Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Юровой О.В.,
при секретаре Речкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Центр занятости населения Звениговского района" на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 01 марта 2013 года, которым постановлено:
Признать за Андреевой Л. Г. право на постановку на учет в качестве безработной.
Обязать государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Центр занятости населения Звениговского района" зарегистрировать Андрееву Л. Г. в качестве безработной с выплатой пособия по безработице со дня регистрации в качестве ищущей работу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреева Л.Г. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Республики Марий Эл "Центр занятости населения Звениговского района" (далее - ГКУ РМЭ "Центр занятости населения Звениговского района"), просила признать право на постановку на учет в органе службы занятости в качестве безработной, обязать ГКУ РМЭ "Центр занятости населения Звениговского района" зарегистрировать ее в качестве безработной с выплатой пособия по безработице. Отказ в постановке на учет в качестве безработной мотивирован отсутствием у истца справки о заработной плате за последние 3 месяца. Последним местом работы истца было ОАО ... ликвидированное в 2012 году вследствие банкротства, она уволена из данной организации "дата" по п.2 ст.81 ТК РФ, нигде после этого не работала. Ранее по март 2012 года истец состояла на учете в качестве безработной, при первоначальном обращении в центр занятости ею предоставлялась указанная справка, которая находится в учетном деле в центре занятости населения. При очередном обращении в декабре 2012 года в центр занятости она предоставила весь пакет необходимых документов, кроме справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Указанную справку предоставить не может ввиду ликвидации ОАО ...
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ГКУ РМЭ "Центр занятости населения Звениговского района" просит решение суда отменить, принять новое решение, которым отказать Андреевой Л.Г. в удовлетворении ее исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального и материального права. Считают, что поскольку Андреевой Л.Г. не представлен полный комплект документов, включая справку о среднем заработке за три месяца по последнему месту работы, центр занятости не имеет возможности принять решение о признании ее безработной.
В возражениях на апелляционную жалобу Андреева Л.Г. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, приводит доводы в поддержку принятого решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя ГКУ РМЭ "Центр занятости населения Звениговского района" Пшидатка И.Р., поддержавшего апелляционную жалобу, Андреевой Л.Г., просившей решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Андреева Л.Г. с ... 2010 года не работает, "дата" обратилась в центр занятости населения, была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы, однако в регистрации в качестве безработной ей было отказано, по причине отсутствия справки о средней месячной заработной плате за последние 3 месяца, в связи с ликвидацией предприятия, где она работала.
Согласно пунктов 1, 2 ст.3 Закона РФ "О занятости населения в РФ" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
В силу пункта 12 указанного постановления при предъявлении зарегистрированными гражданами, не явившимися в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в государственные учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы, документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, указанные учреждения принимают решение о признании таких граждан безработными и осуществляют постановку их на регистрационный учет.
Правильно применив к спорным правоотношениям вышеприведенные нормы закона и верно установив вышеизложенные обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно возложил на центр занятости населения обязанность по регистрации Андреевой Л.Г. в качестве безработной с выплатой пособия по безработице.
Изложенные в решении суждения суда подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Позиция представителя ответчика в суде первой инстанции и аналогичная позиция, изложенная в апелляционной жалобе о том, что отсутствие справки о средней заработной плате за последние 3 месяца работы, препятствует признанию Андреевой Л.Г. безработной, основана на неправильном толковании закона "О занятости населения в РФ" и не может быть принята во внимание судебной коллегией по следующем основаниям.
Справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п.1 ст.30 Закона "О занятости населения в РФ").
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона "О занятости населения в РФ" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Из указанных норм права следует, что отсутствие оспариваемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.
Доводы апелляционной жалобы, что оказанные истице государственные услуги в виде бесплатного содействия в подборе подходящей работы и трудоустройстве достаточны для соблюдения ее конституционных прав являются необоснованными, так как в соответствии со ст.3 Закона "О занятости населения в РФ" по истечению 10 дней со дня регистрации истца как гражданина ищущего работу, Андреева Л.Г. должна быть признана в качестве безработной с назначением социальной поддержки, это и будет являться полным выполнением обязанностей ответчика по защите конституционных прав гражданина.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального и процессуального права, подлежат отклонению, как основанные на неправильном понимании норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 01 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Центр занятости населения Звениговского района" - без удовлетворения.
Председательствующий Соснин А.Е.
Судьи Лелеков Н.Г.
Юрова О.В.
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Марий Эл Юрова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.