Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 1994 г. N 96-I ГД "О рекомендательном законодательном акте Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества"

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 20 апреля 1994 г. N 96-I ГД
"О рекомендательном законодательном акте Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества"


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить рекомендательный законодательный акт Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества" (прилагается).

Предложить комитетам Государственной Думы учитывать указанный рекомендательный акт при подготовке законопроектов.

2. Направить настоящее Постановление в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации

И.П. Рыбкин


Принят Постановлением Межпарламентской

Ассамблеи государств-участников СНГ

г. Санкт-Петербург, 29 декабря 1992 г.


Рекомендательный законодательный акт
"О принципах экологической безопасности в государствах Содружества"


Настоящий рекомендательный законодательный акт является актом для ориентации согласованной законодательной деятельности в области экологической безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств*.

Рекомендательный законодательный акт о принципах экологической безопасности имеет целью предотвращение угроз экологической безопасности населения, общества и природной среды на территории государств - участников Содружества Независимых Государств.

Экологическая безопасность в современных условиях рассматривается как неотъемлемая и важная часть безопасности личности, общества и Государства.


Статья 1. Понятие экологической безопасности

Экологическая безопасность - состояние защищенности личности, общества и Государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также стихийных бедствий и катастроф.

Угрозу экологической безопасности может представлять деятельность физических и юридических лиц, а также других государств, связанная с преднамеренным или непреднамеренным воздействием на окружающую природную среду, а также стихийные природные процессы и явления.


Статья 2. Объекты экологической безопасности

Основными объектами экологической безопасности являются:

личность с ее правом на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

общество с его материальными и духовными ценностями, зависящими от экологического состояния страны;

природные ресурсы и природная среда как основа устойчивого развития общества и благополучия будущих поколений.


Статья 3. Субъекты обеспечения экологической безопасности

Основным субъектом обеспечения экологической безопасности является Государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы национальной законодательной, исполнительной и судебной власти.

Субъектами обеспечения экологической безопасности являются также юридические и физические лица, в том числе граждане, организации и объединения, обладающие правами и обязанностями по обеспечению безопасности в соответствии с национальным законодательством Государства.


Статья 4. Общие принципы формирования национальной политики в области экологической безопасности

Основными принципами обеспечения Государством экологической безопасности являются:

приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества в целом, общечеловеческих ценностей перед любыми другими сферами деятельности;

суверенитет Государства над природными ресурсами;

непричинение ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции Государства;

взаимная консультация заинтересованных государств в ситуациях, развитие которых создает или может создавать угрозу экологической безопасности;

согласование государственного механизма возмещения ущерба;

неотвратимость ответственности за ущерб, причиненный трансграничным загрязнением (загрязнитель платит);

солидарная ответственность за причиненный вред государствами-участниками;

платность природопользования;

согласование экологической политики государств;

согласование законодательной политики государства в области обеспечения экологической безопасности;

взаимопомощь государств при ликвидации последствий и предупреждении экологического бедствия;

широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности;

разрешительный порядок осуществления производственной и другой деятельности, способной создавать угрозу экологической безопасности населения или территории;

обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции;

государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания человека;

организация системы государственного экологического мониторинга состояния окружающей природной среды;

обеспечение полной, достоверной и своевременной информированности граждан, учреждений и организаций об угрозах экологической безопасности;

гласность планов осуществления деятельности, способной угрожать экологической безопасности населения, общества или природной среды.


Статья 5. Законодательные основы обеспечения экологической безопасности

Законодательными основами обеспечения экологической безопасности являются Конституция Государства и национальное законодательство в сфере экологической безопасности, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Государством.


Статья 6. Государственная система экологической безопасности

Рекомендуется создание государственной системы экологической безопасности, которая может включать в себя:

парламентский (законодательный) орган по проблема экологии и охраны окружающей среды;

в пределах компетенции президентские структуры, правительственные ведомства и органы государственного контроля и надзора по проблемам безопасности, экологии и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

иные, специально на то уполномоченные органы, на которые возложены обязанности по обеспечению экологической безопасности.


Статья 7. Разрешительный порядок осуществления деятельности, угрожающей экологической безопасности

Рекомендуется, чтобы деятельность, представляющая или способная представлять угрозу экологической безопасности, осуществлялась по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными органами в области окружающей природной среды в порядке, устанавливаемом национальным законодательством Государства.

Органы исполнительной власти Государства и местного самоуправления организуют участие населения в определении условий разрешения данной деятельности с учетом требований экологической безопасности.

Нарушение порядка, определяющего процесс выдачи разрешений на осуществление деятельности, лицом, запрашивающим разрешение, или органом, выдающим разрешение, влечет за собой признание разрешения недействительным с момента выдачи. Произведенные затраты при этом не компенсируются, а нанесенный ущерб возмещается в судебном порядке.

Выданное разрешение может быть обжаловано в вышестоящей инстанции специально уполномоченного органа, а также в судебном порядке. Отказ от выдачи разрешения или отмена ранее выданного разрешения могут быть обжалованы только в судебном порядке.


Статья 8. Обязанности субъектов хозяйственной деятельности по обеспечению экологической безопасности

Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, представляющую угрозу экологической безопасности, независимо от форм собственности, обязаны представлять с специально уполномоченные органы государственной системы экологической безопасности Государства сведения о безопасности, включающие:

информацию о предприятии и используемых технологических процессах, характере и масштабах использования и утилизации вовлекаемых в производство или образующихся в процессе производства опасных веществ и воздействия на население и окружающую природную среду;

оценку воздействия на окружающую природную среду осуществляемой или предполагаемой деятельности;

перечень мер по обеспечению экологически безопасного функционирования предприятия;

сведения о возможных авариях и их экологических последствиях;

план действий персонала предприятия в аварийных ситуациях.

Сведения о безопасности служат основанием для выдачи разрешения на осуществление деятельности, представляющей или способной представлять опасность для экологической безопасности.

Перечень видов деятельности, осуществляемой на основании разрешений, определяется национальным законодательством Государства.


Статья 9. Ограничения хозяйственной деятельности в случае угрозы экологической безопасности

Хозяйственная или иная деятельность юридических и физических лиц может быть ограничена или приостановлена в случае возникновения угрозы экологической безопасности компетентными органами Государства.

Вопросы возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности в результате ограничения или приостановки их деятельности, решаются в судебном порядке.


Статья 10. Открытость информации об экологической безопасности

Информация об опасных последствиях антропогенного воздействия на окружающую природную среду, а также прогнозы стихийных бедствий и катастроф являются общедоступными и не могут быть засекречены органами государственного управления.

Сведения о безопасности и влиянии хозяйственной и иной деятельности, продукции на состояние окружающей природной среды и здоровье населения, а также о безопасности условий труда не могут составлять коммерческую тайну вне зависимости от форм собственности.


Статья 11. Общественная система экологической безопасности

В целях обеспечения экологической безопасности общественным объединениям и гражданам рекомендуется предоставлять право:

бесплатного получения в органах государственной власти и управления полных и достоверных сведений о состоянии окружающей природной среды и мерах по обеспечению экологической безопасности;

беспрепятственного сбора информации о влиянии деятельности предприятий и организаций на состояние окружающей природной среды;

опротестовывать в судебном порядке решения органов государственной власти, угрожающие экологической безопасности, в том числе о выдаче разрешений на деятельность;

выступать в суде в качестве истца в процессах об угрозе экологической безопасности и возмещении нанесенного ущерба;

осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.


Статья 12. Ответственность должностных лиц органов государственного управления

Должностные лица органов государственного управления могут нести дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность за действия или бездействие, повлекшие за собой нарушение экологической безопасности, в том числе:

за выдачу разрешений на деятельность, представляющую угрозу экологической безопасности;

за дезинформацию или сокрытие информации о наличии угроз экологической безопасности;

за препятствование или неоказание содействия деятельности специально уполномоченных органов экологической безопасности.


Статья 13. Ответственность за достоверность информации об экологической безопасности

Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, представляющую угрозу экологической безопасности, могут нести административную, имущественную ответственность за правильность информации, указанной в сведениях об экологической безопасности.


Статья 14. Защита от внешних угроз экологической безопасности

С целью защиты населения и окружающей природной среды от трансграничных воздействий, угрожающих их экологической безопасности, органы системы государственной экологической безопасности осуществляют:

меры, необходимые для предотвращения угрозы экологической безопасности от источников, расположенных за пределами границ Государства;

участие в создании и функционировании международной системы экологической безопасности и предотвращения экологической безопасности.


Статья 15. Предотвращение ущерба экологической безопасности других стран

Государственная система экологической безопасности обеспечивает все необходимые для предотвращения ущерба населению и окружающей природной среде других государств от трансграничного воздействия источников экологической опасности, находящихся на территории Государства.


Статья 16. Участие в ликвидации последствий экологических катастроф и стихийных бедствий в других странах

Государственные органы обеспечивают участие национальных сил и средств в предотвращении и ликвидации последствий экологических катастроф и стихийных бедствий, произошедших в других странах, в соответствии с международными соглашениями или по просьбе соответствующих стран.


Статья 17. Международные договоры в области обеспечения экологической безопасности

Если международным договором. заключенным или признанным Государством, установлены более строгие правила обеспечения международной экологической безопасности, то применяются правила международного договора.


-------------------------------------------------------------------------

* В дальнейшем Государство.



Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 1994 г. N 96-I ГД "О рекомендательном законодательном акте Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств "О принципах экологической безопасности в государствах Содружества"


Текст постановления официально опубликован не был




Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение