Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-13 "Об использовании модельных законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ"

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-13
"Об использовании модельных законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ"


Заслушав информацию председателя Постоянной комиссии МПА по правовым вопросам Д.М.Зоирова, Межпарламентская Ассамблея постановляет:

1. Принять к сведению информацию об использовании модельных законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (прилагается).

2. Поручить постоянным комиссиям МПА проанализировать практику использования принятых Межпарламентской Ассамблеей по их предложениям модельных законодательных актов и определить меры по повышению уровня подготовки законопроектных рекомендаций.

3. Рекомендовать парламентам государств - участников Межпарламентской Ассамблеи осуществлять анализ хода внедрения принимаемых Межпарламентской Ассамблеей законопроектных рекомендаций, информируя Ассамблею о ходе практического использования модельных законодательных актов в национальном законодательстве.


Председатель Совета Ассамблеи

Е.С. Строев


Приложение


Информация
об использовании модельных законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи в парламентах государств - участников СНГ
(подготовлена на основе поступившей из парламентов информации)


За период своего существования Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств приняла 63 модельных законодательных акта, 6 рекомендаций, а также целый ряд заявлений, деклараций, обращений и других документов.

Своевременное и последовательное использование результатов совместной законотворческой деятельности является важнейшим условием формирования в СНГ не только общего правового, но и общего экономического, научно-технологического, образовательного и информационного пространства.

Особое значение для становления государств Содружества в новых условиях хозяйствования имела разработка гражданского законодательства. Три части модельного Гражданского кодекса для государств - участников СНГ, подготовленные созданной Межпарламентской Ассамблеей объединенной рабочей группой и Научно-консультативным центром частного права Содружества, нашли в той или иной мере практическое воплощение в гражданском законодательстве всех государств СНГ. Параллельно и при взаимном влиянии разработчиков велась подготовка первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой Федерального Собрания 27 октября 1994 г.). На основании модельного Гражданского кодекса принят Гражданский кодекс Республики Узбекистан, части первые гражданских кодексов Республики Казахстан (24 декабря 1994 г.) и Кыргызской Республики (27 февраля 1996 г.). Эти кодексы уже находятся в завершающей фазе принятия в целом, и степень их сближения с модельным ГК предельно высока. Подготовлены гражданские кодексы Республики Беларусь, Республики Армения, Республики Молдова. В принятом в первом чтении Гражданском кодексе Украины, несмотря на его структурные особенности, использованы многие нормы модельного Гражданского кодекса.

Широкое использование в государствах Содружества нашли принятые Межпарламентской Ассамблеей модели Уголовного (17 февраля 1996 г.), Уголовно-процессуального (17 февраля 1996 г.) и Уголовно-исполнительного кодексов (2 ноября 1996 г.), а также развивающие их модельные законы "О борьбе с организованной преступностью" и "О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров".

Положения модельных законов "Об экологической экспертизе" и "Об экологическом образовании" вошли в законы Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации. Модельный закон "Об экологической безопасности" использован при разработке аналогичных законов в Республике Беларусь, Грузии, Республике Казахстан, Республике Молдова, Российской Федерации.

Положения, закрепленные в декларации "О принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества", нашли свое отражение в национальных законах о местном самоуправлении стран СНГ. На них базируются законы о местном самоуправлении Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, принятые в 1994-1996 гг.

Модельный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", подготовленный Постоянной комиссией МПА по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления, разработан на основе аналогичного российского закона. Отдельные положения данного модельного закона еще до принятия его на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи использовались парламентом Азербайджанской Республики при подготовке проектов республиканских законодательных актов "Статус муниципальных органов" и "Выборы в муниципальные органы".

Парламентами активно используются рекомендации Межпарламентской Ассамблеи. Так, рекомендации МПА "О едином образовательном пространстве и повышении социального статуса учащихся системы образования и науки в государствах - участниках СНГ" были использованы при подготовке федерального закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а рекомендации "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области кино" - при работе над законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

Вопросы использования принятых модельных актов рассматривались на заседании ряда постоянных комиссий МПА. Внедрению модельных Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов был посвящен "круглый стол" на тему "Судебно-правовая реформа в государствах - участниках СНГ", проведенный 22 октября 1997 г. На сегодняшний день имеются сведения от парламентов об использовании ими подавляющего большинства принятых Межпарламентской Ассамблеей модельных законодательных актов. 33 документа, принятых Межпарламентской Ассамблеей, были использованы при подготовке нормативно-правовых актов депутатами Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 25 модельных законодательных актов - Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, 18 модельных законодательных актов - Парламентом Республики Казахстан, 17 модельных законодательных актов широко использовались Национальным Собранием Армении при подготовке соответствующих законов республики. В той или иной степени 17 модельных актов использованы Государственной Думой Российской Федерации.

На основе принятых моделей вносятся коррективы в уже принятые и действующие законы. Так, основные положения модельных законов "О государственной поддержке малого предпринимательства" и "О защите прав детей при приватизации жилищного фонда" были учтены Парламентом Молдовы при внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Более того, в комитетах и комиссиях национальных парламентов широкое использование находят проекты модельных законодательных актов, которые Секретариат Совета МПА направляет им для рассмотрения после первого чтения этих проектов на заседаниях постоянных комиссий.

Модельные законы используются не только в деятельности национальных парламентов. Так, в 1997 г. Конституционный Суд Республики Беларусь применил нормы модельного законодательного акта "О нормативно-правовых актах государств - участников СНГ" при рассмотрении дела, относящегося к его компетенции. При рассмотрении другого дела суд сослался на статью 12 модельного Уголовного кодекса для государств - участников СНГ, принятого Межпарламентской Ассамблеей 17 февраля 1996 г.

Некоторые модельные законы и рекомендации МПА использовались также при подготовке отдельных документов исполнительной власти. Так, рекомендательный законодательный акт "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ" от 13 мая 1995 г. был учтен при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 607, в соответствии с которым при посольствах России за рубежом учреждаются представительства федеральной миграционной службы; рекомендация Межпарламентской Ассамблеи "О едином образовательном пространстве и повышении социального статуса учащихся системы образования и науки в государствах - участниках СНГ" от 18 марта 1994 г. использована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации при заключении многосторонних и двусторонних договоров с государствами Содружества.

В информации о внедрении модельных законодательных актов, поступающей из парламентов, отмечается, что степень использования модельных законодательных актов во многом зависит от их качества.

Отдельные акты страдают концептуальной непроработанностью и декларативностью, разработка некоторых из них иногда запаздывает, отмечаются случаи противоречия между принятыми модельными актами и дублирования ранее принятых рекомендаций.

Отмеченные недостатки вызывают необходимость повышения уровня разрабатываемых документов, компетентной многосторонней экспертизы их проектов, более тщательного рассмотрения в постоянных комиссиях МПА.

Возникает потребность в корректировке и уточнении плана модельного законотворчества, определении приоритетов в разработке модельных законодательных актов, исходя из современного состояния интеграционных процессов в Содружестве.

В целях повышения эффективности использования модельных актов высказываются предложения о рассмотрении на заседаниях Межпарламентской Ассамблеи информации парламентских делегаций об использовании конкретных моделей в своем национальном законодательстве, а также о необходимости более полно отразить в Регламенте Межпарламентской Ассамблеи порядок разработки и принятия модельных актов.

Достигнута договоренность с Председателем Европарламента X.М.Жиль-Роблесом об использовании опыта этой межпарламентской организации по имплементации принятых актов в национальное законодательство, а также с Председателем Национального Собрания Франции Л.Фабиусом об участии специалистов и экспертов из Франции в данной работе.


Секретариат Совета МПА




Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 июня 1998 г. N 11-13 "Об использовании модельных законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ"


Текст постановления опубликован в информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 1998 г., N 18


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.