 марта 2013 года - оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному Федеральному округу " Ф.И.О. "17 - оставить без удовлетворения.
Судья краевого суда -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.