Решение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 26 апреля 2003 г. N 215 "О ежегодном Отчете о работе Совета по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС" (г.Душанбе)

Решение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 26 апреля 2003 г. N 215
"О ежегодном Отчете о работе Совета по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС"
(г.Душанбе)


Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества решил:

1. Принять к сведению Информацию о состоянии процессов интеграции транспортных комплексов государств - членов ЕврАзЭС и Отчет о работе Совета по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС в 2002 году (прилагаются).

2. Определить приоритетными задачами Совета по транспортной политике на период до 2005 года:

- принятие мер по снижению уровня транспортной составляющей в цене перевозимых грузов;

- обеспечение благоприятных условий для осуществления международных перевозок пассажиров и грузов;

- эффективное использование возможностей международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств - членов ЕврАзЭС.


Члены Интеграционного Комитета ЕврАзЭС:


От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
От Республики Таджикистан

В.Григорьев
К.Масимов
Б.Мамбетов
В.Христенко
Х.Тураджонзода


Приложение N 1

к Решению Интеграционного

Комитета ЕврАзЭС

от 26 апреля 2003 г. N 215


Информация
о состоянии процессов интеграции транспортных комплексов государств - членов ЕврАзЭС


Одной из приоритетных задач Евразийского экономического сообщества является формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы.

Ее реализация осуществляется государствами Сообщества в рамках Соглашения о формировании Транспортного союза, принятого 22 января 1998 года.

За время, прошедшее с момента вступления в силу указанного Соглашения, компетентными органами Сторон проведена определенная работа по выполнению его положений. В то же время остается еще много нерешенных вопросов, препятствующих развитию взаимовыгодного сотрудничества в транспортной сфере. В настоящей информации представлен анализ текущего состояния интеграционных процессов в транспортном комплексе государств - членов Сообщества.


Законодательная база транспортного взаимодействия


Необходимым условием осуществления единой транспортной политики в рамках Сообщества является идентичность законодательных баз государств - членов ЕврАзЭС, регулирующих деятельности транспортных комплексов.

К сожалению, в настоящее время из-за существующих различий в национальных транспортных законодательных и иных нормативных правовых актах не всегда эффективно используются имеющиеся возможности активизации сотрудничества в транспортной сфере.

Для предметного изучения этой проблемы планируется провести сравнительно-правовой анализ действующих национальных законодательных актов в области транспорта на предмет их соответствия положениям заключенных между государствами Сообщества договоров. Подготовлено соответствующее Техническое задание по этому вопросу Комиссии по унификации транспортных законодательств, созданной при Совете по транспортной политике. Рекомендации Комиссии по гармонизации транспортного законодательства государств - членов ЕврАзЭС после их обсуждения на Совете будут внесены на рассмотрение органов управления интеграцией ЕврАзЭС.


Автомобильный транспорт


Анализ показывает, что в автомобильном сообщении между государствами - членами ЕврАзЭС и транзитом через их территории много нерешенных вопросов, которые оказывают негативное влияние на развития торгово-экономических отношений между ними и с третьими странами.

Главной проблемой для автомобильного транспорта, осуществляющего международные грузовые перевозки внутри территорий государств - участников Транспортного союза, является применение государствами - членами ЕврАзЭС, за исключением Российской Федерации, разрешительной системы на въезд/выезд и транзитный проезд по своим территориям.

Передвижению автотранспортных средств внутри территорий государств - участников Транспортного союза также препятствуют устанавливаемые на местах органами исполнительной власти нефизические барьеры, такие как экологические сборы, плата за пользование транспортной инфраструктурой, другие административные ограничения.

В целях устранения этих проблем и обеспечения благоприятных условий для перемещения автотранспортных средств по территориям государств - участников Транспортного союза в ноябре 1998 года главами правительств государств - членов ЕврАзЭС принято Соглашение о международном автомобильном сообщении.

Согласно положениям этого документа перевозки грузов автомобильным транспортом между территориями государств Сторон, или транзитом внутри Транспортного союза через их территории, должны осуществляться на безразрешительной основе, освобождаться от налогов и сборов, связанных с использованием или содержанием дорог, им обеспечиваться равные условия с национальными перевозчиками.

Однако это важное Соглашение пока не вступило в силу и действует в части, не противоречащей национальным законодательствам. По состоянию на 20 ноября 2002 года Республика Беларусь и Республика Казахстан не выполнили по нему необходимые внутригосударственные процедуры. На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств в сентябре т.г. по данному вопросу принято решение о завершении указанными государствами в возможно короткие сроки внутригосударственных процедур, позволяющих Соглашению обрести законную силу.

Другой серьезной проблемой, стоящей на пути международного автомобильного сообщения, является отсутствие в рамках ЕврАзЭС согласованной политики по установлению единых требований к транспортным коммуникациям, нагрузкам и габаритам автотранспортных средств. Это объясняется главным образом состоянием автомобильных дорог стран Сообщества, содержанию которых в последние годы не во всех государствах уделялось должное внимание.

По качеству многие автомобильные магистрали, в том числе входящие в международные транспортные коридоры, не соответствуют международным стандартам. Дороги, построенные с расчетом устаревших требований нагрузки, до 6 тонн на ось, нуждаются в усилении дорожного покрытия, расширении проезжей части. Указанные факторы ограничивают технические параметры транспортных средств, скорость движения автомобилей, их максимальную загрузку, увеличивают срок доставки грузов потребителю, и тем самым, приводят к повышению стоимости перевозок.

Также не на всех международных автотранспортных маршрутах сервисное обслуживание соответствует международным нормам. На них недостаточное количество пунктов ремонта, гостиничных комплексов, заправочных станций.

Советом по транспортной политике готовится Перечень международных автомобильных дорог государств Сообщества, которые предлагается в приоритетном порядке довести до уровня международных стандартов. Это, несомненно, позволило бы максимально использовать огромный транзитный потенциал стран ЕврАзЭС.

Срок доставки грузов потребителям и стоимость перевозки в определенной степени увеличивается и из-за продолжительности проведения таможенного, пограничного, фитосанитарного и других видов контроля автотранспортных средств. В связи с этим в настоящее время Советом по транспортной политике прорабатывается вопрос о внедрении на межгосударственных контрольных постах принципа "две границы - одна остановка".

Совет по транспортной политике также работает над подготовкой предложений по выработке согласованного порядка и организации контроля за въездом/выездом всех транспортных средств, включая транспортные средства государств, не являющихся участниками Транспортного союза, на внешних границах государств - членов ЕврАзЭС с третьими странами.


Железнодорожный транспорт


Этот вид транспорта является наиболее экономичным наземным видом транспорта, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров на дальние расстояния. На его долю в странах ЕврАзЭС приходится до 80 процентов грузовых и 45 процентов пассажирских перевозок.

Интеграционное взаимодействие государств - членов Евразийского экономического сообщества в данной сфере направлено на проведение согласованной политики в области развития железнодорожного транспорта, снижение транспортной составляющей в стоимости перевозимых грузов, что в конечном итоге создает условия для устойчивого роста национальных экономик.

Сотрудничество стран Сообщества в области железнодорожного транспорта в основном осуществляется в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ и стран Балтии (СЖТ), Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

К позитивным моментам интеграции в области железнодорожного транспорта государств - членов ЕврАзЭС можно отнести сохранение ими единого технико-технологического режима работы. На железных дорогах применяются единые положения Правил технической эксплуатации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе. Созданы и функционируют автоматизированный банк данных грузовых вагонов и контейнеров, приняты Правила эксплуатации, полномерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств. Ежегодно ведется разработка графика движения и плана формирования поездов в международном сообщении.

В то же время в вопросе сотрудничества на железнодорожном транспорте имеется ряд серьезных проблем, решение которых способствовало бы стимулированию развития реального сектора национальных экономик и активизации экономических и хозяйственных связей между государствами Сообщества.

Речь, прежде всего, идет о согласованной тарифной политике, способной обеспечить более высокую загрузку железнодорожных магистралей. Сохранение высоких тарифов в межгосударственном сообщении, по сравнению с внутригосударственными тарифами, препятствует увеличению товарооборота не только между государствами ЕврАзЭС, но и с третьими странами. Принятая в 1996 году главами правительств СНГ Концепция установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте требует конкретизации применительно стран Евразийского экономического сообщества, нацеленных на более тесную экономическую интеграцию.

В этих целях, по поручению Межгосударственного Совета от 26 октября 1999 года, ведется работа по согласованию конкурентоспособных сквозных тарифных ставок на перевозки грузов между государствами - членами ЕврАзЭС на взаимовыгодной основе. Рабочей группой разработан проект Соглашения об общих принципах применения железнодорожных тарифов, единых для государств - членов Сообщества, предусматривающий создание и использование единой тарифной базы при перевозках грузов в межгосударственном железнодорожном сообщении, согласованный порядок установления сквозных тарифных ставок. Этот документ одобрен на Совете по транспортной политике и внесен на рассмотрение Комиссии Постоянных представителей.

Нуждается в своем решении и социально значимая проблема - ликвидация различий в оплате проезда пассажиров во внутреннем и межгосударственном сообщениях. В настоящее время для снижения платы за проезд в 2-3 раза пассажиры вынуждены делать пересадку в одном из стыковых пунктов между государствами. Этот вопрос, по мнению Совета, следует рассмотреть на межгосударственном уровне, где договориться о применении равной стоимости проезда для всех граждан государств - участников Транспортного союза.

Проблемой, существенно снижающей скорость доставки грузов, является и сокращение времени обработки поездов на пограничных стыковых пунктах. Выход из ситуации представляется в разработке и принятие межгосударственного документа, позволяющего упростить выполнение таможенных, пограничных и других контрольных процедур на внутренних границах стран Сообщества и проводить совместный досмотр.


Воздушный транспорт


Сотрудничество государств - членов ЕврАзЭС в области воздушного транспорта осуществляется в основном в рамках Межгосударственного авиационного комитета СНГ и Международной организации гражданской авиации, а также на основе заключенных двухсторонних соглашений.

В вопросах взаимодействия гражданской авиации стран Сообщества требуют внимания следующие проблемы:

Соглашение о формировании Транспортного союза предусматривает Сторонами реализацию мер по установлению размеров аэропортовых, а также аэронавигационных сборов для авиакомпаний государств - участников Транспортного союза по ставкам, определенным для своих национальных авиаперевозчиков. Однако эта работа пока не начата. Государствами - членами ЕврАзЭС применяются различные размеры оплаты, для национальных авиаперевозчиков и для авиакомпаний других государств, за использование аэропортов и организацию воздушного движения.

В ряде случаев, отдельные авиационные администрации, в частности Российской Федерации и Республики Казахстан, используя географическое положение своих государств для получения дополнительной прибыли, предоставляют более протяженные воздушные трассы воздушным судам других государств.

Совет по транспортной политике в пределах своей компетенции намерен работать над решением этих и других проблем.


Использование международных транспортных коридоров


Географическое положение государств - членов ЕврАзЭС, между европейскими государствами и странами азиатско-тихоокеанского региона и юго-восточной Азии, обуславливает высокий транспортно-транзитный потенциал. Для сопряжения сети транспортных коридоров, проходящих по территориям государств - членов ЕврАзЭС, с магистралями этих стран в рамках Сообщества изучается вопрос о целесообразности продления панъевропейского транспортного коридора N 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород) в направлении Казахстан - КНР, присоединения к Соглашению о международном транспортном коридоре "Север - Юг", заключенному между правительствами России, Индии и Ирана, других государств - членов ЕврАзЭС.

Государства - члены ЕврАзЭС проводят активную работу по совместному исследованию конъюнктуры международного рынка транспортных услуг и прогнозированию основных евроазиатских и трансазиатских грузопотоков. В этих целях организован пробный пропуск контейнерного поезда по маршруту Китай - Казахстан - Россия - Беларусь - Польша - Германия, подтвердивший возможность практического осуществления регулярного движения контейнерных поездов по этому маршруту в составах до 50 вагонов. В настоящее время заинтересованными ведомствами стран - участниц данного маршрута осуществляется работа по согласованию тарифов и графика движения контейнерных поездов.


Приложение N 2

к Решению Интеграционного

Комитета ЕврАзЭС

от 26 апреля 2003 г. N 215


Отчет
о работе Совета по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС в 2002 году


Совет по транспортной политике создан решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 25 января, а Положение о Совете утверждено Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС в апреле 2002 года.

За отчетный период проведено три заседания Совета, где рассматривались более 20 вопросов, связанных с деятельностью Совета и транспортных министерств государств Сообщества по выполнению директив органов управления интеграцией ЕврАзЭС.

Решены организационные вопросы функционирования Совета. Приняты Регламент и План работы данного органа, избраны Председатель Совета (Франк С.О. - Министр транспорта Российской Федерации), его заместитель (Нагманов К.И. - Министр транспорта и коммуникаций Республики Казахстан) и Ответственный секретарь.

Для подготовки проектов документов, касающихся взаимодействия стран ЕврАзЭС в транспортной сфере, при Совете созданы постоянно действующие комиссии по транспортным тарифам и по гармонизации транспортных законодательств государств - членов ЕврАзЭС, рабочая группа по согласованию политики по развитию транспортных коридоров, утверждены их составы и Положение.

Основное внимание Совета за прошедшее время было уделено вопросам реализации положений Соглашения между государствами ЕврАзЭС о формировании Транспортного союза от 22 января 1998 года. Совет, рассмотрев ход выполнения Соглашения и обсудив имеющиеся проблемы, пришел к выводу, что для комплексного решения определенных в этом документе задач необходимо участие в их осуществлении других сопричастных министерств и ведомств государств Сообщества. В этих целях признано целесообразным разработать и представить на утверждение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств План совместных действий государств ЕврАзЭС по формированию Транспортного союза на 2002 - 2005 гг. На третьем заседании Совета проект документа одобрен и было рекомендовано внести его на рассмотрение Интеграционного Комитета.

Учитывая, что одной из основных целей формирования Транспортного союза является обеспечение беспрепятственного передвижения транспортных средств и перевозок пассажиров и грузов между его государствами-участниками и транзитом по их территориям, Совет дважды рассматривал ход выполнения Республикой Беларусь и Республикой Казахстан внутригосударственных процедур по вступлению в силу Соглашения о международном автомобильном сообщении от 24 ноября 1998 года. Этот документ, подписанный главами правительств ЕврАзЭС, предусматривает безразрешительный порядок осуществления перевозок грузов автотранспортными средствами между территориями государств Сообщества или транзитом внутри Транспортного союза через их территории. По предложению Совета, данный вопрос обсуждался в сентябре 2002 года на заседании Межгосударственного совета на уровне глав правительств, где принято решение о завершении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в кратчайшие сроки выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу указанного Соглашения.

В настоящее время в Республике Казахстан продолжается такая работа, а Республика Беларусь пока не представила информацию.

Наряду с этим на Совете рассмотрен вопрос об устранении имеющихся нефизических препятствий (барьеров), мешающих осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом между государствами - членами ЕврАзЭС и транзитом через их территории. Предложено, поручить Рабочей группе по согласованию политики по развитию транспортных коридоров подготовить аналитическую записку о существующих барьерах при международных автомобильных перевозках, снятие которых не входит в компетенцию органов государственного управления транспортом стран Сообщества, с аргументированными предложениями об их устранении, и внести ее на рассмотрение очередного заседания Совета.

В центре внимание Совета за отчетный период также находились проблемы, связанные с формированием общего рынка автотранспортных услуг государств ЕврАзЭС. По поручению Совета полномочные представители транспортных министерств стран Сообщества изучили и определили Перечень проблемных вопросов, имеющихся в этой сфере и дали предложения по их решению. Ход их реализации находится под постоянным контролем членов Совета.

Одной из основных задач Совета за отчетный период была выработка согласованных позиций стран Сообщества по снижению уровня транспортной составляющей в цене продукции, путем формирования взаимовыгодных конкурентоспособных тарифных ставок на железнодорожном транспорте, осуществляющем основные массовые перевозки грузов. Решение данного вопроса значительно активизировало бы торгово-экономические отношения между государствами - членами ЕврАзЭС. В связи с этим был разработан проект Соглашения об общих принципах железнодорожных тарифов, единых для государств - членов ЕврАзЭС, который обсужден на третьем заседании Совета, и принято решение о его внесении на рассмотрение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.

Эффективное использование транзитных возможностей транспортных коридоров государств Сообщества также было предметом обсуждения на заседаниях Совета. Идет работа по изучению целесообразности продления Панъевропейского транспортного коридора N 2 в направлении Казахстан - Китай и присоединения государств - членов ЕврАзЭС к Соглашению о международном транспортном коридоре "Север - Юг".

Начата работа по подготовке проекта Программы формирования Единого транспортного пространства государств - членов ЕврАзЭС.

Для совместного обсуждения и решения общих проблем налажено сотрудничество с рядом международных транспортных организацией, в частности с Межправительственным Советом дорожников СНГ, Исполкомом Координационного транспортного совещания СНГ и Международным союзом автомобильного транспорта. В заседаниях Совета активное участие принимают и национальные транспортные ассоциации.

В 2003 году Совет свое основное внимание планирует акцентировать на тех вопросах, решение которых способствует углублению интеграционных процессов в Евразийском экономическом сообществе. Будет также продолжена работа по унификации железнодорожных тарифов, обеспечению беспрепятственного передвижения транспортных средств между государствами - членами ЕврАзЭС и транзитом через их территории.



Решение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 26 апреля 2003 г. N 215 "О ежегодном Отчете о работе Совета по транспортной политике при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС" (г.Душанбе)


Текст решения опубликован в журнале "Информационный бюллетень ЕврАзЭС", 2003 г., N 5


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.