Решение Верховного Суда РФ от 27 марта 1998 г. N ГКПИ98-6 О признании незаконным и не подлежащим применению со дня его издания Порядка предоставления и оформления документов для назначения пенсий, утв. Министерством труда РФ от 13 августа 1992 г. N 1654-РБ и Министерством социальной защиты населения РФ от 14 августа 1992 г. N 1-2761-18

Решение Верховного Суда РФ от 27 марта 1998 г. N ГКПИ98-6

 

Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании незаконными п. 2, п. 12 "Порядка предоставления и оформления документов для назначения пенсий", утвержденного Министерством труда Российской Федерации от 13 августа 1992 г. N 1654-РВ и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 2761-18 установил:

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "1654-РВ" имеется в виду "1654-рб", "2761-18" имеется в виду "1-2761-18"

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что п. 2 и п. 12 Порядка предоставления и оформления документов для назначения пенсий противоречат, по его мнению, ст. 6 Закона Российской Федерации от 20.11.90 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и ст. 3 Закона Российской Федерации 25.06.93 г. "О правах граждан Российской Федерации на свободу передвижения, места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

П. сослался на то, что положения оспариваемых им пунктов "Порядка предоставления и оформления документов для назначения пенсий" ущемляют его право на пенсионное обеспечение.

Представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации С. с требованиями П. не согласилась и просила суд оставить их без удовлетворения, пояснив при этом, что положения оспариваемых пунктов Порядка... не ущемляют прав заявителя и других граждан, так как не противоречат Закону.

"Порядок предоставления и оформления документов для назначения пенсий" утвержден в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР от 06.09.91 г. N 986-Р.

С. пояснила в суде, что Порядок не нуждался в государственной регистрации, так как его положения не затрагивают прав и интересов граждан.

П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражая против единоличного рассмотрения дела судей (л.д. 15).

Выслушав объяснения представителя Министерства труда и социального развития Российской Федерации С., представителя Министерства юстиции Российской Федерации В., заключение прокурора Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 05.12.91 г. "О Министерстве юстиции" в целях обеспечения прав и свобод граждан на Министерство юстиции была возложена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, закрепляющих права и свободы граждан или носящих межведомственный характер.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", было утверждено Положение о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов".

П. 2, п. 3 указанного Положения установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, независимо от срока действия (постоянные или временные) и характера содержащихся в них сведений.

Подлежащие государственной регистрации акты министерств и ведомств Российской Федерации после их подписания (утверждения) руководителем министерства, ведомства, представляется в 3-х экземплярах в Министерство юстиции Российской Федерации.

П. 7 указанного Положения прямо предусмотрено, что ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им номера государственной регистрации.

Обязательность государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан в Министерстве юстиции Российской Федерации установлена и последующими Указами Президента Российской Федерации N 104 от 21.01.93 г. "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации", N 763 от 23.05.96 г.

В судебном заседании достоверно установлено, что "Порядок представления и оформления документов для назначения пенсий", утвержденный Министерством труда и Министерством социальной защиты населения 13-14 августа 1998 г. (в период действия указанного постановления Правительства Российской Федерации N 305 от 08.05.92 г.), в нарушение действующего законодательства, как затрагивающий права и законные интересы граждан, не прошел в установленном порядке регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. Не зарегистрирован указанный акт и официально не опубликован и на день рассмотрения дела в суде.

Этого обстоятельства не отрицала в судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации С., и оно подтверждается объяснением в судебном заседании представителя Министерства юстиции Российской Федерации В.

Представитель Министерства труда и социального развития Российской Федерации С. не отрицала, что указанный Порядок является нормативным актом, в то же время ссылаетесь на то, что этот акт не нуждался в государственной регистрации, так как, по ее мнению, он не затрагивает прав и законных интересов граждан.

Суд считает, что довод С. в указанной части неоснователен. Из текста и содержания Порядка усматривается, что этот акт является нормативным, правовым, он затрагивает права, законные интересы граждан. Это обстоятельство подтвердила и представитель Министерства юстиции Российской Федерации В. - Первый Заместитель Руководителя Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что названный выше Порядок нельзя признать законным.

Суд при разрешении данного заявления считает возможным не входить в обсуждение вопроса о несоответствии отдельных пунктов обжалуемого акта действующему законодательству, так как эти вопросы могут быть разрешены при предоставлении нормативного акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Кроме того, суд приходит к выводу по изложенным выше мотивам о необходимости признания незаконным указанного акта в целом, а не отдельных его положений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

признать незаконным и не подлежащим применению со дня его издания "Порядок предоставления и оформления документов для назначения пенсий", утвержденных Министерством труда Российской Федерации от 13.08.92 г. N 1654-РБ и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации от 14.08.92 г. N 1-2761-18.

Решение в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежит.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 27 марта 1998 г. N ГКПИ98-6


Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 11 (в извлечении)