Приложение 2. Основные положения программы модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств

Приложение 2

 

Основные положения программы модельного законотворчества
в Содружестве Независимых Государств

 

В современный период модельное законотворчество становится важным инструментом создания единого правового пространства СНГ, способствует сближению национальных законодательств. Разработанная программа включает в себя перспективный план по подготовке модельных законодательных актов и рекомендаций, а также предусматривает: создание необходимых условий для дальнейшего углубления интеграционных процессов; совершенствование организации подготовки, рассмотрения, принятия и реализации типовых законодательных актов; повышение роли межгосударственных и межправительственных органов СНГ в правовом реформировании Содружества.

 

I. Приоритетные направления модельного законотворчества

 

Настоящая программа нацелена на решение следующих приоритетных задач:

- дальнейшее формирование правовой основы общего экономического пространства, унификация хозяйственного законодательства; становление эффективной правовой базы платежно-расчетных отношений, производственной и инвестиционной деятельности, создание условий для формирования общего научно-технологического пространства государств - участников СНГ;

- создание общих правовых основ социальной защиты населения, предоставления льгот и гарантий малообеспеченным слоям граждан и лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

- разработка модельных актов в области государственных образовательных стандартов, культуры и спорта;

- модельное законотворчество в области охраны окружающей природной среды, оздоровления населения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- создание целостной модельной базы законов, регламентирующих охрану внешних границ, предотвращение и урегулирование вооруженных конфликтов, развитие правовых основ борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территориях государств - участников Содружества.

II. Совершенствование процесса подготовки и принятия
типовых (модельных) законодательных актов

 

Модельная законопроектная деятельность Межпарламентской Ассамблеи осуществляется в соответствии с принимаемыми ею перспективными программами и планами законодательных работ.

Программы и планы модельной законопроектной деятельности формируются на основе предложений парламентских делегаций, постоянных комиссий, органов СНГ.

Круг других органов и должностных лиц Содружества, которые наделяются правом внесения модельных законопроектов, определяется Регламентом Межпарламентской Ассамблеи.

Предложения по программам и планам модельной законодательной деятельности должны содержать:

- тему модельного акта;

- обоснование необходимости принятия модельного закона;

- перечень разработчиков акта (комитеты, комиссии парламентов, органы СНГ, научно-исследовательские институты, рабочие группы МПА, а также ученые и специалисты);

- ориентировочные сроки внесения модельного акта в постоянную комиссию и Межпарламентскую Ассамблею.

В случаях подготовки наиболее значимых модельных законов им должна предшествовать разработка и утверждение соответствующей научной концепции. В ней обосновывается необходимость принятия соответствующего акта, его цели и задачи, характеризуется действующее нормативное регулирование данного вопроса в государствах - участниках СНГ, формируется примерная схема будущего акта, его основные нормы.

Порядок подготовки и предварительного рассмотрения модельного акта определяется постоянной комиссией самостоятельно на основе Регламента МПА. Для организации разработки модельных законопроектов, имеющих комплексный характер и требующих привлечения ученых, депутатов, представителей органов государственной власти из стран Содружества, по предложению постоянных комиссий могут создаваться рабочие группы МПА, состав которых утверждается Советом Межпарламентской Ассамблеи. Организационно-техническое и методическое обеспечение деятельности рабочих групп МПА осуществляет Секретариат Совета Ассамблеи.

Прошедшие первое чтение в постоянных комиссиях МПА модельные акты в обязательном порядке направляются в парламенты для получения замечаний и предложений от комиссий.

Постоянные комиссии Ассамблеи осуществляют координацию действий разработчиков по подготовке модельных законопроектов:

- проводят необходимые согласования с межгосударственными и межправительственными органами СНГ;

- привлекают в необходимых случаях научно-исследовательские учреждения для оказания помощи разработчикам;

- обосновывают необходимость доработки или отклонения модельных законопроектов;

- информируют Совет МПА о работе по подготовке модельного акта и вносят предложения, требующие решения Совета Ассамблеи.

Подготовленные акты передаются разработчиками в постоянную комиссию МПА на экспертизу. Типовой законодательный акт подвергается правовой экспертизе, которая включает в себя анализ и оценку юридических качеств проекта, его соответствие нормам международного права и подписанным в Содружестве межгосударственным договорам и соглашениям. С учетом профиля рассматриваемого акта также проводится экспертная оценка проекта (экономическая, научно-техническая, финансовая, экологическая и т.д.). Результаты экспертизы рассматриваются в постоянной комиссии, и на основании принятого решения модельный закон направляется на рассмотрение МПА либо отклоняется.

Межпарламентская Ассамблея в вопросах разработки программ и перспективного плана по подготовке модельных актов взаимодействует с уставными, межгосударственными и межправительственными органами СНГ. Поступивший от них текст модельного законопроекта, планируемый к внесению на пленарное заседание Ассамблеи, направляется в постоянную комиссию для рассмотрения в установленном порядке.

Постоянные комиссии по согласованию с межгосударственными и межправительственными органами СНГ:

- привлекают их для организации качественной и независимой экспертизы других проектов модельных актов;

- совместно определяют приоритетное направление модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств;

- проводят анализ практического использования типовых законодательных актов;

- в случае необходимости своевременно вносят в текст ранее принятых актов дополнения и изменения.

Типовой законопроект, подготовленный к рассмотрению Межпарламентской Ассамблеей, и материалы к нему (пояснительная записка, результаты экспертизы, справочные материалы и т.д.) направляются постоянной комиссией в Совет МПА для внесения на рассмотрение пленарного заседания Ассамблеи.

Модельный акт считается принятым, если его одобрили все участвующие в пленарном заседании парламентские делегации государств - участников МПА.

Парламентские делегации могут поддержать типовой законодательный акт в основном, с определенными оговорками.

После принятия модельного акта он направляется парламентам в качестве рекомендации для рассмотрения.

III. Использование типовых законодательных актов МПА
в законотворческом процессе государств - участников СНГ

 

Парламенты стран Содружества осуществляют использование модельного акта с учетом особенностей конкретной социально-экономической и политической ситуации в государстве, специфики исторического развития, культуры и традиций, состояния и развития отношений в той или иной сфере. Реализация норм модельного законодательного акта возможна в форме:

- одобрения и принятия (с возможной корректировкой) текста модельного закона в качестве акта национального законодательства;

- внесения изменений и дополнений в действующие акты, т.е. "включение" отдельных норм модельного акта в действующие нормативные правовые акты государства;

- "включения" норм модельного акта в национальное законодательство и принятие парламентом собственного нормативного правового акта на базе модельного акта.

Парламенты регулярно информируют Межпарламентскую Ассамблею о результатах рассмотрения и использования модельных законодательных актов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.