Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств "О ходе выполнения постановления "О конституционных реформах в государствах-участниках Содружества Независимых Государств" (Санкт-Петербург, 23 мая 1993 г.)

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников
Содружества Независимых Государств
"О ходе выполнения постановления "О конституционных реформах в государствах-участниках Содружества Независимых Государств"
(Санкт-Петербург, 23 мая 1993 г.)


Межпарламентская Ассамблея, признавая исключительную важность конституционных преобразований для демократического национально-государственного развития и международного сотрудничества и подтверждая необходимость реализации мер, намеченных соглашениями в рамках Содружества Независимых Государств по обеспечению конституционных реформ, постановляет:

1. Принять к сведению информацию постоянной Комиссии по правовым вопросам о ходе реализации постановления "О конституционных реформах в государствах-участниках Содружества Независимых Государств" от 29 декабря 1992 года (приложение).

2. Постоянной Комиссии по правовым вопросам обеспечить координацию мероприятий по организации обмена опытом и информацией по вопросам осуществления конституционных реформ на основании разработанного ею плана, согласованного с другими постоянными комиссиями МПА.


Председатель Совета Ассамблеи

Р.Хасбулатов


Приложение

Информация
о реализации постановления "О конституционных реформах в государствах-участниках Содружества Независимых Государств"


На состоявшемся 29 декабря 1992 года втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств в соответствии с пунктом 1 статьи 13 ее Регламента было принято постановление "О конституционных реформах в государствах-участниках Содружества Независимых Государств".

Постоянная Комиссия по правовым вопросам отмечает, что процесс конституционных реформ охватил все государства Содружества. Конституционные реформы осуществляются в русле широкомасштабных общественных преобразований и способствуют укреплению суверенитета государств, активно влияют на обновление законодательства.

По состоянию на 23 мая 1993 года приняты новые конституции в Туркменистане, в Республике Узбекистан, в Республике Казахстан, в Кыргызской Республике. В первом чтении одобрен проект Конституции Республики Беларусь. Завершается подготовка и проходит обсуждение проектов конституций Республики Армения, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины.

В новых конституциях находят воплощение общепризнанные в мировом сообществе конституционные принципы. Им присущи черты, отражающие как общее историческое прошлое, так и новые специфические особенности, обогащающие теорию и практику конституционализма.

Вместе с тем в ходе конституционных реформ выявились и противоречия. Реформы проводятся не всегда комплексно и последовательно. Существуют трудности в определении этапов конституционных решений. При этом особую актуальность приобретает выбор оптимальных способов принятия Конституции. Допускается недооценка конституционной преемственности и устойчивости основ конституционного строя.

Для поиска общих точек соприкосновения в конституционных процессах государств-участников Содружества и выработки предложений по разрешению возникших противоречий 2-3 марта 1993 года в Санкт-Петербурге под эгидой Межпарламентской Ассамблеи была проведена международная научная конференция "Конституционные реформы в государствах-участниках Содружества Независимых Государств".

По итогам работы конференции были приняты рекомендации. В частности, был определен круг научных проблем, нуждающихся в безотлагательной разработке, например: определение программы конституционных реформ и ее связи с другими реформами, механизма защиты конституции и конституционного строя, установление способов оптимального соотношения конституции и законодательства, вопросы толкования положений конституции и ее непосредственной реализации.

Перед юридической наукой в государствах-участниках СНГ были выдвинуты и новые общие задачи. Признано необходимым глубоко исследовать тенденции конституционного развития, вопросы теории и практической реализации конституции, выработать методологию прогнозирования конституционного развития, шире использовать и унифицировать научно обоснованные нормативные понятия. Большие возможности дает широкое применение методов сравнительного анализа конституционных процессов в государствах Содружества.

Выполнение предложенных рекомендаций может стать основой не только для внутригосударственного конституционного развития, но и для сближения национальных законодательств государств-участников СНГ, а также будет способствовать формированию правового фундамента для углубления интеграционных процессов, повышения эффективности деятельности Содружества.

В этих же целях необходимо осуществлять широкий обмен опытом и информацией между государствами-участниками СНГ по вопросам реализации их конституционных реформ.


Постоянная Комиссия по

правовым вопросам



Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств "О ходе выполнения постановления "О конституционных реформах в государствах-участниках Содружества Независимых Государств" (Санкт-Петербург, 23 мая 1993 г.)


Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1993 г., N 3


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.