Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Молдова по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова (Москва, 21 октября 1994 г.)

Соглашение
между Российской Федерацией и Республикой Молдова
по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи
по делам, связанным с временным пребыванием
воинских формирований Российской Федерации на
территории Республики Молдова
(Москва, 21 октября 1994 г.)


Российская Федерация и Республика Молдова, далее именуемые Сторонами,

- руководствуясь положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова (далее - Соглашение);

- исходя из необходимости взаимной правовой помощи по делам гражданским, уголовным и об административных правонарушениях;

- принимая во внимание необходимость сотрудничества между компетентными органами Российской Федерации и Республики Молдова;

- желая урегулировать процедуру производства отдельных процессуальных действий;

согласились о нижеследующем:


Статья 1.


Компетентные органы Российской Федерации и компетентные органы Республики Молдова оказывают друг другу правовую помощь по делам гражданским, уголовным и об административных правонарушениях, связанным с временным пребыванием воинских Формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова.

Для целей настоящего Соглашения нижеуказанные термины означают:

1."Компетентные органы" - со стороны Российской Федерации - военные суды и органы военной прокуратуры Российской Федерации, обслуживающие воинские формирования, военные коменданты гарнизонов, командиры воинских частей (как орган дознания) и другие органы, находящиеся на территории Республики Молдова, в компетенции которых находятся вопросы, регулируемые настоящим Соглашением;

со стороны Республики Молдова - суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел республиканского и местного подчинения и другие органы, в компетенции которых находятся вопросы, регулируемые настоящим Соглашением.

2. "Воинские формирования Российской Федерации, временно размещенные на территории Республики Молдова", именуемые далее "воинские формирования", - соединения, части, предприятия и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. "Лица, входящие в состав воинских формирований":

а) военнослужащие, проходящие военную службу в составе воинских формирований;

б) гражданский персонал, работающий в воинских формированиях, не граждане Республики Молдова;

Лица, командированные в воинские формирования Российской Федерации на территории Республики Молдова, не являющиеся гражданами Республики Молдова, по своему статусу приравниваются к лицам, входящим в состав воинских формирований.

4. "Члены семей лиц, входящих в состав воинских формирований",- супруги, несовершеннолетние дети, родители, а также другие лица, совместно проживающие с лицами, входящими в состав воинских Формирований и находящиеся в установленном законом порядке на их иждивении.

5. "Место дислокации" - территория, на которой размещаются воинские части, предприятия и учреждения воинских формирований Российской Федерации.


Статья 2.


Правовая помощь включает в себя исполнение просьб о вручении документов и производство отдельных процессуальных действий, предусмотренных процессуальным законодательством Сторон.


Статья 3.


При оказании правовой помощи компетентные органы Сторон взаимодействуют непосредственно между собой, а при необходимости, через соответствующие вышестоящие органы.

В случае обращения к ненадлежащему органу, последний немедленно передает запрос компетентному органу, известив об этом запрашивающий орган.


Статья 4.


Запрашиваемый орган сообщает запрашивающему органу по его просьбе место и время исполнения поручения.

Представителям запрашивающих органов Сторон предоставляется право присутствовать при производстве процессуальных действий, выполняемых по их просьбе, если это не будет связано с разглашением военной или государственной тайны.


Статья 5.


Правовая помощь оказывается Сторонами бесплатно. Расходы, связанные с выполнением действий в порядке правовой помощи, несет Сторона, которая производит эти действия.


Статья 6.


Компетентные органы Сторон при оказании правовой помощи пользуются при сотрудничестве друг с другом русским или молдавским языками.


Статья 7.


При возникновении правоотношений с государственными органами Республики Молдова лица, входящие в состав воинских формирований Российской Федерации, и члены их семей, пользуются такой же правовой защитой, что и граждане Республики Молдова.


Статья 8.


Компетентные органы Республики Молдова будут немедленно извещать компетентные органы Российской Федерации о каждом случае возбуждения уголовного дела, задержания или ареста лица, входящего в состав воинских формирований Российской Федераций, или членов его семьи.


Статья 9.


По делам о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, и членами их семей, вне пределов мест дислокации, применяется законодательство Республики Молдова, действует суд, прокуратура и другие ее компетентные органы.


Статья 10.


Статья 9 настоящего Соглашения не применяется в отношении деяний, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, и членами их семей:

а) в местах дислокации;

б) против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации, а также по делам о воинских преступлениях;

в) при исполнении должностных и специальных обязанностей.

Должностные и специальные (ликвидация последствий стихийных бедствий и другие чрезвычайные обстоятельства) обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяются законодательными актами, общевоинскими уставами и другими нормативными актами Российской Федерации. К выполнению специальных обязанностей на территории Республики Молдова воинские формирования Российской Федерации привлекаются по просьбе местных органов власти. Не признается исполняющим должностные и специальные обязанности военнослужащий, совершающий предусмотренное уголовными законами Российской Федерации и Республики Молдова общественно-опасное деяние.

В отношении деяний, предусмотренных настоящей статьей, применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее прокуратура, судебные и другие компетентные органы.


Статья 11.


Компетентные органы Республики Молдова на территории своего государства обеспечивают по судебным решениям и постановлениям компетентных органов Российской Федерации содержание лиц, находящихся под стражей, и их конвоирование. Исполнение приговоров об осуждении к лишению свободы лиц, указанных в статье 10 настоящего Соглашения осуществляется на территории Российской Федерации, а в случаях, указанных в статье 9 - по решению компетентных органов Республики Молдова.


Статья 12.


Компетентные органы Российской Федерации и Республики Молдова могут взаимно обращаться друг к другу с ходатайствами о передаче подследственности (подсудности) отдельных лиц (дел), предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Соглашения.


Статья 13.


Дела, подпадающие под юрисдикцию Российской Федерации, рассматриваются компетентными органами Российской Федерации в местах дислокации ее войск на территории Республики Молдова, а также на территории Российской Федерации.

По делам, подпадающим под юрисдикцию Республики Молдова, процессуальные действия в местах дислокации воинских формирований Российской Федерации производятся компетентными органами Российской Федерации на основании постановления компетентных органов Республики Молдова.

При совершении лицом, входящим в состав воинских формирований Российской Федерации, или членом его семьи, преступления, подпадающего под юрисдикцию Республики Молдова, арест указанных лиц в местах дислокации производится компетентными органами Российской Федерации на основании постановления компетентных органов Республики Молдова.

Производство компетентными органами Республики Молдова процессуальных действий со взятыми ими под стражу лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, или членами их семей, может осуществляться в присутствии представителей компетентных органов или органов военного управления Российской Федерации.


Статья 14.


При обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых относится к юрисдикции Республики Молдова, а в отношении других - Российской Федерации, дело в отношении всех обвиняемых рассматривается компетентными органами Республики Молдова.

В иных случаях вопрос решается в соответствии с международными обязательствами Сторон.


Статья 15.


В случае возникновения разногласий в отношении юрисдикции вопрос решается российско-молдовской Смешанной комиссией, предусмотренной статьей 21 Соглашения.

До решения Смешанной комиссии компетентные органы Сторон согласовывают друг с другом вопрос о мерах по закреплению следов преступления, установлению и задержанию лица, его совершившего.


Статья 16.


Компетентные органы Российской Федерации немедленно извещают компетентные органы Республики Молдова о ставших им известными преступлениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, или членами их семей, и относящихся к юрисдикции Республики Молдова, а также проводят первоначальные следственные действия до момента прибытия представителя компетентных органов Республики Молдова.


Статья 17.


Компетентные органы Сторон оказывают взаимную помощь в раскрытии преступлений, а также в организации рассмотрения дел.


Статья 18.


Компетентные органы Республики Молдова в установленном законом порядке информируют органы военной юстиции Российской Федерации по их ходатайству о ходе расследования и судебного разбирательства в отношении лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации, и членов их семей.


Статья 19.


При применении законодательства Республики Молдова о гласности судебного разбирательства учитываются интересы безопасности воинских формирований Российской Федерации.


Статья 20.


По делам о преступлениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, или членами их семей, которые подлежат рассмотрению судами Республики Молдова, обвиняемый (подозреваемый) обеспечивается такой же правовой защитой, как и граждане Республики Молдова. Эти лица, по их желанию, могут пользоваться услугами российского адвоката.


Статья 21.


Наказания, назначенные судами Республики Молдова, лицам, входящим в состав воинских формирований Российской Федерации, и членам их семей, подлежат исполнению соответствующими компетентными органами Сторон.


Статья 22.


По делам об административных правонарушениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, или членами их семей, которые относятся к юрисдикции компетентных органов Республики Молдова, применяется законодательство Республики Молдова.

Об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, компетентные органы Республики Молдова будут сообщать ближайшему военному коменданту гарнизона воинского формирования Российской Федерации.


Статья 23.


Возмещение материального ущерба распространяется на удовлетворение всех претензий, вытекающих:

а) из причинения вреда неправомерными действиями и источниками повышенной опасности, за которые отвечают воинские формирования Российской Федерации, а также лица, входящие в их состав, и члены их семей, с одной стороны, учреждения и граждане Республики Молдова - с другой;

б) из обязательств по договорам, заключенным воинскими формированиями и гражданами Российской Федерации с одной стороны, и учреждениями и гражданами Республики Молдова - с другой стороны;

в) из прочих действий и упущений, в результате которых юридические или физические лица одной Стороны причинили ущерб юридическим или физическим лицам другой Стороны.

Возмещению подлежат также судебные издержки и необходимые расходы, понесенные в связи с рассмотрением дела стороной, в пользу которой вынесено решение.


Статья 24.


Решения по претензиям, вытекающим из договорных отношений воинских формирований Российской Федерации, лиц, входящих в их состав, и членов их семей, с учреждениями и гражданами Республики Молдова, принимаются судами Республики Молдова в соответствии с ее законодательством.

Исполнение решения суда по этим делам в отношении лиц, входивших в состав воинских формирований Российской Федерации, членов их семей, проживающих на территории Российской Федерации, организуется Министерством юстиции Российской Федерации.


Статья 25.


Подсудность по гражданским делам определяется общими правилами гражданско-процессуального законодательства Республики Молдова.

Если лицо, причинившее ущерб, неизвестно, компетентные органы Сторон оказывают друг другу взаимную помощь для его установления.

Если будет несомненно установлено, что ущерб нанесен лицом, входившим в состав воинских формирований Российской Федерации, или членом его семьи, и это лицо не может явиться в качестве ответчика в соответствующий суд Республики Молдова, поскольку оно уже не находится на территории Республики Молдова, иск предъявляется командованию воинских формирований Российской Федерации.


Статья 26.


В компетентных органах Республики Молдова представительство воинских формирований Российской Федерации, а также лиц, входящих в их состав, и членов их семей, осуществляется командованием воинских формирований Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Республики Молдова.


Статья 27.


Контроль за исполнением судебных решений по делам прошлых лет в отношении осужденных военными судами (военными трибуналами бывшего Союза ССР) и отбывающих наказание или проживающих в Республике Молдова, осуществляется судами Республики Молдова до полного исполнения в том числе в части решений о возмещении материального ущерба, причиненного преступлениями воинским частям, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам.

Военные суды Российской Федерации передают соответствующим судам Республики Молдова необходимые документы (копии) для вышеуказанного контроля.

Средства, взыскиваемые с осужденных по исполнительным листам, а также судебные издержки перечисляются в бюджет той Стороны, которая понесла убытки в связи с данным конкретным делом. В иных случаях эти средства остаются в бюджете взыскивающей Стороны.

Граждане Российской Федерации и Республики Молдова по вопросам, связанным с возмещением им вреда, причиненного преступлениями, обращаются к соответствующей Стороне через Министерство юстиции (органы юстиции) своих государств.


Статья 28.


В отношении граждан Республики Молдова, работающих по найму в воинских формированиях Российской Федерации, применяется законодательство Республики Молдова о труде и социальном страховании.


Статья 29.


Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств, которые вытекают из международных договоров, участниками которых являются Стороны.


Статья 30.


Настоящее Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу одновременно с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, и остается в силе в течение срока его действия.


Совершено в Москве 21 октября 1994 года в двух экземплярах, каждый на русском и молдавском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.


     За Российскую Федерацию                    За Республику Молдова
                 / подпись /                              / подпись /


Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Молдова по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова (Москва, 21 октября 1994 г.)


Текст соглашения официально опубликован не был




Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение