• ДОКУМЕНТ

Обобщенные предложения правительств государств - участников Содружества об упразднении Межгосударственного Евроазиатского объединения угля и металла (приложение к Решению о проекте Решения Совета глав государств СНГ о Межгосударственном Евроазиатском объединении угля и металла)

Обобщенные предложения правительств государств - участников Содружества об упразднении Межгосударственного Евроазиатского объединения угля и металла

 

Обобщенные предложения правительств государств - участников Содружества об упразднении Межгосударственного Евроазиатского объединения угля и металла подготовлены и вносятся в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 15 декабря 2000 г.

Создание Межгосударственного Евроазиатского объединения угля и металла (МЕАОУМ) в соответствии с Соглашением, подписанным 24 сентября 1993 г. главами государств Содружества (за исключением Туркменистана), преследовало цель организации сотрудничества государств - участников СНГ в области эффективного развития угольной и металлургической промышленности, включая рациональное использование сырьевой базы, координации в проведении научно-технической и инвестиционной политики, стимулирования взаимовыгодных поставок продукции.

В целях обеспечения деятельности МЕАОУМ были созданы органы управления: Коллегия - высший орган, определяющий стратегические вопросы его деятельности, Генеральный комитет - исполнительный орган, а также Арбитражная и Контрольная комиссия. Для организации технического обеспечения их работы сформирован Рабочий аппарат, впоследствии преобразованный в Исполнительную дирекцию, финансирование деятельности которой должно было осуществляться за счет равнодолевых взносов государств - участников Соглашения.

По предложению Российской Федерации 25 мая 2000 г. Экономическим советом СНГ принято решение о проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности данного Объединения. В ходе ревизии, проведенной комиссией из представителей государств - участников СНГ, в Объединении вскрыты серьезные недостатки и нарушения в вопросах финансирования, ведения кассовых и банковских операций, бухгалтерского учета, оплаты труда должностных лиц, транспортного обслуживания и другие нарушения.

При этом Экономический совет СНГ на своем заседании 15 декабря 2000 г. при рассмотрении результатов ревизии отметил, что указанные и другие грубые нарушения и упущения в деятельности МЕАОУМ во многом обусловлены бесконтрольностью со стороны высших органов управления - Коллегии и Генерального комитета, заседания которых проводились крайне нерегулярно, а с апреля 1999 г. прекратились.

Неудовлетворительно работает также и Исполнительная дирекция, в коллективе которой на протяжении многих лет сложились нездоровые, конфликтные отношения, вплоть до судебных разбирательств.

Объединение не сумело сосредоточить свое внимание на определении перспектив развития интеграционных связей и выработке предложений по рациональному использованию потенциала указанных отраслей; не осуществило конкретных мер по разработке и реализации совместных программ и проектов, формированию транснациональных корпораций и межгосударственных финансово-промышленных групп.

Кроме того, следует отметить, что до настоящего времени Соглашение о создании МЕАОУМ не ратифицировано рядом государств (Азербайджанской Республикой, Республикой Армения и Грузией), а его финансирование в период с 1994 года по настоящее время осуществлялось лишь эпизодически, причем как правило, одним-двумя государствами.

Учитывая изложенное, Экономический совет СНГ признал необходимым обратиться в правительства государств - участников упомянутого Соглашения (Решение от 15 декабря 2000 года прилагается) с просьбой высказать свое отношение к вопросу о целесообразности дальнейшего сохранения МЕАОУМ.

Предложения по данному вопросу представили правительства десяти из одиннадцати государств - участников Соглашения, а именно - Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины.

Азербайджанская Республика, считая недопустимыми нарушения финансовой дисциплины, ослабление контроля за исполнением бюджета со стороны управленческих структур, что в конечном итоге может привести к потере доверия государств к органам Содружества Независимых Государств, не видит необходимости дальнейшего сохранения данного Объединения.

Правительства Республики Армения, Грузии, Кыргызской Республики, Республики Молдова и Республики Таджикистан считают нецелесообразным дальнейшее сохранение МЕАОУМ.

Республика Казахстан в связи с невыполнением поставленных перед МЕАОУМ целей и задач, а также выявленными серьезными недостатками в финансово-хозяйственной деятельности поддерживает предложение большинства государств относительно его упразднения.

Российская Федерация также отмечает, что МЕАОУМ не выполняет поставленных целей, не активизировало сотрудничество в соответствующих отраслях промышленности, не имеет примеров его интегрирующей роли в рамках Содружества. Учитывая серьезные недостатки, выявленные в организационно-хозяйственной и финансовой деятельности, Россия считает нецелесообразным дальнейшее функционирование МЕАОУМ и предлагает рассмотреть вопрос о прекращении его деятельности на очередном заседании Экономического совета СНГ.

Республика Беларусь и Украина, отмечая неудовлетворительную и неэффективную деятельность МЕАОУМ, в представленных предложениях допускали возможность дальнейшего сохранения указанного органа при условии проведения его коренной реорганизации. При этом, по данным Республики Беларусь, несмотря на то, что МЕАОУМ наделено широкими полномочиями в обеспечении отраслевого сотрудничества в области скоординированного развития металлургической и угольной промышленности, оно не обеспечивает выполнения возложенных на него задач, в результате чего Беларусь не получила конкретной пользы за время его деятельности.

Украина отметила, что деятельность Объединения практически не отразилась на работе подведомственных предприятий и, напротив, в настоящее время оборвались какие-либо контакты между металлопроизводителями в рамках Объединения. В то же время, по данным Украины, МЕАОУМ активно выполняет представленные функции в различных международных организациях и комитетах (ЕЭК ООН и др.), игнорируя злободневные проблемы сотрудничества государств - участников СНГ.

Следует подчеркнуть, что в ходе рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии по экономическим вопросам 16 мая 2001 г. полномочные представители Республики Беларусь и Украины также поддержали предложение большинства государств о нецелесообразности дальнейшего сохранения МЕАОУМ.

Таким образом, практически все государства - участники Соглашения от 24 сентября 1993 г. придерживаются единого мнения об упразднении Межгосударственного Евроазиатского объединения угля и металла.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.