Выписка из протокола совместного заседания Коллегии Госстандарта РФ и Госстандарта Республики Беларусь от 5 октября 2001 г. N 17/16

Выписка из протокола
совместного заседания Коллегии Госстандарта РФ и Госстандарта Республики Беларусь от 5 октября 2001 г. N 17/16


1. О гармонизации технических регламентов и стандартов Российской Федерации и Республики Беларусь


Перспектива вступления России и Республики Беларусь в ВТО и выполнение обязательств по соглашению о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией определяют необходимость сближения отечественного законодательства в области технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям с международной и зарубежной практикой в целях формирования безбарьерной среды для взаимного товарообмена.

Концептуально суть реформирования действующего законодательства в указанных областях заключается в том, что ориентация на рыночный характер экономики при сохранении необходимого уровня государственного регулирования требует установления наиболее оптимального механизма обеспечения безопасности и качества товаров (услуг), большой прозрачности процессов разработки законодательных норм, стандартов, процедур подтверждения соответствия, доступности проектов и принятых документов для всех категорий пользователей, полного исключения дискриминации в отношении любых участников рынка товаров и услуг, включая зарубежных партнеров.

Пакет законопроектов, подготовленный Госстандартом России - "Об изменениях в закон "О стандартизации", "О технических мерах в торговле", "О подтверждении соответствия продуктов и услуг нормативным требованиям", и Госстандартом Республики Беларусь - "О стандартизации и техническом урегулировании", предусматривает следующие принципиальные подходы, основанные на положениях Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле:

введение в практику регулирования вопросов безопасности и качества продукции нормативного правового акта - технического регламента, который установит обязательные для применения и соблюдения характеристики товаров и процессов их производства;

установление добровольного статуса национального стандарта, предлагающего наиболее оптимальные решения для выполнения требований технического регламента;

процедуры подтверждения соответствия, гармонизированные с международными правилами, являясь составной частью технического регламента, должны предоставить производителю возможность выбора различных схем подтверждения в зависимости от степени потенциальной опасности продукции;

создание единой информационной системы, обслуживающей запросы пользователей по действующим и разрабатываемым нормативным документам.

Реализация указанных подходов потребует определенного переходного периода (3 - 5 лет), в течение которого будут приняты соответствующие технические регламенты по различным видам продукции, а действующие государственные стандарты с обязательными требованиями переведены в статус добровольных документов.

Коллегии Госстандарта России и Госстандарта Республики Беларусь постановляют:

1. Управлениям, отделам и организациям Госстандарта России и Госстандарта Республики Беларусь:

при разработке законодательной базы в области обеспечения безопасности продукции, услуг и торговли использовать Соглашение по техническим барьерам в зоне свободной торговли стран СНГ;

провести в 4-м квартале 2001 г. взаимные консультации по созданию гармонизированного законодательства в области технического регулирования, стандартизации, подтверждения соответствия и обеспечения единства измерений;

приступить к разработке и внедрению, начиная с 2002 г., в национальные законодательные и подзаконные акты требований, гармонизированных с требованиями директив "Нового подхода" ЕС по "Безопасности машин и оборудования", "Электромагнитной совместимости" и "Низковольтному оборудованию", а также гармонизированных с ними Европейских норм (EN);

ориентироваться на придание стандартам статуса добровольных документов и обеспечить перенесение требований на продукцию, услуги и процедуры (схемы) обязательного подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям технических регламентов в технические регламенты.

2. Научно-техническому управлению Госстандарта России и Управлению стандартизации Госстандарта Республики Беларусь с участием заинтересованных управлений и отделов разработать совместный план законотворческой деятельности в области обеспечения безопасности продукции и услуг и представить его для рассмотрения на очередное совместное заседание коллегий Госстандарта России и Госстандарта Республики Беларусь.

3. Научно-техническому управлению Госстандарта России и Управлению стандартизации Госстандарта Республики Беларусь:

разработать во II квартале 2002 г, совместный план стандартизации России и Республики Беларусь на период 2002 - 2005 гг.;

подготовить в I квартале 2001 г. предложения по организации совместных работ Госстандарта России и Госстандарта Республики Беларусь в технических комитетах по стандартизации Российской Федерации;

обеспечить усиление координации деятельности информационных центров стандартов России и Республики Беларусь с целью повышения роли, эффективности и востребованности стандартов.


2. О гармонизации работ по сертификации пищевой продукции


Сертификация продукции в странах Содружества проводится уже почти 10 лет.

Вопрос о необходимости создания единых межгосударственных Правил проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья (далее - Правила) уже обсуждался в МГС, в соответствии с решением которого Госстандарт России разработал проект Правил и направил в ТС МГС по электронной почте 5.09.2001 г.

Одним из основных трудностей создания единых межгосударственных Правил для всех стран Содружества является отсутствие единого санитарного нормирования по показателям безопасности.

Вместе с тем между Россией и Республикой Беларусь:

заключено соглашение (между министерствами здравоохранения обеих стран) о взаимопризнании результатов санитарно-гигиенической экспертизы;

действует взаимное признание сертификатов соответствия на пищевые продукты;

имеется единая нормативная база на продукцию и методы ее испытания (межгосударственные стандарты).

Действующая в России "Номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации" (далее - Номенклатура) введена Госстандартом России во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации".

В настоящее время согласно Номенклатуре предусмотрена сертификация 467 наименований конкретных видов пищевых и кормовых продуктов; 19 наименований видов парфюмерно-косметической продукции и 6 - табачных изделий.

Госстандартом России уже начата работа по сокращению Номенклатуры продукции и переводу ряда видов пищевой продукции из обязательной сертификации в Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии.

Работа по созданию единой Номенклатуры пищевой продукции, подлежащей обязательной сертификации, должна проводиться с учетом уже начатой Россией работы по ее сокращению и с учетом взаимных интересов обеих стран.

Отсутствие единой Номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, является одним из моментов, тормозящих введение единых Правил, поэтому целесообразно в решение совместного заседания коллегий внести пункт о необходимости разработки единой Номенклатуры.

С 23 февраля 2001 г. Госстандартом России введена в действие Система добровольной сертификации "ХАССП". Кроме того, разработан государственный стандарт ГОСТ Р 51705.1-2001 "Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования".

Система распространяется на всю пищевую продукцию и продовольственное сырье, а объектами оценки могут быть процессы их изготовления, транспортирования, хранения и реализации. Руководящим органом Системы является Координационный совет "ХАССП". Центральным органом Системы является ВНИИС.

В России и Республике Беларусь уже накоплен определенный опыт работы в данном направлении. Система сертификации "ХАССП" отрабатывалась на пяти базовых предприятиях, которые в настоящее время прошли или проходят процедуру сертификации. В Республике Беларусь внедрение системы ХАССП осуществляется на трех предприятиях.

Необходимо проведение совместных работ по внедрению системы контроля критических точек в Российской Федерации и Республике Беларусь.

На основании этого коллегии Госстандарта России и Госстандарта Республики Беларусь постановляют:

1. Управлению продукции сельскохозяйственного производства, пищевой, легкой и химической промышленности Госстандарта России и Управлению сертификации Госстандарта Республики Беларусь в III квартале 2002 г. разработать проект единой Номенклатуры пищевой продукции, подлежащей обязательной сертификации в Российской Федерации и в Республике Беларусь.

2. Руководству Госстандарта России и Госстандарта Республики Беларусь обратиться в министерства здравоохранения государств с предложением о гармонизации санитарных и медико-биологических требований.

3. Управлению сертификации и Управлению продукции сельскохозяйственного производства, пищевой, легкой и химической промышленности Госстандарта России и Управлению сертификации Госстандарта Республики Беларусь во II квартале 2002 г. провести совместный семинар для специалистов Российской Федерации и Республики Беларусь по внедрению на предприятиях пищевой промышленности системы контроля критических точек (ХАССП).


3. О ходе реализации Межгосударственной программы стандартизации продукции легкой промышленности на 1999-2002 гг.


Межгосударственная программа стандартизации продукции легкой промышленности на 1999 - 2002 гг. (далее - Программа) одобрена на 11-м заседании МГС 24 апреля 1997 г. и утверждена решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 4 июля 1999 г.

Программа предусматривает проведение работ по 88 темам: пересмотр 66 и разработку 22 межгосударственных стандартов, в том числе с учетом проведения гармонизации с 86 международными стандартами ИСО и 5 европейскими стандартами EN. Российская Федерация является исполнителем Программы по 65 темам (74%).

Программа состоит из 8 разделов и представляет собой комплекс мероприятий по разработке и пересмотру действующих межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к текстильным волокнам, продукции текстильного и кожевенного производства, одежде, обуви и другим изделиям легкой промышленности:


текстильные волокна                                               9
изделия текстильного производства                                46
технология кожевенного производства                               8
одежда                                                           16
фурнитура                                                         1
обувь                                                             5
игрушки                                                           1
шерсть                                                            2
Итого:                                                      88 стандартов

Программа направлена на повышение конкурентоспособности продукции, производимой странами СНГ.

Основная цель Программы:

- повышение научно-технического уровня стандартов на продукцию легкой промышленности,

- гармонизация их с международными нормами и требованиями,

- защита интересов потребителей и рынков стран СНГ от некачественной продукции,

- применение прогрессивных методов контроля качества и испытаний, обеспечивающих объективную оценку качества изделий легкой промышленности, что создает условия для сохранения единого нормативного и метрологического обеспечения и тем самым способствует устранению технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве в условиях рыночных отношений.

Реализация Программы в межгосударственных стандартах создаст благоприятные предпосылки при создании зоны свободной торговли государств - участников СНГ в целях продвижения продукции стран СНГ на рынки третьих стран; проводимые в рамках реализации Программы мероприятия направлены на реализацию условий Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО).

Участниками Программы являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Узбекистан, Украина.

За участниками Программы темы распределились следующим образом:

Российская Федерации - 65 тем;

Республика Беларусь - 8 тем;

Другие участники Программы - 15 тем.

Доля Республики Беларусь в общем объеме тематики - 9%;

доля Российской Федерации - 74%.


Выполнение Программы по состоянию на 1 октября 2001 г. количество принятых ТС МГС стандартов


                              1999 - 2000 гг.       2001 г.       2002 г.
                               план     факт     план      факт     план
Российская Федерация            21       2        30        -        14
Республика Беларусь             2        -         2        -        4
Украина                         10       -         -        -        -
Республика Армения              3        -         -        -        -
Республика Узбекистан           2        -         -        -        -

Российской Федерацией работа по реализации Межгосударственной программы началась в 1999 г. Для выполнения заданий Программы привлечены силы ведущих отраслевых научно-исследовательских институтов (15 организаций):


Центр   "Легпромстандарт"   +   ОАО    НПК    "ЦНИИШерсть"
(Центральный научно-исследовательский  институт  шерстяной
промышленности)                                                   24 темы
ФГУП   "ЦНИХБИ"   (Центральный    научно-исследовательский
институт хлопчатобумажной промышленности)                         14 тем
ОАО   "ЦНИИШП"    (Центральный    научно-исследовательский
институт швейной промышленности)                                   6 тем
ГУЛ   "ЦНИИКП"    (Центральный    научно-исследовательский
институт кожевенной промышленности)                                7 тем
ЗАО   "ЦНИИТП"    (Центральный    научно-исследовательский
институт трикотажной промышленности)                               3 темы
ОАО  "НИИМП"  (Научно-исследовательский  институт  меховой
промышленности)                                                    1 тема
ОАО "НИИНМ" г.Серпухов (Научно-исследовательский  институт
нетканых материалов)                                               1 тема
ОАО   "ВНИИИД"   (Всероссийский   научно-исследовательский
институт изделий для детей)                                        1 тема
"НИИЗПОШ"  (Научно-исследовательский  институт   первичной
обработки шерсти)                                                  1 тема
ГП   "ВНИИСВ"   (Всероссийский    научно-исследовательский
институт синтетического волокна)                                   1 тема
ЦНИИПИК"  (Центральный  научно-исследовательский  институт
искусственных кож и пленочных материалов)                          1 тема
ГУП   "ИвНИИПИК"   (Ивановский    научно-исследовательский
институт искусственных кож и пленочных материалов)                 1 тема
ВНИИКИ  (Всероссийский  научно-исследовательский  институт
кодирования информации)                                            2 темы
ГНЦ РФ Институт биофизики                                          1 тема
ГУП "НИИ Резины"                                                   1 тема
Всего                                                             65 тем

Программа предусматривала финансирование разработки стандартов по Российской Федерации в объеме 1316,0 тыс.р. в ценах на 01.01.98 г.

При минимальной стоимости разработки стандарта 50,0 тыс.р. объем финансирования 65 тем составляет 3250 тыс.р., и 975 тыс.р. на проведение научно-технической экспертизы проектов стандартов (15,0 тыс.р. на 1 стандарт).

В План государственной стандартизации на 1999 г. было включено 17 тем со сроком окончания работ в 2000 г. Финансирование из средств госбюджета осуществлялось по 5 темам в размере 40,0 тыс.р. В ПГС-2000 была включена 51 тема, в ПГС-2001 - 56 тем с учетом недовыполнения по предыдущим периодам.

В целом по Программе, начиная с 1999 г. по сентябрь 2001 г., проводится работа по 41 теме.

Межгосударственным советом принято 2 стандарта:

ГОСТ 30720-2000 "Шерсть. Торговая сельскохозяйственно-промышленная классификация" (тема 8.2, протокол N 18-2000);

ГОСТ 30724-2001 "Шерсть. Термины и определения" (тема 8.1, протокол N 19-2001).

По 39 темам проводится следующая работа:

6 проектов стандартов направлено на согласование в страны СНГ;

2 проекта стандартов направлено на принятие в МГС;

по 12 окончательным редакциям проектов стандартов в настоящее время проводится научно-техническая экспертиза, в том числе:

3 стандарта - на этапе снятия разногласий со странами СНГ;

6 стандартов - на стадии издательского редактирования;

3 стандарта - возвращены разработчику по результатам экспертизы;

19 первых редакций проектов стандартов организациями-разработчиками подготовлены и направлены на отзыв;

24 темы не представлены разработчиками на экспертизу;

15 межгосударственных стандартов, разработанных в соответствии с Программой другими странами СНГ, рассмотрены Российской стороной и направлены отзывы на проекты стандартов.

Кроме того:

11 - не подошли сроки выполнения работ (срок сдачи первой редакции сентябрь-октябрь 2001 г.) (1.5, 1.7, 1.9, 2.28, 2.29, 3.1, 4.2, 4.4, 4.6, 4.7, 4.8). В ПГС-2001 эти темы включены с финансированием "за счет средств разработчика". Для их разработки необходимо финансирование как минимум в объеме 715,0 тыс.р., в том числе: 550 тыс.р. - на разработку стандартов и 165 тыс.р. - на проведение экспертизы;

13 - не представлены первые редакции разработчиком - Центром "Легпромстандарт" (2.4, 2.5, 2.24, 2.7, 2.36, 2.31, 2.6, 2.12, 2.14, 2.16, 2.20, 2.21, 2.22).

Основными причинами невыполнения являются несвоевременное и недостаточное финансирование разработки стандартов.

В 1999 г. планировалось выделение из внебюджетного фонда финансирования 140 тыс.р. на 5 тем (письмо Управления Агролегхимпрома N 330/1216 от 02.09.99 г.). Средства на данную тематику выделены не были. По двум темам разработка была начата за счет средств разработчика (6.3, 3.7).

В 2000 г. средства на выполнение Программы были перечислены в мае и ноябре месяце, из-за чего разработчики приступили к выполнению работ с нарушением сроков от 5 до 8 месяцев.

В 2001 г. финансирование разработки стандартов осуществляется из федерального бюджета путем проведения торгов на основе конкурса, одним из условий которого было включение работ, завершение которых планируется в 2001 г. В связи с этим 11 тем, по которым предусмотрено представление в 2001 г, первых редакций проектов стандартов, остались без финансирования, что также повлечет срыв сроков выполнения Программы. Частичная предоплата работ необходима разработчикам для организации работ по переводу международных стандартов для последующей их гармонизации с межгосударственными (часть стандартов ИСО во ВНИИКИ не имеет переводов).

Торги по 22 темам были проведены в апреле, договор с Госстандартом России Центром "Легпромстандарт" был заключен только 19 июня 2001 г. В целях контроля хода выполнения работ принято решение на НТК Госстандарта России ежемесячно заслушивать Центр "Легпромстандарт" о результатах выполнения НИР по стандартизации.

В целях совершенствования организации работ по гармонизации межгосударственных стандартов предлагаем Межгосударственному совету рассмотреть вопрос о проведении актуализации Программы в части внесения уточнений по мере принятия новых редакций стандартов ИСО и введения в действие новых международных стандартов на продукцию текстильной и легкой промышленности.

Например, на рассмотрение был представлен разработанный Госстандартом Украины проект ГОСТ ИСОТР 11079 "Одежда. Метод определения теплозащитных характеристик", являющийся аутентичным текстом ИСО/ТР 11079:1993 "Оценка холодной среды. Определение необходимой теплоизоляции одежды". Проект был направлен на отзыв в НИИ медицины труда РАН, специалистами которого в настоящее время рассматривается этот стандарт в редакции ISO/CD, ревизия 2000-11-17. Версия 1993 г. в течение прошедших лет видоизменялась, проводились дополнительные исследования. Новая версия и по названию, и по своему содержанию существенно отличается от версии 1993 г.

Программой предусмотрена гармонизация ГОСТ 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля" с требованиями EN 71-1:1995, EN 71-2:1994, EN 71-3:1995, EN 71-4:1990, EN 71-5-1993. Целесообразно провести гармонизацию с ИСО 8124-1:2000, ИСО 8124-2:1994, ИСО 8124-3:1997.

По теме 3.8 взамен разработки нового стандарта "Ранцы, портфели для детей. Требования безопасности. Методы контроля" организацией - разработчиком ГУП "Центральный научно-исследовательский институт кожевенной промышленности" предложен пересмотр действующего ГОСТ 28631-90 "Сумки, чемоданы, портфели, ранцы, папки, изделия мелкой кожгалантереи. Общие технические условия".

ГАРАНТ:

Взамен ГОСТ 28631-90 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 мая 2006 г. N 91-ст с 1 января 2007 г. введен в действие ГОСТ 28631-2005


По теме 4.1 Программы организацией-разработчиком ЗАО "Центральный научно-исследовательский институт трикотажной промышленности" взамен пересмотра ГОСТ 8541-94 "Изделия чулочно-носочные, вырабатываемые на круглочулочных автоматах. Общие технические условия" разработан проект изменения к стандарту. Проект изменения предусматривает введение в стандарт технических требований к колготкам, а также методы испытаний, гармонизированные с ИСО 5084-96 "Текстиль. Определение толщины тканей и изделий из текстиля".

Одной из проблем при проведении гармонизации межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами является подтверждение аутентичности переводов текстов стандартов, разработанных другими государствами Содружества.

В Российской Федерации подтверждение аутентичности перевода осуществляется ВНИИКИ. Отсутствие подтверждения аутентичности перевода затрудняет рассмотрение и подготовку отзывов на проекты межгосударственных стандартов.

Коллегии Госстандарта России и Госстандарта Республики Беларусь постановляют:

1. Управлению продукции сельскохозяйственного производства, пищевой, легкой и химической промышленности Госстандарта России и Управлению стандартизации Госстандарта Республики Беларусь принять меры к обеспечению выполнения заданий Программы.

2. Управлению стандартизации Госстандарта Республики Беларусь и Управлению продукции сельскохозяйственного производства, пищевой, легкой и химической промышленности Госстандарта России подготовить предложения по уточнению и актуализации "Межгосударственной программы стандартизации продукции легкой промышленности на 1999 - 2002 гг.".


4. О Соглашении о взаимном признании сертификатов соответствия на системы качества между Госстандартом России и Госстандартом Республики Беларусь


Соглашение о взаимном признании сертификатов соответствия на системы качества по МС ИСО серии 9000 в национальной системе сертификации Республики Беларусь и в Системе сертификации ГОСТ Р России будет способствовать дальнейшему развитию интеграции между двумя странами, снижению барьеров во взаимной торговле, а также позволит:

реализовать согласованную между сторонами политику в области сертификации;

упростить для заявителей процедуру сертификации взаимопоставляемой продукции;

сократить сроки проведения сертификации продукции.

Коллегии Госстандарта России и Госстандарта Республики Беларусь считают целесообразным подготовку и принятие такого соглашения, имея в виду его реализацию через уполномочивание из числа наиболее авторитетных и компетентных органов по сертификации систем качества с последующим инспекционным контролем, а также проведением взаимного анализа правил и процедур аккредитации и инспекционного контроля с целью признания результатов аккредитации.

Коллегия Госстандарта России и коллегия Госстандарта Республики Беларусь постановляют:

Управлению сертификации Госстандарта России и Управлению сертификации Госстандарта Республики Беларусь доработать с учетом высказанных замечаний проект Соглашения о взаимном признании сертификатов соответствия на системы качества между Госстандартом России и Госстандартом Республики Беларусь и представить для подписания в установленном порядке до 1 декабря 2001 г.



Выписка из протокола совместного заседания Коллегии Госстандарта РФ и Госстандарта Республики Беларусь от 5 октября 2001 г. N 17/16


Текст выписки опубликован в "Вестнике Госстандарта России", 2001 г., N 11



Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.