Решение о Сводной информации об основных направлениях работы по снятию ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ (Москва, 29 ноября 2001 г.)

Решение
о Сводной информации об основных направлениях работы по снятию
ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ
(Москва, 29 ноября 2001 г.)

 

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:

принять к сведению Сводную информацию об основных направлениях работы по снятию ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ (прилагается).

 

Совершено в городе Москве 29 ноября 2001 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

 

За Правительство                                 За Правительство
Азербайджанской Республики                       Республики Молдова
(подпись)                                        (подпись)

 

За Правительство                                 За Правительство
Республики Армения                               Российской Федерации
(подпись)                                        (подпись)

 

За Правительство                                 За Правительство
Республики Беларусь                              Республики Таджикистан
(подпись)                                        (подпись)

 

За Правительство                                 За Правительство
Грузии                                           Туркменистана
(подпись)                                        (подпись)

 

За Правительство                                 За Правительство
Республики Казахстан                             Республики Узбекистан
(подпись)                                        (подпись) (с замечаниями)

 

За Правительство                                 За Правительство
Кыргызской Республики                            Украины
(подпись)                                        (подпись)

 

Сводная информация об основных направлениях работы по снятию
ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ

 

Общие положения

 

Сводная информация составлена на основе положений нормативно-правовых актов, а также других поступивших от государств - участников СНГ документов и материалов.

В соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протоколом к нему от 2 апреля 1999 г. необходимым условием для формирования полномасштабной зоны свободной торговли Содружества является поэтапная ликвидация тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле государств-участников.

Несмотря на общую тенденцию к либерализации международного торгового обмена, которая охватывает и государства СНГ, большинство из них пока сохраняют, а в определенных случаях и развивают применение соответствующих инструментов регулирования экспорта и импорта. При этом основу причин введения и поддержания тарифных и других ограничений в торговле государств Содружества составляют, в частности, следующие меры:

- защита национальных производств при их формировании, структурной перестройке или в ходе преодоления кризисных затруднений;

- сохранение конкретных стратегических и структурообразующих отраслей (предприятий), обеспечивающих непрерывность воспроизводственного процесса (энергетика, транспорт, связь и т.п.);

- накопление резерва торгово-политических уступок, которые могут быть реализованы в обмен на важные для развития экспорта и реализации национальной экономической политики аналогичные уступки стран-партнеров;

- обеспечение дополнительных бюджетных поступлений путем реализации протекционистских мер торговой политики.

Значительная часть торговых ограничений во взаимоотношениях государств СНГ, как и в мировой практике, падает на импорт. Экспорт ограничивается, как правило, в тех случаях, когда это необходимо в интересах безопасности страны либо искусственного удержания части товарной массы на национальном рынке.

В соответствии с Планом-графиком реализации Предложений по формированию и функционированию зоны свободной торговли, одобренных Советом глав государств СНГ 21 июня 2000 г., Исполнительным комитетом СНГ проводится работа по созданию на основе информации государств Содружества банка данных национальных законодательств и нормативных актов, оказывающих воздействие на развитие взаимной торговли государств - участников СНГ. Анализ структуры этих документов показывает, что в качестве основных ограничителей режима свободной торговли, практикуемых государствами Содружества, выделяются две основные группы: тарифные и нетарифные ограничения, причем последние включают, в первую очередь, количественные ограничения на ввоз и/или вывоз товаров (квотирование, лицензирование), а также специальные торговые меры.

Тарифные ограничения

 

В настоящее время Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Молдова не имеют тарифных ограничений в торговле с государствами - участниками СНГ. Другие государства Содружества согласовывают и уточняют в ходе двусторонних переговоров перечни таких ограничений.

Указанные перечни были обобщены Исполнительным комитетом СНГ и рассмотрены на заседании рабочей группы государств - участников СНГ по совершенствованию механизма задействования зоны свободной торговли 20 - 21 апреля 2000 г., на Экономическом совете - 25 мая 2000 г. Совете глав правительств и Совете глав государств - 20 - 21 июня 2000 г., а также на заседании рабочей группы экспертов и межмидовских консультациях государств - участников СНГ - в марте 2001 г.

Кроме того, Информация о ходе и результатах двусторонних переговоров по изъятиям из режима свободной торговли государств - участников СНГ рассмотрена 31 мая 2001 г. на заседании Совета глав правительств СНГ. Принято решение считать целесообразным активизировать двусторонние переговоры, в 2001 г. согласовать перечни изъятий из режима свободной торговли и приступить к переговорам о графиках их поэтапной отмены.

По состоянию на октябрь 2001 г., в сфере тарифных ограничений взаимной торговли сложилась следующая ситуация.

Азербайджанская Республика применяет ограничения при импорте товаров из Республики Казахстан (4 подгруппы, 16 товарных позиций) и Российской Федерации (3 подгруппы, 2 товарных позиции). Подписаны соответствующие двусторонние протоколы.

Республика Армения тарифные ограничения из режима свободной торговли не применяет, хотя в 2000 г. с Российской Федерацией подписан соответствующий протокол.

Республика Беларусь применяет ограничения при импорте из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Молдова, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины по 1 товарной позиции - сахар белый. Двусторонние протоколы об изъятиях с государствами СНГ не оформлялись.

Грузия применяет тарифные ограничения при импорте из Российской Федерации (3 подгруппы, 2 товарных позиции). Подписан соответствующий двусторонний протокол.

Республика Казахстан применяет ограничения при импорте из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии (по 2 группам и 1 товарной позиции), Республики Узбекистан (по 2 группам и 1 подгруппе), Украины (по 2 группам). Согласование изъятий из режима свободной торговли и разработка графиков их поэтапной отмены проводится в ходе переговоров Республики Казахстан в рамках двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с государствами, во взаимной торговле с которыми применяются изъятия. Указанные переговоры назначены на конец 2001 г. и на 2002 г.

Кыргызская Республика тарифные ограничения из режима свободной торговли не применяет.

Республика Молдова тарифные ограничения из режима свободной торговли не применяет. 29 мая 2001 г. подписан с Российской Федерацией Протокол об изъятиях. Молдавская сторона не имеет изъятий при импорте российских товаров.

Российская Федерация применяет ограничения при импорте из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Молдова, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины. Подписаны двусторонние протоколы с Азербайджанской Республикой (2 подгруппы, 3 товарных позиции), Республикой Армения (1 подгруппа, 3 товарных позиции), Грузией (2 подгруппы, 3 товарных позиции), Республикой Молдова (2 подгруппы, 4 товарных позиции), Республикой Узбекистан (2 подгруппы, 4 товарных позиции), Украиной (1 подгруппа, 5 товарных позиций). Указанными протоколами предусмотрена процедура уведомления сторонами друг друга о введении согласованных изъятий не менее чем за 2 месяца до их применения. Туркменистан воздерживается от двусторонних переговоров по вопросам изъятий.

Российская Федерация перешла с 1 июля 2001 года на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения товаров", за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.

Республика Таджикистан применяет согласно национальному законодательству ограничения при импорте из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Молдова, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины. Информация о перечнях тарифных ограничений и переговорах по согласованию графиков их отмены не представлена.

Республика Узбекистан применяет ограничения при импорте из Российской Федерации (2 подгруппы, 4 товарных позиции) - Протокол об изъятиях от 24 апреля 2001 г. Ведутся двусторонние переговоры с Кыргызской Республикой по изъятиям из режима свободной торговли. Обсуждается вопрос о начале двусторонних переговоров по вопросам ограничений в торговле с Республикой Казахстан и Украиной.

Украина применяет тарифные ограничения при импорте из Российской Федерации (1 подгруппа, 8 товарных позиций) - Протокол об изъятиях от 4 октября 2001 г. Обсуждение введенных Республикой Беларусь ограничений в торговле с Украиной проводится на двусторонней основе. Инициирован вопрос о начале двусторонних переговоров с Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отмене действующих ограничений. Согласие Республики Казахстан на проведение переговоров имеется.

Фактическое положение дел по тарифным ограничениям в торговле государств - участников СНГ приведено в приложении 1.

Тарифные барьеры во взаимной торговле государств Содружества должны быть постепенно отменены. Практика функционирования крупнейших международных торгово-экономических объединений стран, таких как Европейский союз, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР, ЦЕФТА и др., подтвердила рациональность применения ступенчатого поэтапного устранения тарифных ограничений во взаимной торговле, вплоть до их полной отмены.

Нетарифные ограничения

 

Количественные ограничения в торговле применяют все государства Содружества, опираясь на принципиальные положения статьи 13 Соглашения о создании зоны свободной торговли, которая допускает применение общепринятых в международной практике мер государственного регулирования в области внешнеэкономических связей, необходимых для защиты жизненных интересов государств или для выполнения заключенных ими международных договоров, если эти меры касаются: защиты общественной морали и общественного порядка; защиты жизни и здоровья людей; охраны животных и растений; защиты окружающей среды; охраны художественных, археологических и исторических ценностей, составляющих национальное достояние; защиты промышленной и интеллектуальной собственности; торговли драгоценными металлами и камнями; сохранения невосполнимых природных ресурсов.

Анализ показывает, что состав количественных ограничений, применяемых странами СНГ, зачастую выходит за рамки, предусмотренные статьей 13 Соглашения о создании зоны свободной торговли.

Азербайджанская Республика применяет лицензирование и квотирование при импорте пива, ликеро-водочной и табачной продукции. Указом Президента Азербайджанской Республики N 457 от 17 апреля 2001 г. экспорт отходов и лома черных и цветных металлов временно приостановлен.

Республика Беларусь применяет меры нетарифного регулирования в торговле нефтью, минеральными удобрениями, пищевой продукцией, отходами и ломом черных и цветных металлов, ликеро-водочными изделиями, шинами, коврами и др. продукцией.

Грузия применяет лицензирование импорта табачных изделий, экспорта лесоматериалов, лома черных металлов, меди и алюминия.

Республика Казахстан применяет лицензирование и квотирование при импорте спирта этилового и алкогольной продукции (кроме пива), уайт-спирита и дистиллятов (подгруппа 2710 ТН ВЭД СНГ), а также при экспорте алюминиевых сплавов и изделий, стали, никеля (включая отходы и лом), мазута.

Кыргызская Республика применяет лицензирование импорта табака, спирта и алкогольной продукции, сырья и компонентов для производства товарных нефтепродуктов, экспорта отходов и лома цветных металлов.

Республика Молдова применяет лицензирование импорта бензина, экспорта и импорта дизельного топлива (в целях борьбы с уклонениями от налогообложения и финансовыми нарушениями). Кроме того, в соответствии с двусторонним Протоколом от 26 мая 1995 г. экспорт ряда молдавских товаров в Казахстан осуществляется по лицензиям.

Российская Федерация применяет лицензирование экспорта семян соевых бобов, рапса, подсолнечника, шкур рогатого скота и овец, а также лицензирование импорта сахара, спирта, водки и крепких спиртных напитков, табака.

Республика Таджикистан применяет количественные ограничения в торговле отходами и ломом черных и цветных металлов, алкогольной и табачной продукцией.

Республика Узбекистан применяет лицензирование экспорта и импорта вооружения и военной техники, драгоценных металлов и сплавов, урана и других радиоактивных веществ, приборов и оборудования с использованием радиоактивных веществ.

Украина применяет квотирование при экспорте в Узбекистан рогатого скота, овец, шкур, а также квотирует (в рамках антидемпинговых расследований) импорт из государств СНГ искусственного меха, ворсового полотна, электрических ламп накаливания, листов и пленок из полиуретана.

Фактическое положение дел по количественным ограничениям в торговле государств СНГ приведено в приложении 2.

Среди специальных торговых мер постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2001 г. N 1363 сроком на 3 месяца введена временная специальная пошлина на импортируемые табачные изделия.

Начиная со второго полугодия 2000 г., Республикой Казахстан введены временные защитные меры (лицензирование импорта, защитные пошлины) в отношении ряда товаров, ввозимых в Казахстан, - электротехнических изделий, насосов. С июля 2000 г. сроком на 2 года введены защитные пошлины при импорте бумаги обойной. Планируется введение лицензирования и временных защитных мер при импорте ряда других промышленных товаров. Введение защитных мер Казахстан мотивирует необходимостью защиты внутреннего рынка и поддержки национальных производителей.

Российской Федерацией введены временные специальные пошлины в отношении карамели, а также специальные пошлины в отношении труб из черных металлов, импортируемых из Украины, патоки крахмальной, крахмала из кукурузы и картофеля.

Решением Межведомственной комиссии по международной торговле Украины от 5 августа 1999 г. "О применении специальных мер к импорту" сроком на 4 года была установлена годовая квота на импорт в Украину из Республики Беларусь и Российской Федерации (а также из Польши и Венгрии) электрических ламп накаливания.

Эти решения государства приняли, опираясь на нормы статьи 13а "Специальные торговые меры" Протокола от 2 апреля 1999 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли, которой регламентировано применение специальных торговых мер в форме количественных ограничений импорта либо специальных импортных пошлин.

В соответствии с этой статьей допускается применение специальных торговых мер после проведения соответствующего расследования в отношении импорта товаров, если этот импорт осуществляется в таких количествах и при таких условиях, которые наносят ущерб или создают неотвратимую угрозу ущерба, а также в связи с демпинговым или субсидируемым импортом.

В целях унификации правовой базы Содружества по вопросам введения и применения специальных, антидемпинговых и компенсационных мер и в развитие статьи 13а Протокола от 2 апреля 1999 г. Исполнительным комитетом СНГ подготовлено предложение в виде проекта соответствующего протокола, который в 2000 г. был рассмотрен и одобрен Комиссией по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. Однако ряд государств СНГ, в первую очередь Россия и Украина, посчитали целесообразным приостановить разработку проекта в связи с тем, что его принятие войдет в противоречие с обязательствами государств СНГ, которые присоединились или находятся в процессе присоединения к ВТО.

Выводы и предложения

 

К настоящему времени в государствах Содружества в принципе созревают необходимые экономические предпосылки для перехода к полномасштабному режиму свободной торговли, что позволит расширить внутренний рынок СНГ, структурировать экономическое пространство и повлиять на углубление интеграционных процессов. Однако, для того чтобы это стало реальностью, необходимо организовать процесс ведения повседневной кропотливой работы по согласованию интересов государств по конкретным позициям, связанным с применением как тарифных, так и нетарифных торговых барьеров в целях их постепенного устранения.

Такая работа уже начата и проводится по следующим направлениям.

Вопросы применения ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ подробно рассматривались 13 марта 2001 г. на экспертном совещании представителей 8 стран - Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, а также 30 марта 2001 г. - в ходе консультаций представителей внешнеполитических ведомств и заинтересованных министерств и ведомств 12 государств Содружества на тему "Обеспечение соблюдения принципов тарифной политики как фактор содействия развитию и функционированию зоны свободной торговли СНГ".

Эти совещания были посвящены вопросам устранения прямых и косвенных барьеров и фактически могут считаться вторым туром заседания созданной по решению Совета глав правительств СНГ от 25 января 2000 г. рабочей группы по задействованию зоны свободной торговли (предложения группы от 20 - 21 апреля 2000 г. положены в основу мероприятий Программы по этому вопросу).

Представители государств - участников СНГ подробно информировали об опыте их стран в решении обсуждаемой проблемы и признали необходимым интенсифицировать переговорный процесс как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях по вопросам согласования взаимных ограничений в торговле и перехода на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" товаров, имея в виду закончить эти переговоры в 2001 г. Были приняты конкретные рекомендации для государств Содружества.

В частности, эксперты обратились к правительствам с просьбой воздержаться от введения в одностороннем порядке новых барьеров во взаимной торговле, ускорить оформление на двусторонней основе тарифных ограничений (предусмотрев возможность минимизации ограничений и использования при необходимости иных мер регулирования торговли), а также приступить к согласованию графиков их отмены - такая возможность уже появилась, поскольку завершается фиксация действующих тарифных ограничений. В связи с этим отмечена необходимость скорейшего прохождения ратификационных процедур в Грузии и Российской Федерации по Соглашению о создании зоны свободной торговли и Протоколу к нему.

Отдельными участниками консультаций выражалась озабоченность возможностью введения государствами, входящими в ЕврАзЭС, согласованного перечня торговых ограничений по отношению к остальным участникам Содружества.

Эксперты также признали целесообразным наладить через Исполнительный комитет СНГ постоянный обмен информацией и опытом по вопросам применения специальных, антидемпинговых и компенсационных мер, совместив его с консультациями, проводимыми государствами Содружества на многосторонней основе по вопросам вступления в ВТО.

В целях ликвидации ограничений, действующих во взаимной торговле государств Содружества, представляется необходимым осуществить следующее.

Во-первых, в кратчайшие сроки завершить двусторонние переговоры по вопросам тарифных ограничений и согласовать графики их поэтапной отмены.

При этом в качестве возможных первоочередных действий, направленных на устранение тарифных ограничений, следовало бы выделить такие, как:

- дополнительное рассмотрение государствами Содружества возможности минимизации числа тарифных ограничений во взаимной торговле, применения в соответствии с мировой практикой ступенчатого снижения таможенных тарифов, использования при необходимости иных временных мер регулирования взаимной торговли;

- осуществление в ближайшее время правительствами государств - участников СНГ, подписавших протоколы об ограничениях режима свободной торговли, согласования графиков отмены действующих ограничений.

Во-вторых, опираясь на опыт ЕврАзЭС, провести соответствующие консультации и обсудить возможность фиксации общего перечня количественных ограничений импорта и/или экспорта во взаимной торговле. Далее возможно было бы обсудить и меры, направленные на предотвращение введения дополнительных количественных ограничений, а в итоге и на их поэтапную отмену.

Кроме того, целесообразно осуществлять регулярные консультации на двусторонней и многосторонней основе по возникающим вопросам, связанным с введением и применением государствами Содружества специальных торговых мер в отношении взаимного импорта товаров, и вырабатывать общие подходы для решения возникающих проблем во взаимной торговле путем переговоров, предшествующих введению специальных торговых мер.

В-третьих, продолжить работу по гармонизации законодательств и нормативно-правовой базы государств Содружества в целях сопоставления и последовательного устранения имеющихся прямых и косвенных барьеров во взаимной торговле. Важная роль в этом отводится начатым Исполнительным комитетом СНГ мониторингу национальных законодательств, а в дальнейшем - их системному сравнительно-правовому анализу и выработке рекомендаций по унификации процедур введения и применения мер тарифного и нетарифного регулирования в торговле государств - участников СНГ.

В этих целях целесообразно было бы обратиться к правительствам государств - участников СНГ, в первую очередь, Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Казахстан, Республики Узбекистан и Украины, с просьбой завершить представление в Исполнительный комитет СНГ текстов действующих национальных законодательных актов и других нормативных документов, регламентирующих введение и применение мер тарифного и нетарифного регулирования во взаимной торговле Содружества, а Исполнительному комитету СНГ - во втором полугодии т.г. обобщить указанные материалы и направить результаты в государства - участники СНГ, а также в установленном порядке в Совет глав государств, Совет глав правительств и Экономический совет СНГ.

 

Сводный департамент зоны свободной

торговли Исполнительного комитета СНГ

Замечания
Республики Узбекистан к проекту Решения о Сводной информации
об основных направлениях работы по снятию ограничений во взаимной
торговле государств-участников СНГ

 

В разделе "Нетарифные ограничения" на стр.5 абзац 5 записать в следующей редакции "Республика Узбекистан применяет лицензирование экспорта и импорта вооружения и военной техники, драгоценных металлов и сплавов, урана и других радиоактивных веществ, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ".


Решение о Сводной информации об основных направлениях работы по снятию ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ (Москва, 29 ноября 2001 г.)


Текст решения официально опубликован не был



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.