Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) решил:
1. Принять Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 годы (прилагается).
2. Правительствам государств - членов ЕврАзЭС совместно с Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС до 1 сентября 2003 г. подготовить дополнения и изменения к документу, указанному в пункте 1 настоящего Решения и внести их на рассмотрение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) в рабочем порядке.
Члены Межгосударственного Совета ЕврАзЭС:
От Республики Беларусь |
А.Лукашенко |
Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 гг.
(приняты решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 года N 112)
Настоящий документ разработан на основе доклада Председателя Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества Н.А.Назарбаева "О положении дел в Евразийском экономическом сообществе и предложениях по ускорению интеграционного сотрудничества", выступлений руководителей правительств государств ЕврАзЭС на первом Экономическом форуме ЕврАзЭС, состоявшемся 19 - 20 февраля 2003 года, предложений правительств Сторон и органов Сообщества.
Реализация положений данного документа позволит повысить эффективность формирования Единого экономического пространства с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия, реализовать совместными усилиями общие выгоды и национальные интересы его участников, развивать общий рынок Сообщества за счет объединения национальных рынков, обеспечить совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран, усилить потенциал противодействия общим экономическим угрозам, в частности связанным с обострением международной конкуренции, обусловленной развитием процесса глобализации в мировой экономике, сформировать льготные условия для движения внутри общего рынка товаров, услуг капиталов и рабочей силы.
Государства - члены ЕврАзЭС определили следующие основные направления интеграционного сотрудничества на 2003 - 2006 годы:
1. Формирование таможенного союза и единой таможенной территории является одной из главных целей создания ЕврАзЭС и предполагает скоординированное движение по пути унификации внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение согласованной пограничной политики.
а) В области внешнеторговой политики:
- обеспечить эффективное взаимодействие государств - членов ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к ВТО;
- разработать и принять механизмы, исключающие применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле;
- активизировать формирование Общего таможенного тарифа Сообщества;
- унифицировать торговые режимы государств - членов ЕврАзЭС в отношении третьих стран, включая согласованное введение изъятий из режима свободной торговли с государствами - участниками СНГ, не входящими в ЕврАзЭС, и их последовательную отмену;
- ускорить работу по гармонизации законодательства государств - членов Сообщества в сфере технического регулирования;
- выработать единые правила конкуренции и применения субсидий, создать условия для добросовестной конкуренции;
б) В области таможенного дела:
- обеспечить принятие унифицированных таможенных кодексов, подготовить Основы таможенного законодательства государств - членов ЕврАзЭС;
- активизировать работу по формированию согласованной технической политики таможенных служб, упрощению и гармонизации таможенных процедур;
- принять меры по созданию единой автоматизированной информационной системы таможенных служб государств - членов ЕврАзЭС, ориентируясь в перспективе на формирование общей системы управления таможенным делом;
- наращивать усилия по реализации совместных мер борьбы с контрабандой;
- обеспечить экономическую безопасность на внешних границах государств - членов ЕврАзЭС, реализовать Программу обустройства пунктов пропуска;
- совершенствовать совместную работу по подготовке высокопрофессиональных таможенных кадров в соответствии с международными стандартами и требованиями.
в) В области пограничной политики:
- активизировать взаимодействие пограничных служб по реализации Основ пограничной политики государств - членов ЕврАзЭС, выработке согласованных мер в борьбе с преступностью и терроризмом, незаконной миграцией граждан третьих стран, проникновением наркотических средств и оружия на территорию государств - членов ЕврАзЭС;
- принять меры по усилению координации действий при организации системы безопасности и охраны государственных границ, устранению фрагментарности пограничного контроля на внешних границах ЕврАзЭС;
- разработать проект Комплексной целевой программы по укреплению и обустройству внешних границ государств - членов ЕврАзЭС;
- обеспечить реализацию Договора о сотрудничестве в охране внешних границ государств - членов ЕврАзЭС.
2. Проведение согласованной экономической политики:
- обеспечить согласование действий по проведению экономических реформ государств ЕврАзЭС посредством оказания взаимопомощи в проведении экономических реформ, разработке программ технического содействия, проведении консультаций, обучающих семинаров и т.д.;
- приступить к разработке механизма согласования интересов на основе компенсационного принципа решения спорных вопросов и стимулирования государств - членов Сообщества;
- активизировать действия по реализации Основных направлений проведения согласованной структурной перестройки экономик государств - членов ЕврАзЭС, утвержденных Решением Межгоссовета от 10 октября 2000 года N 81.
3. Активизация взаимодействия в реальном секторе экономики.
Взаимодействие в реальном секторе экономики должно стать основой интеграционного развития Сообщества. Необходимо перейти от общих и организационных вопросов к решению конкретных задач:
- активизировать деятельность правительств государств - членов Сообщества по формированию и реализации конкретных инвестиционных проектов и программ в приоритетных отраслях экономики;
- завершить подготовку организационно-правовой базы по разработке и реализации межгосударственных целевых программ и проектов, отрегулировать механизмы их финансирования за счет национальных бюджетов государств - членов ЕврАзЭС, бюджета Сообщества и внебюджетных источников, в том числе за счет создания различных фондов;
- шире вовлекать представителей деловых кругов в интеграционные процессы, активно использовать потенциал Ассоциации "Деловой совет ЕврАзЭС" с учетом рекомендаций первого Экономического форума ЕврАзЭС.
4. Совместное развитие энергетического рынка:
- продолжить целенаправленные действия по совместному развитию энергетического рынка и созданию единой энергосистемы Сообщества, в том числе путем обеспечения равного свободного доступа к магистральным электрическим сетям энергосистем государств - членов ЕврАзЭС, формирования прозрачного рыночного механизма ценообразования на электроэнергию и услуги по ее передаче (транзиту) по электрическим сетям;
- развивать сотрудничество в гидроэнергетике, что позволит решить проблему водопользования в регионе Центральной Азии;
- активизировать работу по унификации национальных законодательств в области энергетики, составлению топливно-энергетического баланса государств Сообщества, совместному освоению энергетических проектов;
- разработать программы развития сотрудничества в электроэнергетическом, угольном, нефтяном и газовом секторах, включая вопросы транспортировки энергоресурсов;
5. Формирование Транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС:
- ускорить разработку и реализацию проекта Программы формирования Единого транспортного пространства государств - участников ЕврАзЭС;
- предпринять скоординированные и целенаправленные усилия по созданию и развитию сети международных транспортных коридоров, проходящих по территориям стран ЕврАзЭС, в интересах всех участников Сообщества и с учетом основных тенденций развития мировой транспортной системы;
- ускорить присоединение всех государств - участников ЕврАзЭС к Соглашению о международном транспортном коридоре "Север-Юг";
- активизировать сотрудничество в области автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта;
- ускорить принятие и реализацию Соглашения об общих принципах применения железнодорожных тарифов, единых для государств - участников ЕврАзЭС, предусматривающего создание единой тарифной базы и оптимальных тарифных условий.
6. Взаимодействие в агропромышленном секторе.
Для эффективного использования продовольственного потенциала государств - членов ЕврАзЭС:
- проводить согласованную аграрную политику в целях формирования общего аграрного рынка ЕврАзЭС;
- разработать проекты и программы взаимодействия по отдельным сегментам аграрного рынка;
- разработать механизм взаимодействия в агропромышленном секторе стран Сообщества, обратив особое внимание на устранение барьеров в торговле сельскохозяйственной продукцией, продовольствием и сельскохозяйственной техникой.
7. Формирование общего рынка капитала:
- активизировать работу по стабилизации национальных валют, сближению показателей инфляции и бюджетного дефицита в государствах Сообщества;
- сформировать механизм согласования обменных курсов национальных валют и разработать режим их совместного регулирования;
- продолжить работу по формированию интегрированного валютного рынка;
- создать условия для расширения использования национальных валют во внешнеторговых платежах и расчетах и формирования на их основе общей платежной системы;
- усилить координацию действий по согласованию валютной политики, постепенно снимая барьеры на движение капитала внутри Сообщества и унифицируя правила ввоза (вывоза) капитала в третьи страны, как для физических, так и для юридических лиц.
8. Взаимодействие в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики:
- в целях формирования согласованной социальной политики приступить к разработке системы индикаторов социального развития Сообщества на основе сравнительного анализа национальных законодательств в социальной сфере;
- ускорить разработку принципов регулирования трудовой миграции и повышения трудовой мобильности населения государств - членов Сообщества, обеспечив свободное перемещение граждан на основе простых, ясных и понятных всем мер контроля за миграцией населения;
- продолжить работу по формированию общего образовательного пространства, обеспечению равных условий для поступления в учебные заведения, взаимному признанию документов об образовании, ученых степенях и званиях.
В целях достижения полноценной реализации достигнутых в рамках Сообщества договоренностей государства - члены ЕврАзЭС, признавая сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества одним из приоритетов национальной внешнеэкономической политики стран ЕврАзЭС:
будут предусматривать меры по дальнейшему развитию Сообщества в политических документах стратегического характера - Ежегодных посланиях президентов и программных документах правительств государств - членов ЕврАзЭС;
поручат правительствам государств - членов ЕврАзЭС совместно с Интеграционным Комитетом подготовить Решение Межгосударственного Совета (на уровне глав государств) о передаче органам интеграции части национальных полномочий государств - членов ЕврАзЭС по вопросам формирования и регулирования внешнеторговой политики;
разработают совместно с органами Сообщества организационно-правовой механизм реализации и контроля за выполнением принятых договоров и решений;
примут все необходимые меры для реализации Приоритетных направлений сотрудничества на 2003 - 2006 годы, включат их в свои национальные программы межгосударственного экономического сотрудничества и планы работы правительств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 г. N 112 "О Приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 годы, подготовленных на основе доклада Председателя Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества Н.А.Назарбаева "О положении дел в Евразийском экономическом сообществе и предложениях по ускорению интеграционного сотрудничества"" (г.Душанбе)
Текст решения опубликован в журнале "Информационный бюллетень ЕврАзЭС", 2003 г., N 5