Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 10 сентября 2002 г. N 01-1/2-02 "По запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года в редакции, принятой Советом глав правительств от 18 октября 1996 года"

Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 10 сентября 2002 г. N 01-1/2-02
"По запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года в редакции, принятой Советом глав правительств от 18 октября 1996 года"


Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд СНГ с запросом о толковании применения пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года в редакции, принятой Советом глав правительств 18 октября 1996 года, предусматривающего, что "товар считается происходящим из таможенной территории государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, если он соответствует установленным настоящими Правилами критериям происхождения, экспортируется резидентом одного из государств - участников данного Соглашения и ввозится резидентом государства - участника данного Соглашения с таможенной территории другого государства - участника данного Соглашения. При этом под резидентом понимается организация, созданная на территории этого государства, либо физическое лицо, постоянно проживающее на территории этого государства".

В связи с тем, что у резидентов государств - участников Содружества возникают разногласия в отношении применения пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров в указанной выше редакции, Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, при каких условиях импорт товара, происходящего из страны государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли, влечет предоставление тарифных преференций резидентам других государств - участников данного Соглашения и обязательно ли при этом наличие прямой хозяйственно-договорной связи между резидентами страны происхождения товара и страны ввоза.

Исследовав представленные по делу материалы и в соответствии с пунктом 127 Регламента, Экономический Суд дает следующее заключение.

Толкование применения пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров с целью дачи ответа по существу запроса Исполнительного комитета СНГ должно быть осуществлено с учетом положений пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли, неотъемлемой частью которого являются указанные Правила (пункт 4 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли), а также с использованием иных норм международных договоров, применяемых в отношениях между государствами - участниками.

Предоставление тарифных преференций во взаимной торговле государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли является одной из мер по реализации Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года (преамбула Соглашения о создании зоны свободной торговли), в частности достижения его цели по формированию общего экономического пространства государств-участников (статья 2 Договора о создании Экономического союза). В свою очередь, общее экономическое пространство предполагает свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, а также упрочение прямых связей хозяйствующих субъектов государств-участников (преамбула Договора о создании Экономического союза). Поэтому предусмотренная Соглашением о создании зоны свободной торговли отмена таможенных пошлин, а также налогов и сборов, имеющих с ними эквивалентное действие, направлена на обеспечение сбалансированности именно взаимной торговли участвующих в Соглашении государств и стабилизацию их внутреннего экономического положения (преамбула Соглашения о создании зоны свободной торговли). С учетом указанных положений следует вывод, что предоставление тарифных преференций государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли возможно только во взаимной торговле между ними.

Пункт 9 Правил указывает, что условиями происхождения товара из таможенной территории государства - участники Соглашения о создании зоны свободной торговли являются: 1) соответствие товара критериям его происхождения, установленным указанными Правилами; 2) этот товар экспортируется резидентом государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли и 3) товар ввозится резидентом государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли с таможенной территории другого государства-участника того же Соглашения.

В Правилах определения страны происхождения товаров не определен термин "экспортируется". Согласно же статье 90 Основ таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 года экспорт товаров - это таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории без обязательства об их ввозе на эту территорию. Аналогичным образом определяет это понятие и Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года. В соответствии со статьей 1 упомянутого Соглашения под экспортом понимается вывоз товаров (работ, услуг) с таможенных территорий Сторон без обязательства об обратном ввозе. Причем, согласно условиям статьи 9 Правил определения страны происхождения товаров, вывоз должен быть осуществлен резидентом государства - участника Соглашения, то есть организацией, созданной на территории этого государства, либо физическим лицом, постоянно проживающим на территории этого государства.

Что касается ввоза товара, то пункт 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли, определяющий условия предоставления тарифных преференций во взаимной торговле между государствами - участниками этого Соглашения, устанавливает, что ввозимый товар должен быть предназначен для таможенной территории этого государства (ввозящего товар). Правило указанного пункта (как в редакции Соглашения от 15 апреля 1994 года, так и в редакции Протокола от 2 апреля 1999 года), в частности, устанавливает, что тарифные преференции касаются ввоза и (или) вывоза товаров, "происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся сторон и предназначенных для таможенных территорий других Договаривающихся сторон".

Предназначение же товара для территории государства определяется на основании договоров, заключаемых резидентами государств - участников Соглашения о создании зоны свободной зоны свободной торговли. Это может быть как договор, заключенный между резидентом государства - страны происхождения товара и резидентом страны ввоза, так и договор, заключенный с участием посредника - резидента государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли (например, договор комиссии, договоры поставки, опосредствующие сложные хозяйственные связи между резидентами государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли). При этом товар должен ввозиться резидентом государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли с таможенной территории другого государства - участника данного Соглашения.

На основании изложенного Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к следующим выводам.

Ввоз товара, происходящего из государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли, влечет предоставление тарифных преференций резидентам других государств - участников данного Соглашения при наличии следующий условий:

1) товар должен соответствовать критериям происхождения, установленным Правилами определения страны происхождения товаров;

2) товар должен быть заявлен резидентом государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли к вывозу в одно из государств - участников данного Соглашения;

3) товар должен быть предназначен для таможенной территории государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли, импортирующего товар;

4) товар должен ввозиться резидентом государства - участника Соглашения о создании зоны свободной торговли с таможенной территории другого государства - участника данного Соглашения на основании договора между резидентами государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли.

Наличие прямой хозяйственно-договорной связи между резидентами страны происхождения товара и страны его ввоза не является обязательным.


Председатель

А.Б. Каженов



Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 10 сентября 2002 г. N 01-1/2-02 "По запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года в редакции, принятой Советом глав правительств от 18 октября 1996 года"


Текст заключения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение