Послание Высшего Совета Союза Беларуси и России Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России "Два года на пути единения братских народов"

Послание Высшего Совета Союза Беларуси и России
Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России
"Два года на пути единения братских народов"


Введение


Два года назад Россия и Беларусь встали на путь восстановления и укрепления духовных, экономических и политических уз, которые связывали братские славянские народы на протяжении многих веков. Необходимость этого шага была продиктована жизнью, объективными интересами двух государств и народов. Развитие Сообщества Беларуси и России позволило преобразовать его в более высокое по качеству интеграционное объединение - Союз Беларуси и России, - которое призвано полнее удовлетворять интересы граждан двух стран на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов, проведения рыночных преобразований, укрепления демократии, обеспечения безопасности наших государств.

Становление Союза происходило непросто. Возникшие за годы после распада бывшего СССР различия в проведении экономических реформ и построении гражданского общества, ограниченность финансовых средств замедляли движение вперед, но не смогли его остановить.

Сегодня с уверенностью можно констатировать, что наш Союз состоялся и доказал свою жизнеспособность. Успехи, достигнутые в политической, экономической, социальной и военной сферах, демонстрируют эффективность выбранной формы единения. Союз показал, какие реальные выгоды несет сближение народов на постсоветском пространстве, подтвердил верность идеи разноскоростной интеграции в Содружестве Независимых Государств.

В соответствии с пунктом "и" статьи 23 Устава Союза Беларуси и России Высший Совет Союза представляет данное Послание об основных направлениях развития Союза Парламентскому Собранию и предлагает его вниманию граждан Республики Беларусь и Российской Федерации.


Политическая сфера


В ходе многочисленных контактов президентов двух государств, руководителей правительств и парламентов согласовывались подходы к решению общих политических проблем, намечались меры по содействию развитию демократии в Союзе, соблюдению и защите прав и основных свобод граждан. Предстоит обеспечить законодательное подкрепление этой работы.

Создание Союза Беларуси и России позволило сделать крупный шаг к объединению возможностей двух государств во внешнеполитической сфере, вести активную линию на согласование позиций по основным международным проблемам, эффективнее отвечать на внешнеполитические вызовы.

Политические отношения между участниками Союза строятся на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Организация Объединенных Наций в сентябре 1997 г. зарегистрировала Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза.

Практическая координация подходов двух стран к крупным международным и региональным проблемам осуществлялась на основе Программы согласованных действий в области внешней политики на 1996-1997 годы, которая получила свое логическое развитие в новой Программе на последующие два года, утвержденной Высшим Советом Союза Беларуси и России в январе 1998 года. Программы вошли в число базовых документов Союза и позволили придать внешнеполитическому взаимодействию двух стран системный характер.

Осуществлялись постоянные консультации по таким насущным вопросам, как запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения, создание модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы, особенно в условиях расширения НАТО, борьба с международным терроризмом, решение острых глобальных и региональных экологических проблем.

Важной составной частью взаимодействия двух стран по укреплению международных позиций Союза стала выработка мер противодействия попыткам международной изоляции Беларуси. Энергичные совместные усилия привели к восстановлению ее членства в Межпарламентском Союзе, придали конструктивный динамизм диалогу с ОБСЕ, следствием чего стало начало работы в г.Минске консультативно-наблюдательной группы этой организации.

Полнокровное вхождение Беларуси как участника Союза в Европейское Сообщество отвечает коренным интересам двух стран и должно стать убедительным примером эффективности совместных действий на международной арене для других государств СНГ.


Экономическая сфера


Для нынешнего этапа развития Союза приоритетное значение, безусловно, имеет экономическая сфера двусторонних отношений, поскольку рост экономического потенциала наших государств позволит осуществлять динамичное плодотворное сотрудничество в социальной и других сферах.

Экономическая стратегия Союза нацелена на образование общего экономического пространства, обеспечивающего свободное движение капитала, труда, товаров и услуг. Создание в качестве первого шага по выполнению этой задачи Таможенного союза двух государств позволило устранить пограничные и таможенные барьеры между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, значительно продвинуться по пути унификации таможенного и тарифного законодательства, согласовать режимы торговли с третьими странами, приступить к реализации программы развития таможенной инфраструктуры на внешних границах Беларуси.

Предпринятые меры способствовали значительному увеличению товарооборота между двумя странами, который в 1996-1997 годах вырос более чем на 80% и в 1997 г. превысил 9 млрд.долларов.

Эти успехи были бы еще более значимы, если бы удалось улучшить координацию и государственное регулирование проводимых преобразований, повысить эффективность реализации принимаемых решений, а также ускорить синхронизацию экономических реформ, в том числе в части приватизации и акционирования, осуществить прогрессивные структурные сдвиги в производстве и экспорте. Это одна из главных задач на ближайшую перспективу.

Крупным шагом на пути экономического сближения двух стран должна стать унификация денежно-кредитных систем с выходом на создание условий для введения единой валюты. Разумеется, этот процесс связан с решением комплекса проблем по обеспечению единой денежно-кредитной, ценовой и налоговой политики, выработке общих норм и правил в сфере банковской деятельности. Сейчас имеется возможность законодательно закрепить согласованные общие и специальные части налоговых кодексов. Динамика интеграционного процесса, несмотря на очевидные трудности, позволяет ставить сегодня эти задачи в практическую плоскость, говорить о реальных перспективах формирования Платежного союза.

В ряду последовательных шагов в направлении интеграции - принятие бюджета Союза на 1998 год. Это позволяет активизировать реализацию крупных совместных программ, в частности, в области автомобилестроения, приборостроения, электроники, химического производства и сельского хозяйства. Сегодня они видятся наиболее перспективными с точки зрения экономической целесообразности, рентабельности и создания новых рабочих мест. В повестке дня - задача определения принципов формирования общей собственности Союза.

В экономической интеграции важная роль отводится финансово-промышленным группам, которые постепенно получают все более широкое развитие.

Углубляется интеграция в топливно-энергетическом комплексе. Начиная с 1997 года, разрабатываются ежегодные совместные топливно-энергетические балансы двух стран, в целом отвечающие интересам производителей и потребителей энергоносителей. Вместе с тем большой проблемой продолжает оставаться задолженность при расчетах за энергоносители, в которых сохраняется высокая, по сравнению с денежной, доля товарных поставок.

На текущий год планируются меры по созданию объединенной энергетической системы и единой транспортной системы.

Общие конверсионные программы и сотрудничество предприятий военно-промышленного комплекса обеспечивают в настоящее время работой более 350 тысяч человек.

Достижению значительных темпов роста товарооборота между государствами-участниками Союза способствовало заметное расширение экономических связей между регионами России и Беларуси. Прямые связи с областями Беларуси установили 60 субъектов Российской Федерации. Сейчас важно придать этому движению целенаправленность и высокую координацию, с тем чтобы задействованный в данной форме экономической интеграции потенциал дал максимальный результат.

У Союза должно быть ясное видение целей на среднесрочную перспективу. Решающее значение в 1998 году и в ближайшие последующие годы будет иметь задача создания политических предпосылок и организационно-правовых условий для устойчивого экономического роста.

Предстоит совершенствовать платежно-расчетные отношения, вести дело к постепенному переходу к конвертируемости национальных валют, создать действенный механизм привлечения инвестиций в экономику, стимулировать предпринимательство и деловую активность, способствовать ускорению развития современных наукоемких технологий и производств.

Важной задачей является создание также общих правил антимонопольного регулирования, мер по развитию конкурентной среды и поддержке малого и среднего предпринимательства. Требуется принятие дополнительных мер по координации внешнеэкономической деятельности и действенной защите отечественных товаропроизводителей, тесному согласованию позиций и синхронизации вступления в ВТО.


Социальная и культурная сфера, вопросы экологии


Одной из главных целей Союза является повышение уровня жизни народов и создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности. Гражданам России и Беларуси предоставлены равные права в трудоустройстве, оплате труда, получении образования, всесторонней медицинской помощи, беспрепятственном обмене жилых помещений, приобретении в собственность, владении, пользовании и распоряжении имуществом. Сейчас вырабатывается порядок реализации этих прав.

В стадии активной проработки находится вопрос о развитии института гражданства Союза - мощного фактора утверждения принципа равенства гражданских прав в двух странах.

Принято важное решение о единых подходах при установлении минимальных размеров оплаты труда и пенсионного обеспечения, упорядочении выплат и льгот для граждан России и Беларуси. В реализации этих решений принципиальным шагом должно стать принятие Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации идентичных систем государственных минимальных социальных стандартов и унифицированных кодексов о труде.

Среди первоочередных мер - создание единой нормативной правовой базы пенсионного обеспечения, предоставления льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, а также работавшим в районах Крайнего Севера и в приравненных к нему местностях.

Реализация декларированных социальных прав и гарантий имеет исключительно большое политическое и общественное значение для укрепления Союза, превращения его в мощное интеграционное ядро на постсоветском пространстве. Именно поэтому так важен вопрос создания действенного механизма, который бы обеспечил на практике проведение в жизнь принятых решений.

Актуальными остаются экологические и природоохранные проблемы, прежде всего связанные с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Разрабатывается совместная комплексная программа по Чернобылю на период до 2000 года, реализация которой позволит значительно уменьшить напряженность ситуации, особенно в плане оздоровления населения.

Ведется работа по согласованию и утверждению единых экологических норм и стандартов, действующих в природоохранном законодательстве России и Беларуси.

В сфере культуры и искусства расширение сотрудничества осуществляется на принципах взаимообогащения культур, обеспечения равного доступа граждан обеих стран к культурным ценностям. Осуществляется координация обменных гастролей театров, художественных коллективов, музейной и выставочной деятельности. Международный фестиваль искусств "Славянский базар" в г.Витебске, кинофестиваль "Листопад", дни белорусской культуры в ряде российских регионов, другие совместные акции стали значительными событиями в жизни обеих стран.

В стадии проработки проект совместной программы обеспечения единого научно-технологического пространства, которая придаст новое дыхание тесному научному сотрудничеству двух государств. Завершается подготовка к утверждению Концепции развития системы образования, подготовки и переподготовки кадров в Союзе. Важнейшую роль в политической и общественной жизни двух стран и Союза в целом играют средства массовой информации.

Исходя из этого, Высший Совет решил создать телерадиовещательную организацию Союза.


Сфера обороны и безопасности


Работа на этом направлении велась в целях формирования основ обеспечения безопасности обоих государств, совместного военного строительства, обеспечения надежной охраны и оборудования внешних границ Союза, борьбы с организованной преступностью, терроризмом и другими видами преступлений.

Для достижения указанных целей созданы отраслевые органы Союза - Комитет по вопросам безопасности, Пограничный комитет, а также совместная коллегия министерств обороны, объединенная коллегия министерств внутренних дел.

Высшим Советом Союза утверждены Концепция совместной оборонной политики, Общие принципы военного строительства и использования элементов военной инфраструктуры. Подписаны Договор о военном сотрудничестве и Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере. Данные документы заложили основу механизма принятия согласованных решений по вопросам совместной оборонной политики, создания и обеспечения региональной группировки войск на западном направлении, модернизации объектов военной инфраструктуры.

Предстоит подготовить Концепцию обеспечения безопасности Союза, углубить сотрудничество в военно-технической сфере, чему будет способствовать разработка совместного оборонного заказа.

В целях обеспечения личной безопасности граждан России и Беларуси, укрепления правопорядка, создания условий для осуществления экономических и социальных реформ Высшим Советом утверждена программа Союза "Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств-участников Союза Беларуси и России на период до 2000 года".


Правовая сфера


В период становления органов Союза приняты решения, установившие порядок деятельности этих органов, а также правовой статус должностных лиц органов Союза и их аппаратов. Теперь основное внимание придается практической организации работы таких органов.

Определен механизм реализации решений Высшего Совета и Исполнительного Комитета Союза.

В национальных парламентах предстоит активизировать работу по унификации кодексов государств-участников Союза по различным отраслям права. Первоочередная задача здесь - принятие унифицированных гражданского и налогового кодексов.


* * *


Высшему Совету, Парламентскому Собранию и Исполнительному Комитету Союза, всем участникам интеграционного процесса предстоит сосредоточить усилия на реализации основных направлений российско-белорусской интеграции.

В этом плане 1998 год должен стать переломным. От того, насколько эффективно удастся совместными усилиями осуществить намеченные задачи, во многом зависит будущее наших двух стран.


Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко


Президент Российской Федерации

Б.Ельцин



Послание Высшего Совета Союза Беларуси и России Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России "Два года на пути единения братских народов"


Текст послания опубликован в "Ведомственном приложении к Российской газете" от 6 июня 1998 г., в "Библиотечке Российской газеты", выпуск N 19, 1998 г., стр. 107



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.