Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-12 "О модельном законе "О гражданской обороне"

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-12
"О модельном законе "О гражданской обороне"

 

Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА по обороне и безопасности проект модельного закона "О гражданской обороне", Межпарламентская Ассамблея постановляет:

1. Принять модельный закон "О гражданской обороне" (прилагается).

2. Направить парламентам государств - участников СНГ указанный модельный закон и рекомендовать его для использования при разработке национального законодательства.

 

Председатель Совета Ассамблеи

Е.С. Строев

 

Модельный закон "О гражданской обороне"
(Принят на одиннадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ
(постановление N 11-12 от 15 июня 1998 г.)

 

Настоящий Закон определяет основы гражданской обороны, правовые основы ее осуществления, полномочия и функции органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан в области гражданской обороны, а также силы и средства, привлекаемые для решения задач в указанной области, и основания их деятельности.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Понятие гражданской обороны

1. Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

2. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также при катастрофах природного и техногенного характера;

- оповещение об опасности;

- эвакуация населения;

- предоставление убежищ и их устройство;

- предоставление средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ;

- первоочередное обеспечение пострадавшего населения, включая первую медицинскую помощь, срочное предоставление жилых помещений, а также другие необходимые меры;

- борьба с пожарами;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание и другие подобные меры защиты;

- восстановление и поддержание порядка в районах бедствия;

- срочное восстановление необходимых коммунальных служб;

- срочное захоронение трупов;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для выживания;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;

- иная деятельность, необходимая для решения вышеупомянутых задач, в том числе планирование и организация мероприятий.

Статья 3. Принципы организации гражданской обороны

1. Гражданская оборона организуется на всей территории страны по территориально-производственному принципу. Руководство ею на всех уровнях государственного управления осуществляется централизованно на принципе единоначалия. С этой целью предусматриваются институт начальников гражданской обороны и создание служб этой обороны.

2. Мероприятия по гражданской обороне проводятся заблаговременно в мирное время с учетом развития средств вооруженной борьбы и средств защиты от них. С этой целью на всех уровнях исполнительной власти, в органах местного самоуправления и организациях разрабатываются планы гражданской обороны.

3. Осуществление гражданской обороны на всей территории страны или ее части начинается с возникновением реальной опасности военных действий, а также катастроф природного и техногенного характера.

Статья 4. Правовое регулирование организации и осуществления гражданской обороны

Национальное законодательство в области гражданской обороны основывается на конституции страны, настоящем Законе, других законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения по защите населения, материальных и культурных ценностей, территории страны от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

Статья 5. Гражданская оборона в вооруженных силах и других войсках

Задачи гражданской обороны в организациях и военных городках вооруженных сил страны и других войск решаются в соответствии с ведомственными положениями, разрабатываемыми на основе настоящего Закона и согласуемыми с государственным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Глава 2. Силы гражданской обороны

 

Статья 6. Состав сил гражданской обороны

1. В состав сил гражданской обороны входят гражданские и воинские формирования гражданской обороны.

2. Для решения задач гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения вооруженных сил страны, других войск, а также ведомственные, территориальные и иные аварийно-спасательные службы и формирования.

Статья 7. Гражданские формирования гражданской обороны

1. Гражданские формирования гражданской обороны создаются на базе предприятий и организаций любых организационно-правовых форм по территориально-производственному принципу. Они оснащены специальной техникой и имуществом и подготовлены для решения задач обороны граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера.

2. В гражданские формирования гражданской обороны должны зачисляться, как правило, мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет и не зачисляться военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, инвалиды, беременные женщины, женщины, имеющие ребенка до восьми лет, а также женщины со средним и высшим медицинским образованием, имеющие ребенка до трех лет.

3. Состав и численность гражданских формирований гражданской обороны устанавливается государственными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти страны, органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций.

4. Порядок создания, комплектования, обеспечения, использования гражданских формирований гражданской обороны определяется правительством страны.

Статья 8. Воинские формирования гражданской обороны

1. Воинские формирования гражданской обороны создаются для решения задач в области гражданской обороны, которые не могут быть решены гражданскими формированиями.

2. Воинские формирования гражданской обороны и лица, проходящие в них службу, не могут участвовать в военных и иных действиях, не связанных с гражданской обороной.

3. Во время военных действий личный состав воинских формирований гражданской обороны не привлекается к каким-либо акциям, не связанным с решением задач гражданской обороны.

4. Личному составу воинских формирований гражданской обороны выдаются удостоверения установленного образца и международные отличительные знаки.

5. Для воинских формирований гражданской обороны предоставляется специальная техника, боевое ручное стрелковое оружие, которое используется только для поддержания порядка и самообороны.

6. Воинские формирования гражданской обороны осуществляют свою деятельность только в пределах территории данного государства и не привлекаются для решения аналогичных задач на территориях других государств.

7. Организационная структура воинских формирований гражданской обороны, порядок их комплектования, социальной защиты военнослужащих воинских формирований гражданской обороны и членов их семей, финансирования деятельности этих формирований определяются соответствующим национальным законодательством.

Глава 3. Система гражданской обороны

 

Статья 9. Руководство гражданской обороной

1. Руководство гражданской обороной осуществляет правительство страны.

2. На территориях, подведомственных региональным органам власти и органам местного самоуправления, это руководство осуществляют главы региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, по должности являющиеся начальниками гражданской обороны.

3. Начальники гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, объектах и в отраслях экономики.

4. Начальникам гражданской обороны предоставляется право:

а) вводить в действие планы гражданской обороны в порядке, установленном национальным законодательством;

б) принимать решения на проведение эвакуации населения на подведомственной территории в установленном порядке;

в) издавать приказы по вопросам гражданской обороны в соответствии со своими полномочиями.

5. В военное время приказы начальников гражданской обороны регионов, городов и районов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для исполнения должностными лицами предприятий и организаций, расположенных на соответствующих территориях, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

Статья 10. Органы управления гражданской обороной

1. Органами управления гражданской обороной являются:

а) государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач гражданской обороны, создающий с этой целью подведомственные ему территориальные органы управления;

б) структурные подразделения, специально уполномоченные или организуемые для решения задач гражданской обороны в составе центральных государственных органов исполнительной власти;

в) органы управления гражданской обороной при региональных органах исполнительной власти и местного самоуправления;

г) структурные подразделения или специалисты гражданской обороны на предприятиях и в организациях, независимо от их организационно-правовых форм.

2. В регионах, городах, отнесенных к определенным категориям гражданской обороны,- органы управления воинскими формированиями гражданской обороны, содержащимися за счет государственного бюджета, а также соответствующим гражданским персоналом, содержащимся за счет средств регионов и местных бюджетов.

Статья 11. Государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач гражданской обороны

Государственный орган исполнительной власти, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны:

а) осуществляет государственное управление гражданской обороной;

б) принимает в пределах своей компетенции решения по вопросам подготовки и осуществления гражданской обороны, обязательные для исполнения государственными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти регионов, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, должностными лицами и гражданами;

в) организует разработку и выполнение государственных целевых программ гражданской обороны;

г) организует управление воинскими формированиями гражданской обороны;

д) разрабатывает проект плана гражданской обороны страны;

е) разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны и вносит их на рассмотрение в правительство страны;

ж) осуществляет мероприятия по организации и реорганизации подведомственных органов управления, соединений, воинских формирований и подразделений, организаций, учебных заведений;

з) организует подготовку сил гражданской обороны, обучение населения, разрабатывая с этой целью соответствующие программы и проводя учения по гражданской обороне;

и) составляет проект государственного заказа на поставку вооружений, техники, имущества и других материально-технических средств для сил гражданской обороны;

к) осуществляет государственный контроль за выполнением установленных нормативных требований в области гражданской обороны;

л) разрабатывает директивные документы по организации оповещения и приведению в готовность гражданской обороны страны;

м) обеспечивает мобилизационную готовность воинских формирований гражданской обороны;

н) осуществляет функции государственного заказчика для нужд гражданской обороны;

о) организует международное сотрудничество в области гражданской обороны.

Статья 12. Службы гражданской обороны

1. Для эффективного осуществления гражданской обороны и выполнения специальных мероприятий создаются государственные и региональные службы гражданской обороны и службы гражданской обороны предприятий и организаций.

2. Службы гражданской обороны создаются решением правительства страны, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций.

3. Служба гражданской обороны - объединение органов управления, учреждений и сил гражданской обороны для организации и проведения инженерно-технических, медицинских и других мероприятий гражданской обороны, а также для подготовки и обеспечения действий гражданских формирований гражданской обороны.

Положения о службах гражданской обороны утверждаются начальниками гражданской обороны соответствующего уровня.

Глава 4. Полномочия органов государственной власти в области гражданской обороны

 

Статья 13. Полномочия президента страны

Президент страны:

а) определяет государственную политику в области гражданской обороны;

б) утверждает план гражданской обороны страны;

в) вводит в действие план гражданской обороны на всей территории страны или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

г) утверждает структуру, состав и штатную численность военнослужащих воинских формирований гражданской обороны, утверждает Положение о воинских формированиях гражданской обороны.

Статья 14. Полномочия правительства страны

Правительство страны:

а) разрабатывает и реализует государственную политику в области гражданской обороны;

б) руководит гражданской обороной, в том числе определяет систему общегосударственных мероприятий в области гражданской обороны, организует и контролирует выполнение и несет ответственность за состояние гражданской обороны;

в) издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов законов по гражданской обороне;

г) определяет критерии и порядок группировки городов по осуществлению гражданской обороны и отнесение организаций к категориям гражданской обороны;

д) определяет порядок создания объектов гражданской обороны, накопления, хранения и использования имущества гражданской обороны.

Статья 15. Функции государственных органов исполнительной власти

Государственные органы исполнительной власти в соответствующих отраслях экономики и сферах деятельности:

а) обеспечивают руководство подготовкой и осуществлением гражданской обороны;

б) разрабатывают и доводят до организаций отраслевые требования, нормативные акты по вопросам планирования, организации и осуществления гражданской обороны и контролируют их выполнение;

в) планируют и обеспечивают выполнение мероприятий по защите персонала, подготовке сил и средств гражданской обороны, повышению устойчивости функционирования предприятий и организаций различных отраслей в военное время, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны государственных органов исполнительной власти, согласованные с органом исполнительной власти, специально уполномоченным для решения задач гражданской обороны;

г) создают и поддерживают в постоянной готовности системы управления соответствующей отраслью в военное время;

д) разрабатывают планы эвакуации предприятий и организаций в безопасные районы и обеспечивают продолжение их дальнейшей деятельности в этих районах;

е) организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны;

ж) осуществляют контроль за выполнением организациями мероприятий гражданской обороны;

з) взаимодействуют с территориальными органами управления гражданской обороной;

и) создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов и обеспечивают их хранение;

к) организуют накопление, хранение, замену и поддержание в постоянной готовности имущества гражданской обороны.

Глава 5. Функции региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, права и обязанности граждан в области гражданской обороны

 

Статья 16. Функции региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления

Региональные органы государственной власти страны и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

а) организуют выполнение мероприятий по подготовке к гражданской обороне, разрабатывая и реализуя соответствующие планы;

б) осуществляют меры по поддержанию в постоянной готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны;

в) организуют подготовку гражданских формирований гражданской обороны и обучение населения в этой области;

г) создают и поддерживают в постоянной готовности технические системы управления, оповещения, связи и объекты гражданской обороны;

д) организуют и проводят аварийно-спасательные работы;

е) осуществляют мероприятия по подготовке и организации эвакуации населения в безопасные районы, по его размещению, развертыванию лечебных и других учреждений;

ж) организуют и осуществляют мероприятия по защите и жизнеобеспечению населения, обеспечению устойчивого функционирования организаций в военное время;

з) создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, медицинских и иных ресурсов и поддерживают их в необходимом состоянии;

и) накапливают, хранят, заменяют и поддерживают в состоянии готовности имущество гражданской обороны;

к) осуществляют на территориях контроль за состоянием гражданской обороны.

Статья 17. Функции предприятий и организаций по подготовке и осуществлению гражданской обороны

Предприятия и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии с законодательством страны:

а) планируют и осуществляют мероприятия по защите своих работников, основных производственных фондов, продовольствия, источников водоснабжения, сырья, фуража и продукции, сельскохозяйственных животных и растений от воздействия средств поражения и в соответствии с нормами, утверждаемыми правительством страны, разрабатывают собственные планы гражданской обороны;

б) осуществляют мероприятия с целью повышения устойчивости их функционирования в военное время;

в) создают и поддерживают в состоянии готовности гражданские формирования гражданской обороны;

г) осуществляют обучение по гражданской обороне работников предприятий и организаций, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах;

д) организуют и проводят аварийно-спасательные работы на закрепленной за ними территории;

е) создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения;

ж) создают в интересах гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов и обеспечивают их сохранность;

з) накапливают и хранят имущество гражданской обороны и поддерживают его в состоянии полной готовности к использованию.

Статья 18. Права и обязанности граждан страны

Граждане страны в соответствии с настоящим Законом:

а) имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий военных действий, на безвозмездное пользование средствами коллективной и индивидуальной защиты, медицинскую, материальную, финансовую помощь, предоставление необходимых условий для жизни на территориях, пострадавших от военных действий, а также при катастрофах природного и техногенного характера;

б) обязаны соблюдать требования законов и других нормативных актов по гражданской обороне, принимать участие в осуществлении мероприятий гражданской обороны и проходить соответствующее обучение.

Глава 6. Заключительные положения

 

Статья 19. Финансирование мероприятий гражданской обороны

Финансирование мероприятий в области гражданской обороны осуществляется в установленном порядке в соответствии с национальным законодательством.

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства в области гражданской обороны

Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении либо ненадлежащем выполнении обязанностей по гражданской обороне, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его ратификации парламентом страны.

 


Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-12 "О модельном законе "О гражданской обороне"


Текст постановления опубликован в информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1998 г., N 18


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.