Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 13 мая 2002 г. N 55 "Об Основах пограничной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества"

Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества
от 13 мая 2002 г. N 55
"Об Основах пограничной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества"


Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества решил:

Принять Основы пограничной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества (прилагаются).


Члены Межгосударственного Совета ЕврАзЭС:


От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
От Республики Таджикистан

А.Лукашенко
Н.Назарбаев
А.Акаев
В.Путин
Э.Рахмонов


Приложение

к Решению Межгосударственного Совета

Евразийского экономического сообщества

от 13 мая 2002 г. N 55


Основы пограничной политики государств-членов евразийского экономического сообщества

ГАРАНТ:

См. Положение об основных принципах, направлениях и формах сотрудничества государств - членов Евразийского экономического сообщества по поддержанию режима внешних границ, утвержденное решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 27 ноября 2009 г. N 444


Основы пограничной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС или Сообщество) представляют собой систему официально принятых в этих государствах взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики государств-членов Сообщества.


1. Общие положения


Под пограничной политикой государств-членов Сообщества понимается их совместная деятельность по комплексному осуществлению своих функций в пограничных пространствах. Она направлена на обеспечение суверенитета и территориальной целостности, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности государств-членов Сообщества.

Пограничная политика государств-членов Сообщества формируется на основе их конституций, законов и других нормативно-правовых актов, международных договоров, участниками которых они являются, решений органов управления интеграцией в рамках ЕврАзЭС и общепринятых принципов и норм международного права.

Пограничная политика государств-членов Сообщества осуществляется в пограничном пространстве каждой из Сторон.

Объектом пограничной политики являются пограничные пространства государств-членов Сообщества, охватывающие их внешние границы в пределах приграничных территорий (пункты пропуска через государственные границы, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориальных и внутренних вод) и воздушных пространств.

Субъектами пограничной политики государств-членов Сообщества являются органы управления интеграцией в рамках ЕврАзЭС, органы государственной власти, органы власти административно-территориальных образований, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и граждане государств-членов Сообщества.

Цель пограничной политики государств-членов Сообщества - реализация и защита национальных интересов, обеспечение пограничной безопасности государств-членов Сообщества.

Пограничная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничных пространствах.

Основные задачи пограничной политики государств-членов Сообщества:

создание условий для обеспечения пограничной безопасности государств-членов Сообщества;

содействие межгосударственному сотрудничеству и принятие совместных мер в соответствии с международными договорами по предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов на территориях, прилегающих к границам государств-членов Сообщества с государствами, не входящими в Сообщество (далее - внешние границы);

совместное противодействие негативной экономической, демографической, религиозной экспансии, а также международному терроризму;

обеспечение экономической безопасности на внешних границах;

укрепление и обустройство внешних границ.

Принципы пограничной политики государств-членов Сообщества:

взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, нерушимости их государственных границ;

всестороннее сотрудничество в защите и охране внешних границ;

взаимная ответственность за принятие надлежащих мер по обеспечению охраны своих государственных границ с учетом интересов пограничной безопасности всех государств-членов Сообщества,

мирное разрешение спорных вопросов с сопредельными государствами по пограничным вопросам;

уважение прав и свобод гражданин.#


2. Основные угрозы пограничной безопасности государств-членов ЕврАзЭС


Основными потенциальными угрозами пограничной безопасности государств-членов Сообщества являются:

региональные вооруженные конфликты вблизи внешних границ государств-членов Сообщества;

территориальные притязания отдельных сопредельных государств;

проявления национального и религиозного экстремизма, этнического и регионального сепаратизма;

трансграничная организованная преступность и международный терроризм;

нестабильность обстановки на территориях, прилегающих к внешним границам государств-членов Сообщества, вследствие снижения жизненного уровня населения;

увеличение потоков незаконной миграции граждан через территорию государств-членов Сообщества и незаконной экономической деятельности;

аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом;

неблагоприятное санитарно-эпидемиологическое воздействие сопредельных стран на государства-члены Сообщества, занос на территорию государств-членов Сообщества массовых инфекционных заболеваний, опасных для людей, сельскохозяйственных животных и растений.


3. Основные направления пограничной политики государств-членов ЕврАзЭС


3.1. Обеспечение пограничной безопасности государств-членов Сообщества.

Обеспечение пограничной безопасности государств-членов Сообщества предполагает:

- создание и совершенствование нормативно-правовой базы по пограничным вопросам;

- осуществление на внешних границах всех видов контроля (паспортно-визовой, таможенный, иммиграционный, автогрузовой, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный);

- прогнозирование обстановки на территориях, прилегающих к внешним границам государств-членов Сообщества, выработку и реализацию мер по совершенствованию механизма принятия совместных решений.

3.2. Развитие межгосударственного и межрегионального пограничного сотрудничества государств-членов Сообщества.

Межгосударственное и межрегиональное пограничное сотрудничество предполагает:

формирование нормативной правовой базы государств-членов Сообщества в области межгосударственного и межрегионального пограничного сотрудничества;

сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, международным терроризмом, всеми видами контрабанды, незаконным оборотом оружия, наркотических и психотропных веществ, незаконной миграцией и другими правонарушениями;

Пограничное сотрудничество государств-членов Сообщества с государствами, не входящими в Сообщество, основывается на совпадении их интересов и направлено на последовательное углубление взаимодействия и координации совместных мер по решению пограничных проблем.

3.3. Международно-правовое оформление государственных границ государств-членов Сообщества.

Международно-правовое оформление государственных границ государств-членов Сообщества осуществляется на основе принципов международного права, зафиксированных в Уставе ООН, других международно-правовых документов, а также достигнутых межгосударственных соглашений по пограничным вопросам.

Государственные границы государств-членов Сообщества являются нерушимыми. Стороны последовательно придерживаются курса бесконфликтного завершения процесса территориального разграничения и международно-договорного оформления своих границ и отвергают любые территориальные притязания по отношению к ним со стороны сопредельных государств, а также попытки изменения существующей государственной границы в одностороннем порядке.

Государства-члены Сообщества оставляют за собой право принимать необходимые меры для защиты своих национальных интересов и коллективной пограничной безопасности на внешних границах государств-членов Сообщества.

3.4. Обеспечение социально-экономического и гуманитарного развития приграничных территорий государств-членов Сообщества осуществляется в интересах реализации их совместной пограничной политики и включает:

содействие укреплению экономических, социальных, культурных, гуманитарных и иных связей приграничных административно-территориальных образований государств-членов Сообщества;

сохранение государственного контроля за стратегическими ресурсами приграничных территорий;

участие в регулировании миграционных потоков;

поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев, сохранение и приумножение культурных и духовных ценностей населения, проживающего на приграничной территории, а также экономических, родственных и дружественных связей;

создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций на приграничных территориях, а в случае их возникновения совместное проведение необходимых мероприятий по защите населения и ликвидации последствий.

3.5. Организация совместных научных исследований в области пограничной политики, представляющих взаимный интерес и касающихся вопросов обеспечения пограничной безопасности государств-членов Сообщества.

Приоритетными направлениями научных исследований в области пограничной политики государств-членов Сообщества являются:

проблемы методологии и практики обеспечения пограничной безопасности государств-членов Сообщества;

изучение влияния геополитических факторов на характер реализации и защиты национальных интересов, пограничной безопасности государств-членов Сообщества;

выработка механизмов и путей мирного решения существующих пограничных проблем;

разработка политических, социально-экономических, военно-технических, информационных и гуманитарных аспектов современной пограничной политики;

совместные научные разработки новых технических средств охраны границы;

исследование основных направлений и путей обеспечения пограничной безопасности, совершенствование форм и способов охраны внешних границ.

3.6. Организация и проведение согласованных специальных операций по предупреждению, выявлению и пресечению контрабанды через границы государств-членов Сообщества.

3.7. Организация тесного взаимодействия и установление постоянных контактов органов управления ЕврАзЭС и создаваемых в рамках "Шанхайской организации сотрудничества" правоохранительных структур в реализации задач обеспечения экономической безопасности на внешних границах ЕврАзЭС и борьбы с контрабандой.

3.8. Проведение комплекса организационно-технических мероприятий по созданию в рамках ЕврАзЭС совместного информационно-аналитического центра и формированию объединенного банка данных о лицах, являющихся субъектами противоправной деятельности через внешние границы государств-членов Сообщества.


4. Реализация пограничной политики государств-членов ЕврАзЭС


Пограничная политика осуществляется в общей системе обеспечения национальной безопасности посредством скоординированной деятельности субъектов пограничной политики государств-членов Сообщества в соответствии с национальными законодательствами и полномочиями в этой сфере путем разработки и реализации целевой Программы, а также в процессе осуществления внешнеполитической, экономической, финансовой, гуманитарной и иной деятельности государств-членов Сообщества.

Органом государств-членов Сообщества, осуществляющим проведение согласованной пограничной политики, координацию деятельности пограничных служб по вопросам, требующим совместных действий, является Совет по пограничным вопросам государств-членов ЕврАзЭС.

Координацию деятельности государственных органов исполнительной власти государств-членов Сообщества по вопросам пограничной политики осуществляют их пограничные ведомства, в соответствии с их компетенцией, определяемой национальным законодательством.

Подготовка и переподготовка пограничных кадров осуществляется на основании двусторонних межгосударственных соглашений и при соблюдении национальных законодательств государств-членов Сообщества.

Основы пограничной политики могут дополняться и уточняться по взаимному согласию государств-членов ЕврАзЭС.



Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 13 мая 2002 г. N 55 "Об Основах пограничной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества"


Текст Решения опубликован в журнале "Информационный бюллетень ЕврАзЭС", 2003 г., N 3


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.