Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-5 "О модельном законе "Об основах государственной службы"

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-5
"О модельном законе "Об основах государственной службы"

 

Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления проект модельного закона "Об основах государственной службы", Межпарламентская Ассамблея постановляет:

1. Принять модельный закон "Об основах государственной службы" с учетом замечаний и предложений, высказанных парламентскими делегациями (прилагается).

2. Направить парламентам государств - участников СНГ указанный модельный закон и рекомендовать его для использования при разработке национального законодательства.

 

Председатель Совета Ассамблеи

Е.С. Строев

 

Модельный закон
"Об основах государственной службы"
(Принят на одиннадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ
(постановление N 11-5 от 15 июня 1998 г.)

 

Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности государственной службы в государственных органах, образуемых в соответствии с конституцией и законами государства - участника Содружества Независимых Государств (далее - государства), и регулирует общественные отношения, связанные с деятельностью государства по созданию организационно-правовых и социально-экономических предпосылок и условий реализации гражданами права на государственную службу.

В настоящем Законе используются следующие термины и понятия:

1) государственный орган - образованная в соответствии с законодательством государства составная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и производной от нее структурой, осуществляющая в присущих ей организационно-правовых формах государственно-властные полномочия;

2) государственная должность - должность в государственных органах с установленным кругом обязанностей по реализации полномочий государственных органов, задач и функций государства;

3) государственные должности государственной власти - должности, установленные конституцией и законами государства для непосредственного исполнения полномочий государственных органов;

4) государственные должности государственной службы - должности, учрежденные в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности государственной власти, а также должности, учрежденные государственными органами для обеспечения исполнения их полномочий;

5) государственная служба - профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные должности государственной службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов;

6) государственный служащий - лицо, замещающее оплачиваемую государственную должность государственной службы и в соответствии с законодательством государства осуществляющее должностные обязанности по исполнению полномочий государственных органов;

7) служащий - лицо, замещающее должность, включенную в штатные расписания государственных органов в целях технического исполнения и обеспечения их деятельности;

8) должностное лицо - лицо, наделенное в соответствии с законодательством государства компетенцией по осуществлению функций органов государственной власти или ее структурных единиц;

9) должностное лицо государственной службы - лицо, обладающее собственной компетенцией по реализации вопросов, отнесенных законодательством к ведению государственной службы органов государственной власти или ее структурных единиц.

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Право граждан на государственную службу

Каждый гражданин, получивший соответствующее образование и профессиональную подготовку, имеет право на государственную службу независимо от его национальности, пола, языка, происхождения, расы, вероисповедания, политических убеждений, места жительства, имущественного и иного положения в соответствии с настоящим Законом.

Статья 2. Основные направления государственной политики в сфере государственной службы

Основные направления государственной политики в сфере государственной службы определяются главой государства и парламентом государства, исходя из основных целей, задач и принципов функционирования института государственной службы, обеспечения эффективной работы всех государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Статья 3. Законодательство о государственной службе

Законодательство о государственной службе состоит из конституции, настоящего Закона, законодательства о труде, иных законов и нормативно-правовых актов государства.

Особенности государственной службы отдельных государственных органов устанавливаются соответствующими законами государства с учетом положений настоящего Закона.

Статья 4. Пределы действия настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на лиц, замещающих государственные должности государственной службы во всех государственных органах.

Настоящий Закон не распространяется на лиц, замещающих государственные должности государственной власти: главу государства и (или) главу исполнительной власти, депутатов и судей всех уровней, правовой статус которых регулируется конституцией и иными законами государства.

В соответствии с конституцией и настоящим Законом в части, не урегулированной специальными законодательными актами государства, определяется правовой статус: премьер-министра (в случае, если он не является главой исполнительной власти) и членов правительства, председателя и членов центральной избирательной комиссии, председателя национального банка, его заместителей и сотрудников, генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров, сотрудников дипломатической службы, нотариата, налоговых органов, органов таможенного контроля, внутренних дел, военнослужащих.

Статья 5. Основные принципы государственной службы

Государственная служба основывается на следующих принципах:

1) верховенство конституции и законов;

2) служение народу страны;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

4) гуманизм и социальная справедливость;

5) профессионализм и компетентность;

6) законность и персональная ответственность за исполнение служебных обязанностей и дисциплины;

7) внепартийность и светский характер государственной службы;

8) экономическая, социальная и правовая защищенность государственного служащего;

9) демократизм и гласность;

10) подконтрольность и подотчетность государственных служащих;

11) добровольность и равный доступ граждан к государственной службе;

12) стабильность занимаемого положения и перспективы служебного роста государственных служащих, обеспечение преемствования в государственной службе.

Статья 6. Органы управления государственной службой

Для проведения единой государственной политики, функционального управления, прогнозирования, координации и повышения эффективности деятельности института государственной службы образуется специальный государственный орган.

Процедуры и правила, связанные с осуществлением должностных полномочий, финансовой, статистической и иной отчетностью, информационным обеспечением, деятельностью по государственному обслуживанию и контролю, делопроизводством в сфере государственной службы, определяются соответствующими нормативно-правовыми актами государства.

Глава 2. Организация и прохождение государственной службы

 

Статья 7. Категории. Реестр государственных должностей государства. Квалификационные требования к служащим

Государственные должности подразделяются на пять категорий:

1) высшая категория - высшие государственные должности государственной службы;

2) первая категория - главные государственные должности государственной службы;

3) вторая категория - ведущие государственные должности государственной службы;

4) третья категория - старшие государственные должности государственной службы;

5) четвертая категория - младшие государственные должности государственной службы.

Учреждение и отнесение государственных должностей государственной службы к соответствующим категориям либо их исключение в системе исполнительной власти производится главой государства.

Учреждение и отнесение государственных должностей государственной службы к соответствующим категориям либо их исключение в системах представительной (законодательной) и судебной власти производятся главой государства по согласованию с руководителями соответствующих органов.

Перечни государственных должностей государственной власти и государственных должностей государственной службы составляют Реестр государственных должностей государства, который утверждается главой государства.

К указанному реестру прилагаются перечень специализации государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их замещающим.

В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к:

1) уровню профессионального образования с учетом категорий и специализации государственных должностей государственной службы;

2) стажу и опыту работы по специальности;

3) уровню знаний конституции, законов и иных нормативно-правовых актов государства применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Государственные должности государственной службы подразделяются по специальностям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования.

Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

Гражданам, претендующим на государственную службу, необходимо иметь:

1) для высших и главных государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;

2) для ведущих и старших государственных должностей государственной службы - высшее профессиональное образование по специальностям государственного управления либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;

3) для младших государственных должностей государственной службы - среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или иное образование, считающееся равноценным.

Решение о признании образования равноценным в отношении лиц, претендующих на замещение высших и главных государственных должностей государственной службы, принимается специальным госорганом государственной службы и утверждается главой государства. В отношении лиц, претендующих на замещение государственных должностей государственной службы иных категорий, такие решения принимаются вышеназванным органом.

Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться законами государства, а также нормативными актами государственных органов - в отношении государственных служащих этих государственных органов.

Статья 8. Поступление на государственную службу и нахождение на государственной службе

На государственную службу принимаются граждане государства не моложе 18 лет, имеющие соответствующее образование и отвечающие требованиям настоящего Закона для государственных служащих.

При поступлении на государственную службу гражданин представляет:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы об образовании;

5) справку из соответствующих налоговых органов о представлении сведений об имущественном положении;

6) медицинское заключение о состоянии здоровья;

7) другие документы, если это предусмотрено законодательством государства.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) наличия неснятой или непогашенной судимости, которая несовместима с замещением государственной должности государственной службы;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

4) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

5) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

6) в других исключительных случаях, установленных настоящим Законом и другими законодательными актами государства.

Сведения, представленные согласно настоящему Закону при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на государственную должность государственной службы высшей или первой категорий, подлежат проверке в порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами государства.

В отдельных государственных органах законом могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на государственную службу и назначении его на государственную должность государственной службы высшей или первой категорий.

В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу или назначению его на государственную должность государственной службы высшей или первой категорий, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную службу или назначении на государственную должность государственной службы высшей или первой категорий.

Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора (контракта), заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор (контракт) включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение конституции и законов государства в интересах граждан государства.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется решением соответствующего государственного органа о назначении его на государственную должность государственной службы.

Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется в порядке, определяемом законами и иными нормативно-правовыми актами государства.

На государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим.

В случае служебной необходимости государственный служащий с его согласия может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности государственной службы по его специальности на срок до двух лет.

Статья 9. Конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы

Конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы (далее - конкурс) обеспечивает равный доступ граждан к государственной службе.

Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, при соблюдении условий, установленных статьей 8 настоящего Закона.

Государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.

Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы высшей, первой, второй категорий) или конкурса-испытания (на замещение вакантных государственных должностей государственной службы третьей, четвертой категорий).

Конкурс проводится по решению государственного органа или должностного лица, в чью компетенцию входит назначение на данную государственную должность государственной службы. Для проведения конкурса образуется конкурсная (государственная конкурсная) комиссия.

Конкурс документов организуется конкурсной комиссией, которая оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и другой трудовой деятельности, а также рекомендаций, результатов тестирования и других документов, представляемых по решению соответствующих государственных органов.

Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией. Конкурс-испытание может включать в себя прохождение испытания, стажировки на соответствующей государственной должности государственной службы.

Информация о дате, месте и об условиях проведения конкурса подлежит опубликованию в печати в сроки, определенные условиями конкурса.

Решение конкурсной (государственной конкурсной) комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы (заключения трудового договора (контракта)) гражданина, рекомендованного комиссией на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении (заключении трудового договора (контракта)).

Каждому участнику сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение срока, определенного условиями конкурса.

Другие условия проведения конкурса определяются законодательством государства.

Статья 10. Испытание на государственной службе

Для гражданина, впервые принятого на государственную должность государственной службы, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной категории и (или) иной специализации устанавливается испытание на срок до шести месяцев.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.

На государственного служащего в период испытания распространяется действие настоящего Закона.

Государственному служащему до окончания срока испытания очередной квалификационный чин не присваивается. При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность государственной службы, а при отказе от перевода - уволен.

Если срок испытания истек, а государственный служащий продолжает исполнять свои должностные обязанности, он считается выдержавшим испытание, и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным законом.

Статья 11. Обучение, переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих

Для государственных служащих создаются условия для обучения, переподготовки и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях и в виде самообразования.

Государственный служащий повышает свою квалификацию регулярно, в том числе в учебных заведениях, как правило, один раз в 5 лет. Результаты обучения и повышения квалификации являются одним из оснований продвижения государственного служащего по службе.

Переводу на иную государственную должность государственной службы может предшествовать стажировка (как в государстве, так и за его пределами) с целью практической подготовки к предстоящей деятельности. Порядок и условия прохождения стажировки осуществляются в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами государства или определяются соответствующим государственным органом.

Статья 12. Аттестация государственного служащего

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного чина периодически проводится аттестация государственных служащих, за исключением тех, которые занимают должности высшей и первой категорий.

Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются законодательными и иными нормативно-правовыми актами государства.

Статья 13. Квалификационные чины государственных служащих

Квалификационные чины государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы.

Порядок присвоения квалификационных чинов, сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы определяется положением, утверждаемым главой государства.

Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные чины:

действительный государственный советник государства - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы высшей категории;

государственный советник государства - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы высшей и первой категорий;

государственный советник 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы первой и второй категорий;

советник государства 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы второй и третьей категорий;

советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы третьей и четвертой категорий;

референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим государственные должности государственной службы четвертой категории.

Присвоение квалификационных чинов действительных государственных советников государства, государственных советников государства, государственных советников 1, 2 и 3 классов производится главой государства.

Остальные квалификационные чины присваиваются государственным органом (должностным лицом), принявшим государственного служащего на работу.

О присвоении квалификационного чина производится запись в трудовой книжке государственного служащего.

За выполнение особо ответственных заданий государственному служащему может быть присвоен очередной квалификационный чин досрочно в пределах соответствующей категории должностей.

Квалификационные чины присваиваются пожизненно. Лишение чина возможно по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Споры о лишении квалификационного чина разрешаются в судебном порядке.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с законодательными актами государства вводятся виды квалификационных чинов, воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания, а также вводятся форменная одежда и знаки различия.

Статья 14. Личное дело государственного служащего. Реестр государственных служащих

Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего, которое ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего на новое место государственной службы передается по указанному месту государственной службы. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего не допускается.

Сведения о государственных служащих, в том числе включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, вносятся в Реестр государственных служащих.

Порядок ведения личных дел и Реестра государственных служащих осуществляется в соответствии с законодательством государства. Сбор и внесение в личные дела и Реестр государственных служащих сведений об их политической и религиозной принадлежности, частной жизни запрещается.

Статья 15. Основания для прекращения государственной службы

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом в отставку и на пенсию.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством государства о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;

2) прекращения гражданства государства в случае, если данное предусмотрено законодательством государства;

3) истечения срока полномочий в государственной должности и срока трудового договора (контракта);

4) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственных служащих настоящим Законом;

5) разглашения сведений, составляющих государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну;

6) возникновения других обстоятельств, предусмотренных настоящим Законом.

Увольнение государственного служащего производится соответствующим государственным органом (должностным лицом), наделенным правом назначения на государственную должность государственной службы. В случае незаконного увольнения государственный служащий имеет право на судебную защиту своих прав.

Статья 16. Предельный возраст пребывания на государственной службе

Предельный возраст пребывания на государственной службе определяется в соответствии с конституцией и действующим законодательством государства - участника Содружества Независимых Государств. В случае необходимости руководитель государственного органа по согласованию со специальным государственным органом государственной службы может продлить срок пребывания на государственной службе, но не более чем на пять лет.

С лицами, обладающими высоким профессиональным уровнем с учетом их работоспособности, руководителем соответствующего государственного органа может быть заключен срочный трудовой договор (контракт).

Статья 17. Отставка государственного служащего

Отставкой является прекращение исполнения обязанностей государственной службы служащим, занимающим государственную должность государственной службы высшей или первой категорий по его письменному заявлению. Основаниями для отставки являются:

1) принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица, а также этические препятствия для пребывания на государственной службе;

2) принуждение государственного служащего к выполнению решения государственного органа или должностного лица, противоречащего действующему законодательству, что может причинить значительный материальный либо моральный ущерб государству, юридическим и физическим лицам;

3) состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных полномочий (при наличии медицинского заключения).

Отставка принимается или в ней дается мотивированный отказ государственным органом или должностным лицом, назначившим государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки или об отказе в ней принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления. В случае отказа в отставке государственный служащий должен продолжать исполнение служебных обязанностей и имеет право на увольнение в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

В случае отставки государственного служащего, не достигшего пенсионного возраста, но имеющего достаточный для назначения пенсии стаж (для мужчин - 25, для женщин - 20 лет) и отработавшего в качестве государственного служащего не менее 10 лет, ему выплачивается ежемесячно 85% его должностного оклада с учетом надбавок за квалификационный чин и за выслугу лет до достижения пенсионного возраста. Производимая выплата индексируется в связи с дальнейшим повышением заработной платы по соответствующей должности.

По достижении пенсионного возраста государственному служащему, находящемуся в отставке, назначается пенсия государственного служащего.

В случае достижения пенсионного возраста, трудоустройства, осуждения за совершение преступления выплаты, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, прекращаются.

Статья 18. Резерв кадров государственной службы

В государственных органах создается резерв кадров для своевременного замещения вакантных государственных должностей государственной службы, а также для обеспечения продвижения государственных служащих по службе.

Порядок формирования и организации работы с резервом кадров определяется положением о резерве кадров государственной службы, утверждаемым главой государства.

Глава 3. Правовой статус государственного служащего

 

Статья 19. Права государственного служащего

Государственный служащий имеет право:

1) требовать от должностного лица, наделенного правом приема и увольнения государственного служащего, письменного закрепления служебных обязанностей и создания надлежащих условий для их исполнения;

2) на повышение в должности или увеличение размера заработной платы с учетом квалификации и отношения к исполнению служебных обязанностей;

3) знакомиться со своим личным делом и другими документами перед внесением их в личное дело, а также требовать приобщения к нему своих объяснений;

4) посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности;

5) запрашивать и получать в установленном порядке от государственных служащих, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей;

6) на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

7) на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

8) на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

9) на объединение в профессиональные союзы и другие объединения для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и законами государства;

10) на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции;

11) отказаться от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству государства;

12) на отставку в установленном законом порядке и увольнение по собственному желанию;

13) на охрану труда, здоровья, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда.

Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения аттестации и ее результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, лишения или понижения квалификационного чина, увольнения с государственной службы.

Статья 20. Обязанности государственного служащего

Государственный служащий обязан:

1) поддерживать конституционный строй, обеспечивать соблюдение и реализацию конституции государства, законов и иных нормативно-правовых актов;

2) выполнять обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством государства;

3) исполнять приказы и распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции, за исключением противоречащих закону;

4) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

5) уважительно относиться к гражданам, руководителям и сотрудникам, соблюдать культуру общения;

6) не допускать действий и проступков, которые могут подорвать интересы государственной службы либо отрицательно повлиять на репутацию государственного служащего;

7) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

8) в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения юридических и физических лиц, запросы народных депутатов в государственные органы либо к должностным лицам и разрешать их в порядке, установленном законом государства;

9) сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом государства тайну, в том числе и после прекращения службы в государственном органе. Гражданин при оформлении на государственную службу, по роду деятельности которой ему необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, проходит процедуру оформления допуска;

10) сохранять в тайне полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законом;

11) поддерживать уровень квалификации, достаточный для эффективного исполнения своих должностных обязанностей.

Конкретные права и обязанности государственных служащих определяются на основе типовых квалификационных характеристик и отражаются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.

Статья 21. Ограничения, связанные с государственной службой

Государственный служащий не имеет права:

1) заниматься другой оплачиваемой работой на условиях штатного совместительства, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также быть поверенным у третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, в котором он находится на службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

3) состоять членом органа управления коммерческой организации;

4) быть депутатом представительных органов в случаях, предусмотренных конституцией и законами государства;

5) использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

6) принимать подарки и услуги, связанные с исполнением служебных обязанностей;

7) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами государства или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

8) иметь счета в зарубежных банках, за исключением случаев, связанных с выполнением государственных функций в других странах в соответствии с законом;

9) принимать участие в действиях, нарушающих функционирование государственных органов;

10) выполнять имеющие отношение к службе в государственном органе указания и поручения политических партий, общественных объединений, религиозных организаций и субъектов хозяйствования или использовать свое служебное положение в их интересах;

11) проявлять вопреки интересам дела предубежденность или благосклонность к какому-либо предприятию, учреждению, организации, органу, общественному объединению либо конкретному лицу;

12) проявлять бюрократизм и ведомственность;

13) получать гонорары за публикации и выступления, подготовка которых входит в его служебные обязанности;

14) принимать без ведома главы государства награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

Государственный служащий, занимающийся деятельностью, предусмотренной в настоящей статье, предупреждается руководителем соответствующего государственного органа о необходимости прекратить указанную деятельность. Если по истечении месяца после предупреждения государственный служащий продолжает указанную деятельность, он подлежит увольнению с государственной службы.

Государственный служащий обязан передавать в соответствии с законодательством государства в доверительное управление под гарантию на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.

Статья 22. Сведения о доходах и имущественном положении государственного служащего

При поступлении на государственную службу и впоследствии ежегодно государственный служащий обязан представлять в соответствующие налоговые органы в установленном законом порядке декларацию о доходах, ценном недвижимом и движимом имуществе, банковских вкладах и ценных бумагах, обязательствах финансового характера, в том числе за границей. Декларация должна содержать сведения об имуществе членов семьи.

Непредставление декларации или внесение в нее искаженных данных являются основанием для отказа в приеме на государственную службу или для освобождения от должности.

Содержание указанной декларации не подлежит разглашению, за исключением предусмотренных законом случаев.

Статья 23. Ответственность государственного служащего

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться государственным органом (должностным лицом), имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, дисциплинарные взыскания, предусмотренные действующим законодательством о труде государства. Кроме этого, к нему могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия: предупреждение о неполном служебном соответствии, задержка до одного года в присвоении очередного чина.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, повлекший человеческие жертвы или значительный материальный или моральный ущерб, причиненный государству, юридическим и физическим лицам, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей.

Решение об отстранении государственного служащего от исполнения им должностных обязанностей принимается руководителем соответствующего государственного органа.

Отстранение от осуществления должностных обязанностей не должно превышать срок служебного расследования, составляющий два месяца.

Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается законодательством государства.

Государственный служащий должен действовать в пределах своих полномочий. В случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения, приказа, указания он обязан незамедлительно обратиться в письменном виде к своему непосредственному руководителю, издавшему распоряжение, приказ, а в случае подтверждения такого распоряжения, приказа, указания информировать вышестоящее должностное лицо. В случае, если вышестоящее должностное лицо письменно подтвердит правильность данного распоряжения, приказа, указания, государственный служащий обязан его исполнить, если это не связано с осуществлением деяния, наказуемого в уголовном порядке.

Ответственность за его последствия возлагается на должностное лицо, подтвердившее распоряжение, приказ, указание.

Государственный служащий несет предусмотренную законодательством государства ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Государственный служащий вправе знакомиться со всеми материалами, связанными с привлечением его к ответственности.

Действия и решения государственного органа (должностного лица) могут быть обжалованы привлекаемым к ответственности государственным служащим вышестоящему государственному органу (должностному лицу) либо в суд.

Глава 4. Организационно-правовые и социально-экономические гарантии
и стимулы деятельности государственного служащего

 

Статья 24. Гарантии для государственного служащего

Государство гарантирует государственному служащему:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) оплату труда и иные выплаты (денежное содержание), предусмотренные законодательными и иными нормативно-правовыми актами государства;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) бесплатную медицинскую помощь как самому служащему, так и членам его семьи, в государственных учреждениях здравоохранения, в том числе после выхода его на пенсию;

5) переподготовку и повышение квалификации с сохранением за весь период обучения среднего заработка по занимаемой должности;

6) обязательное государственное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности, гибели или причинения вреда здоровью, а также его имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) пенсию государственного служащего и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защиту его самого и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им своих служебных обязанностей в порядке, установленном законом.

Государственному служащему в соответствии с законодательством государства возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Государственный служащий не может быть переведен на другую постоянную работу без его согласия. Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и в порядке, установленных законодательством государства, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Расходы, связанные с предоставлением гарантий, предусмотренных настоящей статьей, производятся по бюджетным государственным органам за счет средств соответствующих бюджетов.

Заработная плата, пенсия и иные выплаты (денежное содержание) государственному служащему подлежат индексации в порядке, установленном законодательными и нормативно-правовыми актами государства.

Законодательством государства могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.

В случае смерти работающего или вышедшего в соответствии со статьей 31 настоящего Закона на пенсию государственного служащего, членам его семьи выплачивается единовременное пособие в размере соответственно шести и трех месячных должностных окладов по последнему месту службы в государственном органе.

При освобождении от должности в связи с совершением противоправных действий, в том числе за систематическое невыполнение своих обязанностей, права на гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, не сохраняются.

Смена руководства органов государственной власти не может служить основанием для прекращения выполнения государственными служащими своих обязанностей по инициативе нового руководства, кроме служащих, замещающих высшие государственные должности государственной службы.

Статья 25. Гарантии государственному служащему при ликвидации и реорганизации государственного органа

При ликвидации государственного органа или сокращении его штата или численности работников в связи с реорганизацией государственного органа государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая равноценная государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии и квалификации.

При невозможности трудоустройства государственному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) на неопределенный срок, гарантируется переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольнения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, с последующим предоставлением возможности замещения соответствующей государственной должности государственной службы.

При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращении штата или численности работников в связи с реорганизацией государственного органа государственному служащему:

1) выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без вычета выходного пособия);

2) выплачивается пособие по безработице в порядке и на условиях, определенных соответствующими законодательными актами;

3) сохраняется должностной оклад, который он получал по прежнему месту работы, в результате перевода на работу как непосредственно в аппарате указанных органов, так и в других государственных организациях, учреждениях, предприятиях, в том числе и при назначении (избрании) его на соответствующие государственные должности государственной службы в случае, если должностной оклад по новому месту работы ниже прежнего;

4) выдается единовременное пособие в размере двухмесячного должностного оклада по прежнему месту работы в случае перевода его на работу в другую местность. Единовременное пособие на каждого переезжающего члена семьи выплачивается в размере четверти пособия, выдаваемого работнику. Другие компенсации, связанные с переездом к новому месту работы самого работника и членов его семьи, производятся в общем порядке;

5) сохраняется право медицинского обслуживания в тех же лечебных учреждениях, в которых он обслуживался до прекращения его полномочий, на период работы в новой должности;

6) предоставляется право выхода на пенсию по возрасту досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством государства срока выхода на пенсию при наличии общего трудового стажа: для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет и при условии стажа работы в качестве государственного служащего не менее 10 лет.

В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в Реестре государственных служащих государства (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывности стажа государственной службы.

Статья 26. Оплата труда государственного служащего

Заработная плата государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный чин, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.

Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются законами государства.

Статья 27. Исчисление стажа государственной службы

Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавок за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии государственного служащего, выплату денежного пособия при выходе на пенсию, включает в себя время работы в государственных органах (в том числе на выборных должностях) и на должностях в органах местного самоуправления. Включение в этот стаж иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с законами государства.

Статья 28. Поощрение за добросовестный труд

Государственные служащие за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности поощряются. Виды поощрения и порядок их применения устанавливаются законодательством государства.

Статья 29. Отпуск государственного служащего

Государственному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законодательством государства не предусмотрен более длительный срок, с выплатой пособия для оздоровления в размере двухмесячной заработной платы.

При стаже работы на государственной службе более 5, 10 и 15 лет оплачиваемый отпуск увеличивается соответственно на 3, 6 и 10 календарных дней.

Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируется и по желанию государственного служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

Государственные служащие имеют право на неоплачиваемый отпуск на срок не более 60 календарных дней ежегодно.

Статья 30. Социально-бытовое обеспечение государственных служащих

Государственные служащие обеспечиваются жильем в установленном порядке из государственного фонда, имеют право на первоочередную установку квартирных телефонов.

Государственным служащим, нуждающимся в соответствии с действующим законодательством в улучшении жилищных условий, предоставляется земельный участок на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство или беспроцентный кредит на срок до 20 лет для приобретения квартир либо индивидуальных жилых домов. Условия предоставления кредита определяются правительством государства.

Государственному служащему, проработавшему на государственной службе не менее 15 лет, передается в собственность бесплатно занимаемое им жилое помещение в доме государственного жилищного фонда.

Статья 31. Пенсионное обеспечение и денежное пособие государственным служащим

Пенсия государственным служащим выплачивается за счет государства.

На получение пенсии государственного служащего имеют право лица, достигшие установленного законодательством государства пенсионного возраста, при наличии общего трудового стажа для мужчин - не менее 25 лет, для женщин - не менее 20 лет, в том числе стажа государственной службы - не менее 10 лет. Указанным лицам назначаются пенсии в размере 80% суммы их должностного (действующего) оклада с учетом надбавок, предусмотренных настоящим Законом, без ограничения предельного размера пенсии.

Пенсия государственному служащему выплачивается в полном размере независимо от его заработка (дохода), получаемого после выхода на пенсию.

За каждый полный год работы свыше 10 лет на государственной службе пенсия увеличивается на один процент заработка, но не более 90% должностного (действующего) оклада с учетом надбавок, предусмотренных настоящим Законом, без ограничения предельного размера пенсии.

Государственному служащему в случае выхода на пенсию при наличии стажа государственной службы не менее 10 лет выплачивается единовременное денежное пособие в размере 6 месячных должностных окладов.

Государственному служащему, ставшему инвалидом первой или второй группы, имеющему необходимый стаж для назначения пенсии государственного служащего, пенсия по инвалидности назначается в соответствии с настоящей статьей.

Государственному служащему, ставшему инвалидом вследствие трудового увечья или профессионального заболевания при исполнении служебных обязанностей, пенсия по инвалидности назначается независимо от общего трудового стажа.

Государственному служащему, имеющему одновременно право на различные государственные пенсии, назначается (переназначается) одна пенсия по его выбору.

В случае смерти государственного служащего пенсионное обеспечение членов его семьи осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством государства.

Глава 5. Заключительные положения

 

Статья 32. Стандарты государственной службы

Стандарты государственной службы определяют порядок осуществления должностных полномочий, ведение связанных с государственной службой финансовых, статистических и иных отчетов, делопроизводство, классификацию, контроль, связанные с деятельностью государственных органов и государственных служащих, информационное обеспечение и иные процедуры.

Порядок принятия стандартов государственной службы определяется законодательством государства.

Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства о государственной службе

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственной службе, несут гражданскую, административную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству государства.

 


Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-5 "О модельном законе "Об основах государственной службы"


Текст постановления опубликован в информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1998 г., N 18


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.