Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18 марта 1999 г. протокол N 2) (прекратило действие)

Правило (стандарт) аудиторской деятельности
"Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита"
(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18 марта 1999 г. протокол N 2)

ГАРАНТ:

Настоящее Правило (стандарт) фактически прекратило действие

См. Правило (стандарт) N 9 "Связанные стороны", утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации

См. Правило (стандарт) N 9 "Аффилированные лица", утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696

См. комментарий к настоящим Правилам

О Правилах (стандартах) аудиторской деятельности см. справку

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

1.2. Целью правила (стандарта) является определение действий аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя*, в отношении выявления и изучения в ходе аудита хозяйственных операций с организациями, являющимися по отношению к проверяемому экономическому субъекту связанными сторонами.

1.3. Задачами правила (стандарта) являются:

а) формулировка основных требований, предъявляемых к раскрытию операций со связанными сторонами;

б) описание приемов выявления операций со связанными сторонами;

в) регламентирование порядка проверки операций со связанными сторонами в ходе аудита;

г) изложение порядка анализа результатов, полученных при проверке операций со связанными сторонами.

1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

2. Основные требования к раскрытию операций со связанными сторонами

 

2.1. Для целей настоящего правила (стандарта) различные экономические субъекты относятся к двум связанным сторонам, если одна из них контролирует другую или оказывает значительное влияние на принятие принципиальных и (или) текущих решений другой стороны. В качестве операций между связанными сторонами рассматривается любая передача ресурсов или обязательств вне зависимости от того, назначена ли по этим операциям какая-либо цена.

2.2. К связанным сторонам могут быть отнесены:

а) головные, дочерние, преобладающие, зависимые общества;

б) предприятия, относящиеся к одной и той же группе взаимосвязанных организаций**;

в) предприятия, некоторые из участников и (или) руководителей которых состоят в родственных отношениях;

г) предприятия, участниками и (или) руководителями которых являются одни и те же лица.

2.3. Руководство экономического субъекта несет ответственность за выявление и раскрытие имеющих отношение к данному экономическому субъекту связанных сторон и за правильное отражение в соответствии с нормативными документами финансово-хозяйственных операций с такими сторонами в учете и отчетности. Руководство экономического субъекта должно использовать для осуществления этого надлежащие средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.

2.4. Аудиторская организация обязана спланировать и провести аудит таким образом, чтобы получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности существенной информации об операциях экономического субъекта со связанными сторонами. Количество и качество аудиторских доказательств, приемлемых для оценки операций со связанными сторонами, а также определение степени существенности таких операций в тех или иных обстоятельствах являются предметом профессионального суждения аудитора.

2.5. При формировании профессионального суждения по вышеозначенным вопросам аудитору надлежит исходить из того, что в число его задач входит:

а) проведение проверки и анализа отраженных операций экономического субъекта со связанными сторонами с тем, чтобы убедиться, что существенные операции такого рода надлежащим образом санкционированы и отражены в бухгалтерском учете и отчетности;

б) достижение приемлемой уверенности в том, что в ходе аудита будут выявлены и проанализированы неотраженные операции со связанными сторонами, которые могут иметь существенное значение с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

2.6. К аудиторской организации не предъявляется требование выявить в ходе аудита все возможные операции экономического субъекта со связанными сторонами. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор данных о связанных сторонах и полезностью извлекаемой информации. Тем не менее сложность и трудоемкость осуществления той или иной процедуры сами по себе не могут считаться решающими доводами в пользу отказа от ее проведения. Если у аудитора появляются обоснованные сомнения по вопросам, имеющим существенное значение, то ему необходимо предпринять меры к получению достаточных и убедительных данных, которые рассеют или подтвердят возникшие сомнения.

2.7. В основу планирования аудиторских процедур должна быть положена осведомленность аудитора о бизнесе экономического субъекта, уровень которой должен позволить аудитору быть в состоянии выявить операции экономического субъекта со связанными сторонами, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность этого экономического субъекта. Достижение такой осведомленности и другие вопросы, относящиеся к пониманию бизнеса экономического субъекта, изложены в правиле (стандарте) "Понимание деятельности экономического субъекта".

2.8. Существование связанных сторон и наличие деловых взаимоотношений между ними являются нормальной финансово-хозяйственной практикой. Вместе с тем операции, которые экономический субъект осуществляет с такими сторонами, могут отличаться от остальных операций. Аудиторской организации следует уделять особое внимание операциям, проводимым экономическим субъектом со связанными сторонами, по следующим причинам:

а) раскрытие информации о связанных сторонах может входить в число требований, предъявляемых нормативными документами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

б) существование связанных сторон может оказывать влияние на результаты бухгалтерской отчетности как таковой;

в) оценка аудитором достоверности получаемых аудиторских доказательств определяется подлинной независимостью их источника от проверяемого экономического субъекта, следовательно, для аудитора при получении внешних аудиторских доказательств важно знать, не является ли источник таких доказательств связанной стороной;

г) финансово-хозяйственные операции экономического субъекта со связанными сторонами могут быть осуществлены по мотивам, отличающимся от тех, которые присущи нормальной коммерческой деятельности, например иметь целью реализацию запрещенных способов ухода от налогообложения или внесение умышленных искажений в бухгалтерскую отчетность.

3. Выявление операций со связанными сторонами

 

3.1. Аудиторской организации следует проверить информацию, предоставленную руководством экономического субъекта, касающуюся наличия организаций, которые могут быть отнесены к связанным сторонам. Для получения этих сведений аудиторская организация может направить руководству экономического субъекта письменный запрос. В ходе общения с представителями экономического субъекта аудитору целесообразно руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта" и "Общение с руководством экономического субъекта". Аудитор вправе считать информацию, предоставленную руководством экономического субъекта о связанных сторонах, правдивой, а документацию - подлинной в тех случаях, когда отсутствуют признаки обратного. Вместе с тем, руководствуясь профессиональным скептицизмом, аудитору следует учитывать вероятность наличия у проверяемого экономического субъекта других связанных сторон, в том числе таких, которые могут существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности этого экономического субъекта.

3.2. Для проверки полноты информации, касающейся перечня связанных сторон, аудиторская организация может предпринимать следующие действия:

а) сверить перечень связанных сторон экономического субъекта для аудита данного отчетного периода со списком связанных сторон, обнаруженных и зафиксированных в рабочей документации аудита предшествующего отчетного периода (в случае, если аудитор работает с данным экономическим субъектом не первый год);

б) изучить надежность внутренних процедур и средств контроля экономического субъекта, направленных на выявление финансово-хозяйственных операций со связанными сторонами;

в) навести справки об участии директоров и других должностных лиц проверяемого экономического субъекта в делах других организаций;

г) изучить списки акционеров данного экономического субъекта;

д) проверить с точки зрения получения необходимой информации протоколы собраний акционеров экономического субъекта, заседаний его руководящего органа и другие аналогичные документы.

3.3. Аудиторская организация может менять объем и специфику аудиторских процедур, направленных на реализацию действий, перечисленных в предыдущем пункте, в зависимости от оценки аудитором степени риска необнаружения операций со связанными сторонами, имеющих существенное значение с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности.

3.4. При изучении организации и функционирования внутреннего контроля экономического субъекта и оценке риска средств контроля аудиторской организации следует:

а) рассмотреть с точки зрения особенностей операций со связанными сторонами стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;

б) выяснить, предусмотрены ли необходимые средства контроля в отношении санкционирования и отражения операций со связанными сторонами;

в) достичь приемлемой уверенности в том, что предусмотренные механизмы и процедуры контроля являются надежными и действительно применялись экономическим субъектом в течение всего рассматриваемого периода.

Чем выше уровень оцениваемого аудитором риска средств контроля, тем большее внимание необходимо уделять проведению аудиторских процедур по существу.

3.5. В тех случаях, когда нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности предъявляют к экономическому субъекту специальные требования по раскрытию информации об операциях со связанными сторонами, аудиторская организация обязана проверить правильность раскрытия экономическим субъектом такой информации во всех существенных отношениях.

3.6. В ходе аудита аудитору следует обращать особое внимание на финансово-хозяйственные операции, в отношении которых могут возникнуть подозрения, что экономический субъект совершает их с ранее невыявленными связанными сторонами. Примерами могут являться:

а) операции со значительно отличающимися от прочих условиями сделок, такими, как нехарактерные для обычной деятельности данного экономического субъекта расценки, процентные ставки, виды обеспечения, рассрочки платежей;

б) операции, противоречащие логике деятельности экономического субъекта;

в) операции, сущность которых противоречит их форме;

г) операции, осуществленные необычным образом;

д) неоправданно высокая доля операций с определенными покупателями или поставщиками в ущерб прочим;

е) предоставление или получение экономическим субъектом бесплатных или убыточных услуг;

ж) совершение операций с фирмами, зарегистрированными в географических зонах льготного налогообложения;

з) редкие и нетипичные операции, особенно имевшие место в конце отчетного периода;

и) санкционирование или оформление сделок лицами, которые обычно не занимаются такими операциями.

4. Порядок проверки операций со связанными сторонами

 

4.1. При проверке операций экономического субъекта со связанными сторонами аудиторская организация должна получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие достичь приемлемой уверенности в отношении того, правильно ли существенные операции такого рода отражены и раскрыты в учете и бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

4.2. Для получения таких аудиторских доказательств аудитору необходимо предпринять следующие шаги:

а) проанализировать наиболее крупные сделки на предмет выявления их подлинных условий и финансовых аспектов;

б) провести необходимые исследования в отношении контрагентов проверяемого экономического субъекта, если возникло предположение, что они представляют связанные с ним стороны;

в) запросить подтверждения у независимых источников;

г) обсудить с руководством экономического субъекта цели и условия операций, по которым у аудитора возникли вопросы;

д) получить от связанных сторон подтверждения относительно целей, условий и денежных сумм операций;

е) сопоставить сведения, представленные источниками, указанными в подпунктах "г" и "д", с информацией, полученной от таких независимых источников как банкиры, юристы, агенты или поручители.

4.3. При необходимости аудиторской организации следует запросить от руководства проверяемого экономического субъекта официальные письменные разъяснения, касающиеся вопросов:

а) полноты предоставленной информации, касающейся перечня организаций, относящихся к связанным сторонам;

б) правильности раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности.

5. Анализ результатов проверки операций со связанными сторонами и последующие действия аудиторской организации

 

5.1. На основании информации о связанных сторонах, собранной и исследованной в ходе аудита, аудиторская организация должна дать оценку полноте и правильности отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта операций со связанными сторонами.

Оценка полноты и правильности отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о связанных сторонах должна быть увязана:

а) с требованиями соответствующих нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность;

б) с профессиональным суждением аудитора о том, насколько картина, представленная в бухгалтерской отчетности, согласуется со сведениями, которыми располагает аудитор об отношениях экономического субъекта со связанными сторонами.

5.2. В отношении сводной бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна помимо рассмотрения вопросов о соблюдении общих требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, также оценить:

а) обоснованность включения или невключения данных о дочерних и зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность;

б) приемлемость примененной стоимостной оценки участия головной организации в дочерних и зависимых обществах;

в) правильность объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность, в том числе использование едином учетной политики в отношении аналогичных статей имущества, обязательств, доходов и расходов;

г) применение обособленного приведения в сводной бухгалтерской отчетности числовых показателей об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях, без знания о которых адекватная оценка бухгалтерской отчетности невозможна или затруднена для пользователя;

д) соблюдение правил включения данных в зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность.

5.3. По результатам проведения аудита аудиторская организация обязана направить руководителям и(или) собственникам экономического субъекта письменную информацию, в которой должны быть приведены, если таковые имеются, обоснованные замечания относительно правильности отражения операций со связанными сторонами. При подготовке такого документа аудитору следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита". Аудитору надлежит указать, какие из сделанных замечаний об операциях со связанными сторонами являются существенными и влияют ли они на выводы в аудиторском заключении.

5.4. В случае если, по мнению аудитора, по завершении аудита он не располагает всей необходимой информацией, касающейся операций со связанными сторонами, имеющих существенное значение, аудиторская организация обязана подготовить по результатам аудита условно-положительное аудиторское заключение или официально отказаться в аудиторском заключении от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

5.5. В случае если, по мнению аудитора, операции экономического субъекта со связанными сторонами раскрыты и отражены в бухгалтерском учете так, что это отрицательно влияет на достоверность его бухгалтерской отчетности в существенных отношениях, аудитор обязан подготовить по результатам аудита условно-положительное или отрицательное аудиторское заключение.

-------------------------------------------------------------------------

* В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются "аудиторские организации".

** Например, предприятия, входящие в систему одного с аудируемым экономическим субъектом концерна или холдинга.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18 марта 1999 г. протокол N 2)


Текст правила опубликован в журнале "Аудиторские ведомости", 1999 г., N 4, в газете "Финансовая Россия" от 29 апреля - 5 мая 1999 г., N 16, в журнале "Экспресс-Закон", май 1999 г., N 20


Настоящее Правило (стандарт) фактически прекратило действие

См. Правило (стандарт) N 9 "Связанные стороны", утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696