Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (утратило силу)

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 4 августа 1999 г. N 10
"О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации
"О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением"*(1)

ГАРАНТ:

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 настоящее постановление признано утратившим силу

В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановляет дать судам следующие разъяснения.

1. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов с населением применять контрольно-кассовые машины.

При рассмотрении споров, связанных с применением ответственности за невыдачу чека или выдачу чека с указанием суммы, менее уплаченной, судам необходимо иметь в виду, что в соответствии с абзацем 6 части 1 статьи 7 Закона такая ответственность применяется к лицу, обязанному выдать чек покупателю (клиенту). По смыслу данной нормы таким лицом может быть либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), либо физическое (продавец, кассир и т.д.) в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения.

За другие правонарушения, указанные в части 1 статьи 7 Закона, ответственность несет юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), а не конкретный работник.

2. Судам при рассмотрении споров необходимо иметь в виду, что ответственность, предусмотренная абзацем 6 части 1 статьи 7 Закона, применяется в тех случаях, когда чек отпечатан контрольно-кассовой машиной, но не выдан покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) либо выдан с указанием суммы, менее уплаченной.

3. Исходя из смысла Закона сферой его регулирования являются денежные расчеты с участием граждан, покупающих товары либо заказывающих услуги, независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки (заказывают услуги).

В связи с этим судам следует иметь в виду, что Закон подлежит применению и в тех случаях, когда денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем (покупателем, клиентом).

4. При разрешении споров, связанных с привлечением к ответственности за использование неисправной контрольно-кассовой машины (абзац 3 части 1 статьи 7 Закона), судам нужно руководствоваться Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением*(2), в пункте 8 которого перечислены признаки неисправной контрольно-кассовой машины.

Вместе с тем отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой машины, а не за использование неисправной контрольно-кассовой машины, поскольку наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению (часть 4 пункта 7 Положения).

5. Разрешая споры, связанные с привлечением к ответственности за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин (абзац 2 части 1 статьи 7 Закона), следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 2 и 4 Закона контрольно-кассовые машины, используемые юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) для денежных расчетов с населением, подлежат обязательной регистрации в налоговых органах. В силу пункта 1, а также подпункта "е" пункта 7 Положения при осуществлении денежных расчетов с населением допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин.

Поэтому использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.

6. Частью 2 статьи 2 Закона все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги).

При разрешении споров судам следует иметь в виду, что данное требование Закона распространяется и на предприятия, включенные в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин*(3).

В связи с этим в случае нарушения указанными предприятиями такой обязанности к ним могут быть применены штрафные санкции, установленные абзацем 5 части 1 статьи 7 Закона*(4).

7. В соответствии с пунктом 1 Перечня юридические лица (индивидуальные предприниматели), которым предоставлено право при оказании услуг осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, обязаны выдавать клиентам документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.

Поэтому указанные в пункте 1 Перечня юридические лица (индивидуальные предприниматели) в случае невыдачи документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, несут ответственность за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.

8. При выявлении факта продажи товаров или иных предметов без применения контрольно-кассовых машин государственными органами, которым в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях*(5) предоставлено право рассматривать дела по данному административному правонарушению, индивидуальный предприниматель привлекается к ответственности на основании статьи 146.5 КоАП.

Споры, возникающие в связи с наложением указанными органами штрафных санкций на индивидуальных предпринимателей, подведомственны арбитражным судам.

9. Поскольку Закон не регламентирует порядка осуществления производства по делам о нарушениях правил применения контрольно-кассовых машин, арбитражным судам при рассмотрении споров, связанных с применением штрафных санкций, следует руководствоваться содержащимися в КоАП нормами о сроках наложения взыскания (статья 38) и сроках давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий (статья 282).

При этом необходимо исходить из того, что в срок, установленный статьей 38 КоАП, должно быть вынесено налоговым органом решение о наложении взыскания, а в срок, определенный статьей 282 КоАП, должно быть предъявлено в установленном порядке (в том числе судебном) требование о взыскании соответствующих санкций.

10. Поскольку в силу статьи 33 КоАП при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статьи 34 и 35 КоАП), в случае возникновения спора о применении ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин судам надлежит оценивать соответствующие обстоятельства, независимо от того, каким государственным органом наложен указанный штраф.

По результатам такой оценки суд может снизить размер штрафных санкций по сравнению с указанным в решении либо исковом заявлении государственного органа.

11. В соответствии со статьей 6 Закона налоговые органы обязаны обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования Закона и Положения.

При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что после вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 названного Кодекса. Следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного Закона или иного правового акта.

12. Статья 6 Закона обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях. Поскольку Закон не содержит специальных требований к форме и порядку составления документа, фиксирующего совершение правонарушения, судам следует иметь в виду, что факт нарушения требований Закона должен быть зафиксирован в соответствующем акте, при составлении которого должны учитываться требования статьи 235 КоАП.

При возникновении спора о наличии или отсутствии факта нарушения и его характере судам необходимо оценивать и другие представленные сторонами доказательства.

 

Председатель Высшего

Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.Яковлев

 

Секретарь Пленума, судья

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

А.С.Козлова

 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Далее - Закон.

*(2) Утверждено постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изм. и доп.). Далее - Положение.

*(3) Утвержден постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с изм. и доп.) в соответствии со статьей 1 Закона. Далее - Перечень.

*(4) При определении размера штрафных санкций необходимо учитывать определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.99 N 29-О.

*(5) далее - КоАП.

 

В частности постановляется, что отсутствие пломбы либо ее повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной (контрольной) памяти, влечет ответственность за осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой машины, а не за использование неисправной контрольно-кассовой машины. А также использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах, должно рассматриваться как осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин.



Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"


Текст постановления опубликован в газете "Финансовая Россия" от 14 сентября 1999 г., N 34, в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сентябрь 1999 г., N 9, в газете "Экономика и жизнь", сентябрь 1999 г., N 38, в газете "Налоги", 1999 г., N 24, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 30 сентября 1999 г., N 19, в журнале "Экспресс-Закон", октябрь 1999 г., N 37, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1999 г., N 11, в специальном приложении к "Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 1


Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 настоящее постановление признано утратившим силу


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.