Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи А.И.Малкова,
судей Н.В.Жуковой и Е.Ф.Соловьевой,
при секретаре Н.А.Темирбаевой, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения Беляевского района" (ГБУ "ЦЗН Беляевского района") на решение Беляевского районного суда Оренбургской области от 28 марта 2013 года по гражданскому делу по иску Байкуловой И.И. к ГБУ "ЦЗН Беляевского района" о регистрации в качестве безработного.
Заслушав доклад судьи А.И.Малкова, объяснения представителя ответчика Т.А.Цеповяз, поддержавшей жалобу, представителя третьего лица Министерства труда и занятости населения Оренбургской области О.Ю.Семиной, полагавшей жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.И.Байкулова обратилась в суд с вышеназванном иском к ГБУ "ЦЗН Беляевского района", указав, что (дата) она обратилась к ответчику по вопросу регистрации в качестве ищущей подходящую работу, а в последующем, в случае невозможности предоставления подходящей работы, - признания ее безработной с назначением государственного пособия по безработице. При обращении она представила весь необходимый пакет документов, за исключением справки о среднем заработке за последние три месяца работы, которую она не смогла представить в связи с ликвидацией *, являвшегося ее последним местом работы и откуда она была уволена (дата) в связи с банкротством *. (дата) ею была представлена справка из архивного отдела администрации муниципального образования Беляевский район, согласно которой расчетно-платежные ведомости * за ... - ... годы в архив на хранение не поступали. Несмотря на первоначальное обращение (дата) ответчик зарегистрировал ее в качестве ищущей работу только (дата), указав при этом, что она отказалась от регистрации в качестве ищущей работу (дата), что не соответствует действительности. Но и после регистрации ее в качестве ищущей работу ответчик продолжает нарушать Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", не регистрируя ее в качестве безработного, притом, что отсутствие справки о заработной плате не препятствует принятию решения о признании ее безработной с назначением пособия по безработице в минимальном размере. На основании изложенного просила обязать ответчика зарегистрировать ее в качестве безработного и назначить ей пособие по безработице с (дата), а также взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя и уплате государственной пошлины.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство труда и занятости населения Оренбургской области.
В судебном заседании И.И.Байкулова и ее представитель Р.Н.Сайтбурханов иск поддержали, и просили обязать ответчика зарегистрировать истицу в качестве безработной с (дата).
Представитель ответчика Т.А.Цеповяз и представитель третьего лица Министерства труда и занятости населения Оренбургской области О.Ю.Семина в удовлетворении иска просили отказать, указывая, что непредставление истицей документа о заработной плате с последнего места работы не позволяет зарегистрировать ее в качестве безработной.
Решением суда иск И.И.Байкуловой удовлетворен, суд возложил на ГБУ "ЦЗН Беляевского района" обязанность признать И.И.Байкулову безработной с назначением государственного пособия по безработице с (дата). Этим же решением с ответчика в пользу истицы взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере ... руб. и оплате юридических услуг - ... руб.
В апелляционной жалобе представитель ГБУ "ЦЗН Беляевского района" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, настаивая на своих доводах о том, что непредставление истицей документа о заработной плате с последнего места работы не позволяет зарегистрировать ее в качестве безработной.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 2 названной статьи решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании ... При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Как следует из материалов дела, И.И.Байкулова не работает с (дата), последним местом ее работы являлся *, откуда истица была уволена в связи с банкротством *.
Судом установлено, что (дата) истица обратилась в ГБУ "ЦЗН Беляевского района" по вопросу постановки ее на учет в качестве безработного, где была поставлена на учет как ищущая подходящую работу; в регистрации в качестве безработной истице было отказано по причине отсутствия справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что отсутствие требуемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного, поскольку в силу пункта 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице, а в соответствии с пунктом 2 названной статьи пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованным выводам о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать истицу в качестве безработной с назначением государственного пособия по безработице в порядке, установленном действующим законодательством, со дня обращения истицы к ответчику (дата).
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы о том, что отсутствие справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы препятствует признанию истицы безработной, являлись предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно были признаны несостоятельными как основанные на неправильном толковании закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беляевского районного суда Оренбургской области от 28 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения Беляевского района" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.