Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1042 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы"

Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1042
"О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998 - 2007 годы"


Правительство Российской Федерации постановляет:

Одобрить представленный Министерством экономики Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предварительно проработанный с Казахстанской Стороной проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы (прилагается).

Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Договора.

ГАРАНТ:

Распоряжением Президента РФ от 8 октября 1998 г. N 365-рп принято предложение Правительства Российской Федерации о подписании указанного Договора


И.о. Председателя Правительства
Российской Федерации

В.Черномырдин


Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998 - 2007 годы
(Алма-Ата, 12 октября 1998 г.)


Российская Федерация и Республика Казахстан, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами,

руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года, Декларацией между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, и Совместным заявлением Президента Российской Федерации и Президента Республики Казахстан от 6 июля 1998 года,

учитывая, что межгосударственная интеграция является одним из важнейших элементов экономического развития,

используя преимущества международного разделения труда, специализации и кооперирования производства, взаимовыгодной торговли для достижения целей социально-экономического развития своих стран,

исходя из необходимости дальнейшего укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных торгово-экономических и производственных отношений, придания им долгосрочного и устойчивого характера, эффективного использования экономического потенциала двух государств и повышения благосостояния их народов,

придавая важное значение гармонизации осуществления экономических реформ, созданию условий для поэтапного перехода к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,

учитывая практическое взаимодействие на основе договоренностей в рамках Содружества Независимых Государств и Таможенного союза,

договорились о нижеследующем:


Статья 1


Высокие Договаривающиеся Стороны осуществляют Программу экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан на 1998 - 2007 годы (далее именуется - Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего Договора.


Статья 2


Экономическое сотрудничество Высоких Договаривающихся Сторон осуществляется путем взаимовыгодного взаимодействия между хозяйствующими субъектами обоих государств независимо от форм собственности и подчиненности, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, в которых участвуют Российская Федерация и Республика Казахстан, и положениями национального законодательства.

Признавая необходимость поэтапного формирования и развития общего экономического пространства, Высокие Договаривающиеся Стороны будут создавать благоприятные условия для согласования основных направлений социально-экономических преобразований, сближения нормативно-правовой базы в области экономики, оказания содействия развитию кооперации и инвесторам в осуществлении инвестиционных проектов на территории обоих государств, созданию совместных производственных структур, взаимному участию в приватизации в соответствии с национальным законодательством Высоких Договаривающихся Сторон.


Статья 3


Правительства Высоких Договаривающихся Сторон будут координировать выполнение Программы, осуществлять поэтапный контроль ее реализации и в случае необходимости вносить в нее коррективы.


Статья 4


Ход выполнения Программы не реже одного раза в год рассматривается на уровне Глав Правительств Высоких Договаривающихся Сторон.


Статья 5


Споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров.


Статья 6


В Программу могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются межправительственными протоколами, являющимися неотъемлемой частью Программы и вступающими в силу в том же порядке, что и настоящий Договор.


Статья 7


Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств, вытекающих из иных международных договоров Высоких Договаривающихся Сторон.


Статья 8


Настоящий Договор вступает в силу с даты последнего письменного уведомления, подтверждающего выполнение Высокими Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу, и действует до 31 декабря 2007 года.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может прекратить действие настоящего Договора путем письменного уведомления другой Высокой Договаривающейся Стороны. В этом случае Договор прекращает свое действие через шесть месяцев с даты такого уведомления.

Прекращение действия настоящего Договора не затрагивает осуществления проектов, реализуемых в соответствии с Программой.


     Совершено в  г. Алма-Ата  "12" октября 1998 года в двух экземплярах,
каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют  одинаковую
силу.

За Российскую Федерацию                           За Республику Казахстан
Борис Ельцин                                          Нурсултан Назарбаев


Программа
экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан на 1998 - 2007 годы


Взаимные экономические интересы Российской Федерации и Республики Казахстан обусловлены исторически сложившимися между многими отраслями экономики двух государств производственными и научно-техническими связями и объективной необходимостью их сохранения и дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной основе.

Ряд совместных экономических проблем Российской Федерации и Республики Казахстан решается государствами в рамках их участия в Таможенном союзе. Вместе с тем требуется активизировать и углубить этот процесс путем развития двусторонних экономических отношений.

Основой для совместного проведения этой работы являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 г., Совместная Российско-Казахстанская (Алма-Атинская) Декларация от 27 апреля 1996 г., Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие, от 6 июля 1998 г. и Совместное заявление Президента Российской Федерации и Президента Республики Казахстан от 6 июля 1998 г. Исходя из положений указанных документов и разработана настоящая Программа.


I. Состояние российско-казахского экономического сотрудничества


В последние годы радикальные изменения в экономике Российской Федерации и Республики Казахстан сопровождались ослаблением хозяйственных и кооперационных связей, значительным спадом объемов производства и глубоким сокращением взаимного товарооборота.

В условиях финансового кризиса, охватившего многие предприятия, несовершенства системы взаиморасчетов, несимметричности систем налогообложения ухудшилась структура товарооборота и возросло применение бартера при осуществлении экспортно-импортных операций.

В двустороннем экономическом сотрудничестве слабо используется сложившаяся ранее специализация предприятий в области топливно-энергетического и горно-металлургического комплексов, машиностроения и химической промышленности, а также мобилизация финансовых и инвестиционных ресурсов, возможности создания совместных производственных структур.

Не получает развития при проявлении взаимного интереса участие российских и казахстанских хозяйствующих субъектов в акционировании предприятий, расположенных на территориях обоих государств, и прежде всего в таких областях, как нефтепереработка, энергетика, черная и цветная металлургия.

Не используются возможности, связанные с разработкой и реализацией межгосударственных целевых программ, направленных на решение представляющих взаимный интерес проблем в области производства различных видов продукции, в том числе технически сложной и наукоемкой, в проведении фундаментальных исследований.

Не полностью урегулированы проблемы, связанные с согласованием транзитных режимов, системы взимания налогов, сборов. Недостаточно используются возможности взаимовыгодного сотрудничества в области трубопроводного транспорта и межсистемных линий электропередач.

Проблемы, существующие в экономических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, требуют своего решения, выработки долгосрочной стратегии взаимовыгодного экономического сотрудничества, на что направлена настоящая Программа.


II. Основные цели и задачи Программы


Настоящая Программа разработана в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией и Республикой Казахстан на долгосрочной основе согласованного комплекса мер по развитию взаимовыгодных экономических связей, достижению существенного прогресса в производственном сотрудничестве предприятий ведущих отраслей экономики двух стран и роста на этой основе взаимного товарооборота.

Основными целями настоящей Программы являются повышение уровня жизни населения Российской Федерации и Республики Казахстан и удовлетворение культурных потребностей народов обоих государств. Для реализации этих целей предстоит решать следующие задачи:

обеспечение стабильного развития экономического сотрудничества, направленного на подъем экономики обоих государств;

взаимодействие в осуществлении институциональных преобразований, обеспечении равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов, создании условий для добросовестной конкуренции, регулировании деятельности естественных монополий;

сближение концептуальных подходов в отношении структурной перестройки экономики обоих государств, создание стимулов для роста производства, вложения инвестиций в его развитие, внедрения новейших достижений науки и передовых технологий, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

создание системы государственной поддержки приоритетных направлений развития межгосударственного и межрегионального сотрудничества, решение проблемы неплатежей и обеспечение сбалансированности торгово-платежных отношений между государствами;

формирование целевых межгосударственных проектов и программ экономического сотрудничества, создание совместных интегрированных структур, межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп;

сохранение и развитие трудового и интеллектуального потенциала;

создание систем поддержки взаимовыгодного и эффективного использования имеющейся инфраструктуры в области транспортных коммуникаций и связи и дальнейшее ее развитие;

взаимодействие по вопросам развития фондовых рынков и рынка страховых услуг;

формирование и совершенствование общего информационного пространства.


III. Развитие экономического сотрудничества


Реализация настоящей Программы позволит обеспечить дальнейшее развитие экономической интеграции государств, что будет способствовать также повышению эффективности деятельности Таможенного союза и Содружества Независимых Государств в целом.

Программные мероприятия предлагается осуществлять по следующим направлениям: общие вопросы экономического сотрудничества и сотрудничество в отдельных областях деятельности.

К общим вопросам экономического сотрудничества, по которым предусматривается координировать действия Сторон, относятся:

гармонизация и унификация нормативно-правовой базы в области создания совместных хозяйствующих структур, проведения согласованной ценовой политики;

углубление взаимодействия в вопросах денежно-кредитной политики, инвестиций, фондового рынка, защиты прав потребителей;

сближение концептуальных подходов в отношении структурной перестройки экономики обоих государств.

Преобразования, которые предстоит осуществить в Российской Федерации и Республике Казахстан в рамках проведения согласованной структурной политики, связаны с глубокой качественной перестройкой имеющегося производственного потенциала и затрагивают интересы обоих государств.

В этой связи Сторонами будут рассмотрены предложения о совместном создании и развитии структурообразующих производств, о путях и формах долевого участия в обеспечении этих производств необходимыми ресурсами и развитии взаимовыгодных производственных прямых связей между предприятиями Российской Федерации и Республики Казахстан.

Для практического осуществления согласованной структурной политики предполагается вести разработку и реализацию межгосударственных (совместных) проектов и программ.

Основными направлениями сотрудничества в отдельных областях деятельности являются межотраслевое сотрудничество в области топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, металлургии, машиностроения, транспорта.

Предусматривается военно-экономическое сотрудничество, взаимодействие в области исследования космического пространства, а также использования космодрома Байконур и военно-испытательных полигонов.

Важным направлением является осуществление координации деятельности научных, проектных и конструкторско-технологических организаций с целью эффективного использования научного потенциала Российской Федерации и Республики Казахстан.

Будет осуществляться координация усилий в развитии взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, производства лекарственных препаратов и медицинской техники.

Осуществление торгово-экономического сотрудничества предполагает активный обмен необходимой статистической информацией. Предусматривается обмен статистическими изданиями и публикациями, методологическими материалами, согласование принципов формирования статистики внешней торговли.

Планируется подготовить предложения по созданию совместной информационной системы Российской Федерации и Республики Казахстан о состоянии спроса и предложений на рынках товаров и услуг.

Предусматривается дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы для решения совместных проблем в области социального обеспечения граждан, занятости, условий труда, подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей, обмена специалистами, учеными, аспирантами, стажерами и студентами, а также взаимодействия в сфере культуры и искусства, физической культуры, спорта, санаторно-курортного дела и туризма.

Дальнейшее развитие получит сотрудничество в области защиты и улучшения состояния окружающей среды, предотвращения трансграничных загрязнений, рационального и ресурсосберегающего природопользования.

Развитие должно получить межрегиональное сотрудничество, в том числе приграничных областей Российской Федерации и Республики Казахстан, важнейшим направлением которого станет создание благоприятных условий для социально-экономического подъема этих территорий с учетом сложившихся межрегиональных хозяйственных связей, обычаев и духовных ценностей проживающего в них населения.


IV. Управление реализацией Программы


С целью координации реализации настоящей Программы в рамках Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан создаются координационный совет по реализации Программы (далее именуется координационный совет) и рабочие группы по реализации основных разделов Программы.

Координационный совет состоит из Российской и Казахстанской частей, каждая из которых возглавляется председателем, назначаемым главой правительства соответствующей Стороны.

В состав координационного совета входят руководители рабочих групп от Российской и Казахстанской Сторон.

Заседания координационного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, поочередно в Российской Федерации и Республике Казахстан. Председательствует на заседании координационного совета председатель от принимающей Стороны.

Основными функциями координационного совета являются:

координация деятельности по реализации настоящей Программы в рамках национальных частей;

организация подготовки ежегодного плана мероприятий по реализации настоящей Программы и докладов о ходе выполнения Программы, которые выносятся на заседания Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан;

организация подготовки проектов межправительственных соглашений по вопросам, связанным с реализацией и координацией выполнения настоящей Программы;

подготовка для рассмотрения на заседаниях Совместной межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отдельных проблем, связанных с реализацией настоящей Программы;

иные функции, определяемые регламентом координационного совета.

Регламент координационного совета рассматривается и утверждается на заседании координационного совета не позднее 60 дней с даты вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы.



Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1042 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 годы"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 сентября 1998 г., N 37, ст. 4644, в "Ведомственном приложении к Российской газете" от 24 октября 1998 г.




Актуальный текст документа