Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств "О ходе подготовки проекта конвенции "О защите прав и основных свобод человека и национальных меньшинств" (Санкт-Петербург, 23 мая 1993 г.)

Постановление Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников Содружества Независимых Государств
"О ходе подготовки проекта конвенции "О защите прав и основных
свобод человека и национальных меньшинств"
(Санкт-Петербург, 23 мая 1993 г.)


Межпарламентская Ассамблея постановляет:

1. Принять к сведению информацию постоянной Комиссии МПА по социальной политике и правам человека о ходе подготовки проекта конвенции "О защите прав и основных свобод человека и национальных меньшинств".

2. Проект механизма защиты прав человека и прав национальных меньшинств в рамках СНГ (прилагается) направить для рассмотрения в государства-участники МПА.

3. Поручить комиссии обобщить замечания и предложения по рассматриваемому вопросу, подготовленный проект конвенции внести для рассмотрения на очередном заседании Межпарламентской Ассамблеи.


Председатель Совета Ассамблеи

Р.Хасбулатов


Проект подготовлен парламентской

делегацией Российской Федерации


Проект механизма защиты прав человека и прав национальных
меньшинств в рамках СНГ


Общие положения


Предлагаемый механизм действует на основе общепринятых международных норм в области прав человека, содержащихся в международных пактах по правам человека и иных документах ООН, МОТ, Совета Европы (применимых после приема республик в члены СЕ) и СНГ.

Признание народа в качестве коренного или национального меньшинства происходит с учетом ситуации в конкретном суверенном государстве и не зависит от его положения в рамках всего СНГ.

Действия, направленные на нарушение территориальной целостности и политического единства государства, не могут быть оправданы, если государство действует в соответствии с принципами данного механизма.


Комитет по правам человека и национальных меньшинств


СНГ образует Комитет по правам человека и национальных меньшинств, решения которого имеют обязательный характер для государств, в нем участвующих.

Комитет состоит из лиц (имеющих достаточные юридические познания, полученные в силу образования или практики), выдвигаемых государствами - членами СНГ и утверждаемых Советом глав государств СНГ. Представительный орган всех народов, принадлежащих к автономным образованиям или признанных национальными меньшинствами в государствах СНГ, может предложить список из 6 кандидатов, из числа которых Совет глав государств СНГ должен избрать трех членов Комитета.

Представлять свою страну или национальную общность не является обязательным требованием для членов Комитета.

(Вариант: Члены Комитета не представляют свою страну или национальную общность.)

При принятии решений Комитет должен соответствующим образом рассмотреть соображения, представленные заинтересованными сторонами, а также Советом глав государств СНГ.


Коренные народы


Коренным народом считается народ, который проживал на определенной территории в период, когда эта территория вошла в состав более крупного государственного образования, и который никогда не выражал своего желания относительно интеграции, т.е. продолжает выделять себя из состава общего населения через национальные, социальные, культурные, этнические, лингвистические и религиозные характеристики. Если такой народ образует меньшинство в пределах рассматриваемой территориальной единицы, за ним также признается право рассматривать себя в качестве коренного народа на данной территории.

Коренной народ имеет право на самоопределение в соответствии с международными пактами по правам человека, но реализация права на самоопределение возможна только с учетом интересов данного государства, его жизнеспособности и истории проживающих на его территории народов. Право на самоопределение может реализовываться в различных формах, устанавливаемых конкретным государством.

Любое решение о самоопределении должно быть принято в соответствии с референдумом, проведенным для этой цели, в котором может участвовать все постоянно проживающее на этой территории взрослое население, за исключением лиц, не имеющих права голосовать в соответствии с законом данного государства. Государство не должно препятствовать народу, имеющему право на самоопределение, проводить референдум по любому вопросу, если:

а) решение о проведении референдума принято конституционным представительным органом данного региона;

б) 1/5 часть взрослого населения, имеющая право участвовать в референдуме, выразила желание провести референдум путем соответствующего сбора подписей в порядке, установленном законом государства;

Разногласия, возникающие между представительным органом этого региона и властями государства относительно оценки результатов референдума, должны регулироваться в рамках Комитета по правам человека и национальных меньшинств СНГ.

Государство оставляет за собой право использовать результаты референдума либо путем предоставления большей автономии, либо путем перестройки взаимоотношений государства с данным регионом. По требованию заинтересованных сторон Комитет по правам человека и национальным меньшинствам СНГ определяет, создают ли предложения государства данному региону и его коренному народу больше реальной автономии.

Если народ изъявил свою волю по вопросу об автономии, то государство в течение пяти лет вправе отказать в признании законности нового референдума по данному вопросу. На основании заявления от представительного органа данного региона или группы лиц, собравшей необходимое число подписей для проведения референдума, Комитет по правам человека и национальных меньшинств СНГ решает, был ли отказ государства законным и оправданным, принимая во внимание изменения в обстоятельствах и условиях, произошедшие после референдума. Комитет отказывает в рассмотрении заявления, если приходит к выводу, что изменения в обстоятельствах были вызваны неправомерными действиями представительной группы людей, принадлежащей к коренному народу, или актами насилия.


Национальные меньшинства, составляющие большинство на части территории государства


Национальные меньшинства, проживающие на определенной территории и образующие на ней большинство, но не являющиеся коренным народом, подпадают под категорию, приравненную к коренным народам, и пользуются теми же правами, что и коренные народы в области языка, культуры, а также правом на самоуправление.


Право на самоуправление


Народ, имеющий право на самоопределение или самоуправление, но проживающий в рамках другого государства, имеет право на самоуправление в соответствии с нормами, установленными в государстве, где он проживает.

Права, предоставленные такому самоуправляемому образованию, не могут быть произвольно изменены государством.


Права национальных меньшинств


Меньшинство - группа людей, не подпадающая под категорию коренного народа, образующая численное меньшинство и не имеющая доминирующего положения в государстве, которая обладает этническими, религиозными или языковыми особенностями, отличающими ее от большинства населения. Меньшинством может быть признана только группа, осознающая себя как меньшинство и стремящаяся к сохранению своей самобытности и равному участию во всех видах политической и социальной жизни государства.

Государство не может произвольно пересмотреть какое-либо решение, предоставляющее меньшинству, проживающему в пределах его границ, права, касающиеся языка, культуры или религии.


Права граждан в соответствии с данным механизмом


Любое отличие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, языка, национального происхождения или религии, ограничивающие в произвольной или дискриминационной форме право каждого человека или группы на полноценное развитие, несовместимо с требованиями правопорядка, существующими в отношениях между государствами СНГ, гарантирующими уважение всех прав человека, включая право на полноценное развитие, предусматривающими равный доступ к средствам личного и коллективного развития в духе уважения ценностей цивилизаций и культур, как национальных - в рамках СНГ, так и мировых.

Принадлежность к определенному народу является вопросом свободного самоопределения личности. Каждый вправе самостоятельно определять свою этническую принадлежность, в том числе принадлежность к национальному меньшинству, однако государство не обязано признавать такое самоопределение лица, если оно не имеет убедительной основы и влечет предоставление прав, предусмотренных исключительно для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам или коренным народам.

В целях обеспечения условий реального равноправия и всестороннего развития национальных меньшинств они, как коллектив, имеют право на свободное самовыражение, развитие своей культуры, образования, языка, традиций и обычаев и участие на равных основаниях в культурной, социальной, экономической и политической жизни страны, в которой они проживают, а равно на создание своих представительных и демократически избранных органов для выражения и защиты этих прав.

Государство может запретить создание политических партий на этнической основе, если избирательная система обеспечивает справедливое и реальное представительство национальных меньшинств в представительных органах власти данного государства.

Группы лиц, постоянно проживающих на территории государства и не являющихся его гражданами, включая мигрантов и беженцев, а также их семьи имеют право на безопасность и уважение их национального достоинства и культурных ценностей, а также на условия для адаптации в стране проживания. В то же время они не должны быть насильно принуждаемы адаптироваться к условиям принимающей страны, если прибыли на территорию государства не по своей воле, либо на основе правительственных или иных государственных программ, либо на основе, решения, которое не считалось незаконным на момент их приезда.

Лица, принадлежащие к национальному меньшинству и образующие большинство на определенной территории, не должны быть принуждаемы адаптироваться к языку, культуре, традициям большинства населения страны. В этом случае государство обязано предоставить им адекватную форму автономии. Народ, составляющий большинство на определенной территории страны, не может быть лишен гражданства страны пребывания лишь на том основании, что он не адаптировался к условиям принимающей страны. Меньшинству, составляющему большинство на определенной территории, административно-территориальным устройством государства должна быть обеспечена возможность иметь установленную государственную форму территориальной автономии.

Государство должно уважать традиции и праздники национальных меньшинств и не препятствовать им организовывать свою жизнь на основе национальной культуры и традиций, при условии соблюдения законов государства и уважения прав других лиц, проживающих на данной территории.

Законодательство и организация общенациональных и местных выборов должны обеспечивать представительство меньшинств в представительных органах власти на основе прямых выборов населением. Если в высшем представительном органе государства существует специальная палата по делам национальностей наряду с палатой, избираемой на основе равного представительства, данное государство может считаться выполнившим свои обязательства в случае, если палата по делам национальностей обеспечивает меньшинствам в масштабах всего государства справедливый шанс быть пропорционально представленными в парламенте государства.

Никто не должен быть ограничен в свободе выбора места жительства лишь на том основании, что его проживание на данной территории может вызвать напряженность в отношениях между проживающими различными народами. Лица, подвергшиеся депортации в советский период, а также их потомки, имеют право без каких-либо ограничений вернуться в места прежнего проживания.


Образование


Каждое государство в рамках принятой системы образования должно обеспечить детям, принадлежащим к коренным народам или национальным меньшинствам, возможность обучения на родном языке, а также изучение национальной истории и культуры. Если число детей на территории проживания коренных народов или национальных меньшинств недостаточно для организации программы обучения на родном языке, государство должно организовать бесплатные курсы или предоставить иные возможности изучения родного языка.

Программа начального образования должна преподаваться на всех языках, используемых в данной местности, если язык используется таким числом людей, которое оправдывает организацию преподавания на нем.

Обязательность изучения языка национального большинства или меньшинства, составляющего большинство на определенной территории государства, не может рассматриваться как дискриминационная мера, если государство выполняет свои обязательства в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего параграфа.


Защита соотечественников в других странах


Термин "соотечественник" применяется к лицам, постоянно проживающим в одном из государств СНГ, но являющимися гражданами другого государства СНГ или имеющим связи с другой страной (или ее частью) по признаку их этнического происхождения.

Каждое государство СНГ должно уважать суверенитет, территориальную целостность, политическую независимость и не вмешиваться во внутренние дела государств, в которых проживают их соотечественники, но любые разумные меры по защите соотечественников от дискриминации не должны рассматриваться как вмешательство во внутренние дела данного государства.

Каждое государство СНГ обеспечивает консульскую защиту соотечественников, проживающих на территории другого государства СНГ. В этом отношении государство должно располагать по крайней мере теми правами, которые оговариваются на консульских соглашениях. Государство также вправе предоставить своим соотечественникам дополнительные возможности для сохранения и развития их культуры, образования, языка, традиций и обычаев.

Организации соотечественников, а также национальных меньшинств вправе беспрепятственно развивать необходимые контакты как внутри, так и вне страны проживания с учетом должного уважения суверенитета и территориальной целостности страны пребывания.

Военнослужащие граждане любого из государств СНГ, связанные этническим происхождением с другим государством СНГ вправе отказаться участвовать в вооруженных действиях против страны, с которой они себя идентифицируют, если этот отказ высказан вовремя. Подобный отказ не может рассматриваться как основание для санкций против такого лица, кроме возможности его перемещения с должности, находясь на которой он был вынужден участвовать в таких действиях.


Религия


Каждый народ или конфессиональная общность имеет право собирать, производить и распространять информацию о себе независимо от границ государств СНГ, включая издание собственных средств массовой информации.

Каждая религия может свободно организовывать свою иерархическую и институционную структуру независимо от границ между государствами СНГ.

Стремление государства запретить какие-либо обычаи, основанные на традициях народа или религиозных убеждениях, не может быть оправдано только тем, что обычай несовместим с преобладающим жизненным укладом в этой стране, при условии, что эти обычаи не нарушают законные права других лиц.

Государство не обязано приспосабливать систему прав и свобод граждан, основанную на национальной культуре, к лицам и меньшинствам, не разделяющим преобладающий жизненный уклад данной страны.

Государство обязано предоставлять лицам, убеждения или верования которых несовместимы с выполнением обязанностей, установленных законом государства, разумные альтернативы.

Государство обязано предотвращать и минимизировать межгрупповые противоречия, воздерживаться от мер, которые могут усилить противоречия и нетерпимость, а также обязано способствовать культурному плюрализму и взаимопониманию между этническими или конфессиональными группами.


Уголовное право


Государство должно признать преступным:

- организацию или подстрекательство к действиям, направленным против права национальных меньшинств на существование и самобытность в рамках страны проживания, а также на разжигание национальной или религиозной нетерпимости;

- любые призывы к насильственному изменению границ между государствами СНГ;

- любые попытки официальных лиц (включая членов национальных парламентов) подстрекать своих соотечественников, проживающих в другом государстве СНГ, к воссоединению со страной проживания основной части народа, если эти действия нарушают суверенитет и территориальную целостность другого государства СНГ;

- любые попытки официальных лиц (включая членов национальных парламентов) переселить национальные меньшинства из данной страны в другое государство СНГ без ясно и законно выраженной воли меньшинства либо насильственными методами.

Комитет по правам человека и национальных меньшинств СНГ уполномочен официально ставить перед генеральным прокурором соответствующей страны вопрос о возбуждении уголовного преследования в отношении лица, нарушающего вышеуказанные нормы, независимо от положения, им занимаемого. Если данное официальное лицо неприкосновенно в соответствии с законом данного государства, Комитет вправе ходатайствовать перед соответствующей инстанцией о лишении его этой неприкосновенности и объявить об этом ходатайстве публично.


Компенсации и иные средства


Если права национальных меньшинств в соответствии с данным механизмом нарушены, представительный орган меньшинства вправе в судебном порядке требовать справедливой компенсации за нанесенный ущерб. Эта компенсация по крайней мере должна включать в себя средства, необходимые для осуществления прав, которыми наделены представители меньшинств или меньшинство как группа, а также средства для компенсации морального ущерба.

Комитет СНГ по правам человека и национальных меньшинств вправе по собственной инициативе либо на основе обращения представительного органа меньшинства или соответствующего государства поддержать одну из сторон искового производства в суде, рассматривающем спор, путем вынесения заключения о соблюдении либо нарушении прав национальных меньшинств в данном конкретном случае.

Национальная норма, предусматривающая исчерпывание всех внутренних средств перед обращением в Комитет СНГ, не лишает лицо либо представительный орган коренного народа или национального меньшинства права обратиться в Комитет с требованием принятия временной меры, необходимой для обеспечения их прав до тех пор, пока не будет принято окончательное решение по данному делу.


Обязательная природа механизма


Любое государство, ратифицировавшее Соглашение о создании Комитета по правам человека и национальных меньшинств СНГ, обязано издать закон, определяющий для своей территории критерий, по которому народ может быть отнесен к одной из категорий, определенных в данном механизме. Если государство не выполняет этого обязательства в течение года после ратификации данного механизма, определения механизма применяются непосредственно.

Соответствуют ли законы страны и их применение принятым международным стандартам и стандартам СНГ в отношении прав человека, коренных народов и национальных меньшинств, решает Комитет СНГ по правам человека и национальных меньшинств на основе соответствующих обращений представителей или отдельных лиц заинтересованных групп. Если Комитет ранее принимал решение по данному вопросу, он вправе отказать в его рассмотрении.



Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств "О ходе подготовки проекта конвенции "О защите прав и основных свобод человека и национальных меньшинств" (Санкт-Петербург, 23 мая 1993 г.)


Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1993 г., N 3


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение