Решение Верховного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. N ГКПИ98-629 О рассмотрении заявления о признании незаконным постановления Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1027

Решение Верховного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. N ГКПИ98-629

ГАРАНТ:

Об обжаловании постановления Правительства РФ от 3 сентября 1998 года N 1027 см. также решение Верховного Суда РФ от 30 октября 1998 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего-судьи Верховного Суда Российской Федерации Редченко Ю.Д.

при секретаре Поповой Ю.В.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каширина Николая Алексеевича о признании незаконным постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. N 1027, установил:

Каширин Н.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемое им постановление принято Правительством Российской Федерации без согласования, как это предусмотрено законом, с представительным органом государственной власти: Федеральным Собранием или Государственной Думой Российской Федерации, а поэтому оно является незаконным. В связи с этим возложение на него обязанности использования контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением также не может быть признано правомерным.

Кроме того он, занимаясь торговлей в тентовой разборной палатке на улице, в силу различных погодных условий по техническим причинам не сможет пользоваться контрольно-кассовой машиной, а в конечном итоге и заниматься своей деятельностью, что нарушает его право на труд.

В судебном заседании Каширин Н.А. заявленное требование поддержал.

Представители Правительства Российской Федерации Брандт Л.А., Цыганков Э.М. и Кабанков В.М. с данным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что состоявшимися по этому вопросу решениями Верховного Суда Российской Федерации в удовлетворении таких требований было уже отказано.

Выслушав объяснения Каширина Н.А., представителей Правительства Российской Федерации Брандт Л.А., Цыганкова Э.М. и Кабанкова В.М., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" осуществление торговых операций или оказания услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Совет Министров, Правительство Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (далее Перечень).

Как установлено судом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 Перечень был согласован с Верховным Советом Российской Федерации в установленном порядке.

Впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной Конституционной реформе в Российской Федерации" осуществление законодательной и контрольной функций Верховным Советом Российской Федерации прервано.

После принятия в декабре 1993 г. новой Конституции Российской Федерации представительным и законодательным органом Российской Федерации стало Федеральное Собрание Российской Федерации.

Государственная Дума является одной из палат Федерального Собрания Российской Федерации и правопреемниками Верховного Совета Российской Федерации они не значатся, в связи с чем суд не может согласиться с утверждением заявителя о том, что при принятии оспариваемого постановления Правительство Российской Федерации обязано было согласовать данный вопрос с Государственной Думой или Федеральным Собранием Российской Федерации.

После прекращения деятельности Верховного Совета Российской Федерации закона, которым бы предусматривалась необходимость согласования Правительством Российской Федерации с каким-либо органом государственной (законодательной) власти вопроса, касающегося вышеуказанного Перечня, также не принималось.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями закона.

С учетом приведенных выше обстоятельств суд не может согласиться также и с доводом заявителя о том, что оспариваемым постановлением Правительства нарушается его право на труд, поскольку необходимость применения контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением установлена Федеральным законом, а не указанным постановлением Правительства, что не противоречит требованиям Конституции Российской Федерации и права на труд, при соблюдении установленного законом для такого рода деятельности порядка, не нарушает.

Не может служить основанием к удовлетворению заявления и ссылка Каширина Н.А. на то, что при торговле на улице применение контрольно-кассовых машин из-за природно-климатических условий не всегда возможно, так как по утверждению представителей Правительства Российской Федерации, в настоящее время могут быть изготовлены контрольно-кассовые машины, отвечающие любым природно-климатическим условиям, и которые могут быть приобретены гражданами, в т.ч. и заявителем.

Данное утверждение материалами дела и заявителем не опровергнуто.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

заявление Каширина Николая Алексеевича о признании незаконным постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745", оставить без удовлетворения.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

 

Председательствующий -

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Д.Редченко

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. N ГКПИ98-629


Текст решения размещен на официальном сервере Верховного Суда РФ в Internet (www.supcourt.ru)