Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 1999 г. N 6042/98 Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" не содержит ограничений для органов местного самоуправления в установлении порядка определения стоимости выкупаемого муниципального имущества, поэтому ограничения, предусмотренные абз. 3 п. 4.9 Основных положений программы приватизации, применяться не должны, и временно предоставленная истцу льгота по арендной плате не подлежит применению

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 18 мая 1999 г. N 6042/98

 

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 20.04.98, постановление апелляционной инстанции от 16.06.98 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N 20/17.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Товарищество с ограниченной ответственностью "Кристалине" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету по управлению имуществом города Волгограда о понуждении заключить договор купли-продажи нежилого помещения площадью 771,89 кв. метра, расположенного по адресу: г.Волгоград, ул. 2-я Штурманская, д.13.

Исковые требования мотивированы тем, что истец выкупил арендованное имущество на основании дополнительного соглашения от 28.03.94 N 126 к договору аренды от 01.01.91 и в соответствии с пунктом 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 (далее - Основные положения), имеет право на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений.

Решением от 20.04.98 исковое требование удовлетворено. При этом в мотивировочной части решения суд указал выкупную цену недвижимого имущества - 12 710 671 рубль.

Постановлением апелляционной инстанции от 16.06.98 решение отменено. Суд обязал ответчика заключить договор купли-продажи нежилых помещений на условиях истца - по выкупной цене 32 873 рубля.

В кассационном порядке законность решения не проверялась.

В протесте первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, поскольку при исчислении выкупной цены помещений судом необоснованно применена льготная ставка арендной платы, временно установленная арендатору постановлением местной администрации.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец занимал спорные помещения на основании договора аренды от 01.01.94 N 8/28-П, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города Волгограда (арендодателем) и ТОО "Кристалине" (арендатором).

ТОО "Кристалине" выкупило арендованное имущество на основании дополнительного соглашения от 28.03.94 N 126 к договору аренды от 01.01.91, поэтому суд в соответствии с пунктом 4.5 Основных положений обоснованно обязал ответчика заключить с истцом договор купли-продажи помещений.

Согласно пункту 2.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284, продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда осуществляется соответствующим комитетом по управлению имуществом на основании заявления арендатора.

Заявление на приобретение в собственность занимаемых площадей подано истцом 28.10.97, то есть после вступления в действие Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21.07.97 N 123-ФЗ.

Статья 26 указанного Федерального закона регулирует порядок выкупа государственного и муниципального имущества, сданного в аренду. Пункт 3 этой статьи не относит к предмету ведения Федерального закона "О Государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации" порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами муниципального имущества.

Таким образом, Федеральный закон от 21.07.97 не содержит ограничений для органов местного самоуправления в установлении порядка определения стоимости выкупаемого муниципального имущества, поэтому ограничения, предусмотренные абзацем третьим пункта 4.9 Основных положений, применяться не должны, и временно предоставленная истцу льгота по арендной плате не подлежит применению.

В связи с этим дело следует направить на новое рассмотрение для уточнения выкупной стоимости помещений.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение от 20.04.98, постановление апелляционной инстанции от 16.06.98 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N 20/17 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 

Председатель Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.Яковлев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 1999 г. N 6042/98


Текст постановления опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сентябрь 1999 г., N 9