Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 г. N 76 "О практике реализации принципа "страны-назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле между государствами - членами ЕврАзЭС"

Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества
от 20 сентября 2002 г. N 76
"О практике реализации принципа "страны-назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле между государствами - членами ЕврАзЭС"


Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества решил:

1. Принять к сведению информацию Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества о практике реализации принципа "страны-назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле между государствами - членами ЕврАзЭС (прилагается).

2. Согласиться с направлением работы Совета руководителей налоговых служб и Совета руководителей таможенных служб по совершенствованию эффективности налогового и таможенного администрирования взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения".


Члены Межгосударственного Совета ЕврАзЭС:


От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
От Республики Таджикистан

Г.Новицкий
И.Тасмагамбетов
Н.Танаев
М.Касьянов
А.Акилов


Приложение

к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС

от 20 сентября 2002 г. N 76


Информация
о практике реализации принципа "страны назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле между государствами - членами ЕврАзЭС


Решением Глав государств "пятерки" в октябре 1999 года было признано целесообразным осуществить переход на международный принцип во взаимной торговле стран Таможенного союза, на основе Протокола о внесении изменений и дополнений к Соглашению о создании зоны свободной торговли. Указанный Протокол был принят в СНГ 2 апреля 1999 года (таблица 1).

Основой этого процесса стали разработанные и подписанные межправительственные соглашения, заключенные между странами СНГ, в том числе, и "пятерки", а также двусторонние межправительственные соглашения в 1998 - 2000 гг. (таблица 2).

Республика Беларусь применяет принцип "страны назначения" в торговле:

- с Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан с 18 ноября 1999 года, руководствуясь Соглашением о принципах взимания налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ от 25 ноября 1998 года;

- с Республикой Казахстан с 1 сентября 1999 года на основе двустороннего межправительственного соглашения.

В торговле с Российской Федерацией в соответствии с нормами Закона РБ "О налоге на добавленную стоимость" сохранен прежний принцип "страны происхождения".

Республика Казахстан применяет принцип "страны назначения" в торговле с Кыргызской Республикой с 18 декабря 1998 года, с Республикой Беларусь с 1 сентября 1999 года, с Республикой Таджикистан с 13 июля 2000 года, с Российской Федерацией с 1 июля 2001 года на основе двусторонних межправительственных соглашений.

Национальным законодательством Республики Казахстан при экспорте лома цветных и черных металлов ранее уплаченные суммы НДС экспортерам не возмещаются.

Кыргызская Республика применяет принцип "страны назначения" в торговле:

- с Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан с 18 ноября 1999 года, руководствуясь Соглашением о принципах взимания налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ от 25 ноября 1998 года;

- с Казахстаном с 18 декабря 1998 года, с Российской Федерацией с 1 января 2001 года на основе двусторонних межправительственных соглашений.

Национальным законодательством Кыргызской Республики при экспорте золотых сплавов и аффинированного золота ранее уплаченные суммы НДС экспортерам не возмещаются.

В соответствии с подписанными Российской Федерацией двусторонними Соглашениями вступил в действие принцип "страны назначения" в торговле с Кыргызстаном с 1 января 2001 года, с Казахстаном с 1 июля 2001 года.

Федеральным законом от 22.05.01 N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" предусмотрено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ (за исключением Республики Беларусь) переходит с 1 июля 2001 года, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерацией о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двухсторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" (за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа).

Налоговым Кодексом предусмотрено применение налоговой ставки 0 процентов в отношении товаров, реализуемых в режиме экспорта в государства-участники СНГ, и обложение налогом на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из этих государств.

В торговле с Республикой Беларусь сохранен прежний принцип "страны происхождения".

Таким образом, в настоящее время при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа), помещенных под таможенный режим экспорта и ввозимых в Казахстан, Киргизию, Таджикистан применяется порядок взимания налога на добавленную стоимость по принципу "страны назначения". При реализации любых товаров в Белоруссию, а также нефти, включая стабильный газовый конденсат, природный газ, в Казахстан, Киргизию и Таджикистан порядок взимания налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с принципом "страны происхождения".

Республика Таджикистан применяет принцип "страны назначения" в торговле:

- с Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой с 18 ноября 1999 года, руководствуясь Соглашением о принципах взимания налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ от 25 ноября 1998 года;

- с Республикой Казахстан с 13 июля 2000 года на основе двустороннего межправительственного Соглашения.

С Российской Федерацией с 1 июля 2001 года в соответствии с нормами статьи 189 Налогового кодекса Республики Таджикистан экспорт товаров (работ, услуг) облагается по нулевой ставке.

Практика применения во взаимной торговле стран ЕврАзЭС принципа взимания косвенных налогов по "стране назначения".

Предварительный анализ перехода на принцип взимания косвенных налогов во взаимной торговле стран ЕврАзЭС по "стране назначения" и многочисленные обращения хозяйствующих субъектов в правительства стран и в Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС высветили общие проблемы в его реализации, такие как:

- возмещение экспортерам из бюджета сумм НДС, ранее уплаченных при приобретении материальных ресурсов;

- рост экспортно-импортных цен;

- поставки экспортных товаров по ценам, включающим НДС и др.

Переход Беларуси на принцип "страны назначения" с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан не создал существенных проблем во взаимной торговле и исчислении косвенных налогов. Вместе с тем, по мнению белорусской Стороны, необходимо дальнейшее сотрудничество налоговых служб в вопросах, связанных с обоснованностью зачета (возврата) НДС в отношении поставок товаров (работ, услуг) между субъектами наших стран.

Республикой Беларусь отмечается, что переход с 2000 г. на зачетный метод исчисления НДС и сохранение принципа "страны происхождения" во взаимной торговле с Российской Федерацией создало определенные трудности при исчислении налога на добавленную стоимость и привело к потерям для бюджета Беларуси. Обусловлено это тем, что при экспорте товаров, изготовленных с использованием российского сырья, Беларусь производит зачет (возврат) НДС, уплаченного в бюджет России.

В связи с этим бюджет Республики Беларусь несет потери от возмещения сумм НДС по экспортируемым товарам, изготовленным из российского сырья.

Казахстанская сторона отмечает также следующие проблемы:

- при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД) юридические, а чаще физические лица-резиденты РК сталкиваются с отказом российской стороны отпускать товар по нулевой ставке НДС, объясняя это тем, что очень сложно подтвердить налоговым органам РФ осуществленный экспорт, и для возврата НДС требуется много времени, тем самым эти суммы НДС извлекаются из оборота;

- участники ВЭД сталкиваются с проблемой подтверждения экспорта. В налоговые органы в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса необходимо предоставлять копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе РК. Все эти документы не могут находиться у казахстанского экспортера, поэтому налоговые органы и сами участники ВЭД направляют запросы в таможенные органы, расположенные на границе с просьбой подтвердить прохождение груза через границу. Затрачивается дополнительно время, как у сотрудников таможенных органов, так и участников ВЭД;

- переработка товаров не подпадает под действие Соглашений о принципах взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения", импорт продуктов переработки подпадает под двойное налогообложение, что приводит к удорожанию импортируемой продукции.

Кыргызская сторона отмечает в качестве основной проблемы при реализации вышеназванных Соглашений отсутствие механизма взимания НДС при экспорте и импорте работ и услуг.

При переходе государств - членов ЕврАзЭС на принцип "страны назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле основной проблемой являлась несогласованность сроков введения в действие нового принципа взимания косвенных налогов.

Вследствие этого возникали следующие проблемы:

- товары, экспортируемые из отдельных государств - членов ЕврАзЭС с выделенным в счетах-фактурах НДС не облагались;

- товары, экспортируемые из отдельных государств - членов ЕврАзЭС облагались НДС, при этом выделенный НДС в счетах-фактурах не включался в основу для исчисления налогов;

- товары, экспортируемые из отдельных государств - членов ЕврАзЭС облагались НДС, при этом выделенный НДС в счетах-фактурах включался в основу для исчисления налогов.

Несогласованность в установлении сроков также повлияла на ряд обстоятельств, которые используются участниками ВЭД в целях уклонения от уплаты НДС, вследствие чего и экспортеры и импортеры были заинтересованы в искажении данных, заявляемых для таможенных органов для начисления НДС.

Российская сторона отмечает неясность в налогообложении операций по реализации стабильного и нестабильного газового конденсата между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕврАзЭС.

Соглашением о ТН ВЭД СНГ от 31 ноября 1995 года в товарной позиции 270900 значится нефть сырая, а по подсубпозиции 270900100 - газовый конденсат природный. Из чего следует, что понятие нефть охватывает, в том числе, газовый конденсат. ТН ВЭД СНГ не предусматривает отдельной позиции как для стабильного, так и для нестабильного газового конденсата.

Вместе с тем, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая ставка "0" процентов не применяется при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, который вывозится на территории государств - членов СНГ, в том числе ЕврАзЭС.

Фактически на практике складывается ситуация, когда невозможно к реализации стабильного и нестабильного газового конденсата применить различный порядок обложения налогом на добавленную стоимость.

В целях урегулирования указанной проблемы подписан Меморандум о взаимопонимании между Минфином России и Министерством государственных доходов Республики Казахстан от 9 октября 2001 года.

Указанные проблемы, наряду с несвоевременным уведомлением хозяйствующих субъектов о вступивших в силу межправительственных соглашениях и межведомственных нормативно-правовых актах привели к случаям двойного налогообложения экспортно-импортных операций, росту контрабанды и псевдоэкспорта, и как следствие к снижению товарооборота между странами ЕврАзЭС и потерям бюджетов.


Статистика взаимной торговли государств - членов ЕврАзЭС


Статистика взаимной торговли государств - членов ЕврАзЭС показывает, что общий экспорт стран ЕврАзЭС в 2001 году снизился на 2,5%, импорт вырос на 16,7%, однако во взаимной торговле экспорт вырос на 1,6% и импорт снизился на 0,2%. Общее сальдо в 2001 году осталось положительным, однако произошло его снижение на 15% по сравнению с 2000 годом. Сальдо во взаимной торговле осталось отрицательным, однако произошло его снижение на 33,0% по сравнению с предыдущим годом.

Внешняя торговля Казахстана выросла на 5,8%, в том числе со странами ЕврАзЭС на 9,5%, России - на 3,6% и 0,1% соответственно. Однако имело место снижение показателей внешней торговли в Беларуси, Кыргызстане, Таджикистане.

В Республике Беларусь товарооборот сократился в целом на 2,5%, со странами ЕврАзЭС на 2,0%, в Кыргызстане на 10,9%, а со странами ЕврАзЭС на 5,6%, в Таджикистане соответственно на 8,3% и 27,5%.

В I полугодии 2002 года во всех государствах ЕврАзЭС, за исключением Кыргызской Республики, отмечается существенное снижение внешнеторгового оборота со странами Сообщества. В Республике Беларусь при увеличении товарооборота в целом на 1%, с государствами ЕврАзЭС произошло снижение на 4%, в Казахстане общее снижение товарооборота составило 7%, со странами "пятерки" - 26%, в России соответственно - на 4% и 12%. В Таджикистане рост всего внешнеторгового оборота составил 6%, а товарооборот с государствами Сообщества снизился на 7%. В целом снижение внешнеторгового оборота государств - членов ЕврАзЭС во взаимной торговле в первом полугодии 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года составило 1703,7 млн. дол. США (таблица 3).

Взаимная торговля между странами ЕврАзЭС остается несбалансированной. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса Сообщества за первое полугодие 2002 года составило 389,3 млн. дол. США, в том числе по Республике Беларусь - (-647,6 млн. дол. США), Республике Казахстан - (-436,3 млн. дол. США), Кыргызской Республике - (-58,4 млн. дол. США), Республике Таджикистан - (-77,1 млн. дол. США). В Российской Федерации сальдо внешнеторгового баланса со странами ЕврАзЭС осталось положительным - 830,1 млн. дол. США, но снизилось по сравнению с 1 полугодием 2001 года на 14,2%.

Падение товарооборота Беларуси, Казахстана, России и Таджикистана в первом полугодии 2002 года и несбалансированность взаимной торговли стран ЕврАзЭС требуют проведения углубленного аналитического исследования.


О возмещении НДС


В соответствии с национальными налоговыми законодательствами в государствах - членах ЕврАзЭС применяется различный перечень документов, подтверждающих факт экспорта товаров для возмещения налога на добавленную стоимость.

В Республике Беларусь - 1. Контракт на поставку товаров или выполнение услуг. 2. ГТД на экспорт.

В Республике Казахстан - 1. Контракт на поставку товаров или выполнение услуг. 2. ГТД на экспорт. 3. Товаротранспортные документы. 4. Выписка банка о получении денежных средств. 5. Копия ГТД, оформленной в стране СНГ, на импорт товаров, вывезенных с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта.

В Кыргызской Республике - 1. Контракт на поставку товаров или выполнение услуг. 2. ГТД на экспорт. 3. Товаротранспортные документы. 4. Выписка банка о получении денежных средств. 5. Копии ГТД на импорт. 6. Сертификат страны происхождения.

В Российской Федерации - 1. Контракт на поставку товаров или выполнение услуг. 2. ГТД на экспорт. 3. Товаротранспортные документы. 4. Выписка банка о получении денежных средств.

В Республике Таджикистан - 1. Контракт на поставку товаров или выполнение услуг. 2. ГТД на экспорт. 3. Товаротранспортные документы. 4. Выписка банка о получении денежных средств.

Очевидно, необходимо унифицировать перечень документов, подтверждающих факт экспорта товаров для возмещения налога на добавленную стоимость в рамках ЕврАзЭС.

Вопросы унификации перечня документов, подтверждающих факт экспорта товаров, по мнению МНС России, могут быть решены при условии подписания на межгосударственном уровне единого Порядка документального подтверждения права на применение налоговых вычетов по НДС при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, между налогоплательщиками государств - членов ЕврАзЭС. В разрабатываемом документе необходимо предусмотреть унифицированный перечень документов, подтверждающих фактический экспорт товаров и право на применение налогоплательщиком-экспортером налоговых вычетов.

В то же время единый подход таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС в применении унифицированных перечней документов обеспечил бы более простой и в то же время надежный алгоритм организации обмена информацией между таможенными и налоговыми службами Сторон о товарах, перемещаемых во взаимной торговле, обеспечивая при этом необходимый уровень обоснованности решений по возмещению НДС экспортерам данных товаров.


Вопросы организации информационного обмена между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества.

По мнению российской Стороны особое внимание следует обратить на проблему, связанную с организацией обмена информацией по внешнеэкономическим операциям между налоговыми и таможенными органами государств - членов ЕврАзЭС.

Для учета и контроля за перемещением товаров по территории государств ЕврАзЭС и обеспечения поступлений в бюджет НДС при переходе на уплату налогов по принципу "страны назначения" немаловажно оперативное взаимодействие налоговых и таможенных служб по вопросам информационного обмена.

Ужесточение государственного контроля за перемещением товаров между странами ЕврАзЭС необходимо осуществлять, с одной стороны, путем унификации налогового законодательства в рамках ЕврАзЭС, а с другой стороны, путем повышения эффективности координации оперативно-информационной деятельности между налоговыми и таможенными органами государств Сообщества.

В этой связи 25 января 2002 года подписано межправительственное Соглашение "Об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества".

В целях практической реализации положений указанного Соглашения СРНС и СРТС создали Межведомственную рабочую группу по координации информационного взаимодействия по внешнеторговым операциям между налоговыми и таможенными службами государств - членов ЕврАзЭС. Указанной Межведомственной рабочей группе  поручено проанализировать состояние обмена информацией по внешнеторговым операциям между налоговыми и таможенными службами государств - членов ЕврАзЭС и по результатам анализа подготовить предложения по повышению эффективности на очередное совместное заседание Советов руководителей налоговых и таможенных служб.

Однако указанные меры запаздывают и не обеспечивают должного уровня информационного взаимодействия. Условия обмена информацией по внешнеторговым операциям при взимании косвенных налогов по принципу "страны назначения" по каналам связи должны быть согласованы в кратчайшее время как на двусторонней, так и многосторонней основе. Технологической основой для предлагаемых механизмов контроля должны стать информационно-телекоммуникационные системы налоговых и таможенных служб.

Данные информационного обмена по достоверному прохождению товаров через таможенные территории стран, по фактическому ввозу их на территории этих государств должны быть эффективно использованы в работе налоговых органов в качестве инструмента контроля по пресечению налоговых правонарушений и предотвращению лжеэкспорта. Например, в судебной практике при отстаивании позиции налоговых органов в части правомерности использования налогоплательщиком права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по экспортным операциям.

Так, обмен информацией между налоговыми органами на практике подтверждает взаимную заинтересованность и дает ощутимые результаты. По данным МНС России, за апрель 2001 - апрель 2002 гг. в налоговые органы стран ЕврАзЭС направлено 152 запроса (70% от общего количества) и получено 188 запросов (76% от общего количества). Это позволило в 2001 году отказать в незаконном возмещении НДС из российского бюджета на сумму 40 млн. рублей, увеличить налогооблагаемую базу доходов физических лиц более чем на 153 млн. рублей, а также произвести прочие доначисления в бюджет на сумму более 3 млн. рублей.


Предложения по повышению эффективности налогового и таможенного администрирования косвенных налогов по принципу "страны назначения".

Основной проблемой при реализации вышеназванных Соглашений по мнению всех Сторон является отсутствие механизма взимания НДС при экспорте и импорте работ и услуг.

Порядок применения косвенных налогов при оказании услуг определяются специальными статьями указанных двусторонних соглашений, нормами которых предусмотрено оформление отдельного протокола, регулирующего порядок их взимания. Однако до введения в действие такого Протокола работы и услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательствами Сторон.

В связи с вышеизложенным необходимо активизировать работу в этом направлении для скорейшего урегулирования возникших проблем.

Также необходимо решение вопроса о порядке налогообложения стабильного и нестабильного газового конденсата в рамках государств-членов ЕврАзЭС. Здесь также, как и в случае с услугами, необходимо принятие Протокола к соглашениям, регулирующим вопросы возврата НДС, уплаченного при приобретении нефти и применения НДС в отношении нестабильного конденсата. МНС России считает целесообразным активизировать переговорный процесс и ускорить процедуру подписания указанного Протокола, а также продолжить работу по урегулированию подобных проблем, возникших во взаимной торговле между Россией и государствами - членами ЕврАзЭС.

С целью повышения эффективности налогового и таможенного администрирования косвенных налогов по принципу "страны назначения", кыргызская Сторона считает целесообразным следующее:

1. Обязательное введение налогового сертификата на экспортируемые работы и услуги в рамках государств - членов ЕврАзЭС;

2. При взимании косвенных налогов по принципу "страны назначения" декларировать не только товарно-материальные ценности, но и услуги и нематериальные активы (лицензии, программное обеспечение и т. д.);

3. Принятие действенных мер по усилению борьбы с налоговым мошенничеством.

Для повышения эффективности налогового и таможенного администрирования косвенных налогов по принципу "страны назначения" по мнению казахстанской Стороны необходимо:

1. активизировать работу по унификации правил и установление унифицированного порядка определения таможенной стоимости товаров и контролю таможенной стоимости;

2. обмениваться ценовой информацией на примере цен заводов-изготовителей для объективного анализа таможенной стоимости и, как следствие этого, налогооблагаемой базы;

3. активизировать работу по обмену информацией инспекционной деятельности стран ЕврАзЭС по выявлению типовых моделей и схем ВЭД, позволяющих уклоняться от уплаты таможенных платежей и налогов;

4. разработать и внедрить систему приема и обработки реестров счетов-фактур. Основанием для регистрации в книге покупок должна являться таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС при таможенном оформлении.

Необходима активизация работы Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС по принятию:

- унифицированных правил таможенного оформления товаров, обращающихся во взаимной торговле государств - членов ЕврАзЭС (Решение N 111 от 6 июля 2001 года, г. Астана).

Указанные Правила предусматривают порядок, при котором в ходе таможенного оформления товаров, как в стране отправления, так и в стране назначения используется дополнительный экземпляр, либо копия ГТД. Данными правилами предусмотрено то, что ГТД будет оформляться таможней страны отправления и вместе с товаром следовать до таможни страны назначения. При этом таможенные органы, в регионах деятельности которых расположены пункты пропуска на границе, будут контролировать фактическое прохождение товаров и делать соответствующие отметки в ГТД.

- проекта Протокола об организации обмена информацией о перемещении товаров и транспортных средств между таможенными органами государств-членов ЕврАзЭС (Решение N # от 6 июля 2001 года, г. Астана).

Данный проект позволит обеспечить оперативный обмен информацией между таможенными службами, создаст условия для таможенного контроля, обеспечит полноту взимания платежей в бюджет.

Секретариату Интеграционного Комитета ЕврАзЭС необходимо совместно с СРНС и СРТС направить свою работу на:

- решение проблем организационного, методологического и др. характера, возникших в связи с переходом на принцип "страны назначения" при взимании косвенных налогов;

- повышение эффективности налогового и таможенного администрирования взимания косвенных налогов по принципу "страны назначения";

- организацию эффективного информационного обмена между налоговыми и таможенными службами государств-членов ЕврАзЭС;

- создание механизма взимания НДС при экспорте и импорте работ и услуг;

- осуществление разработки и принятия совместных мероприятий налоговых и таможенных служб, направленных на увеличение поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей, эффективное раскрытие и предотвращение экономических правонарушений.



Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 20 сентября 2002 г. N 76 "О практике реализации принципа "страны-назначения" при взимании косвенных налогов во взаимной торговле между государствами - членами ЕврАзЭС"


Текст решения опубликован в журнале "Информационный бюллетень ЕврАзЭС", 2002 г., N 4


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.