Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 18 июня 1999 г. N 04-02-04/1
С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ
В Департаменте налоговой политики рассмотрено Ваше письмо от 28 апреля 1999 г. N 07-06-1937 по вопросу налогообложения доходов, получаемых Сберегательным банком Российской Федерации в виде процентов по облигациям внешнего облигационного займа 1998 года, и сообщается следующее.
Приобретение Сберегательным банком Российской Федерации обязательств Российской Федерации в форме внешних облигационных займов - еврооблигаций Российской Федерации выпусков XS0089372063 и XS0089375249 было осуществлено во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 843 от 20 июня 1998 г. "О мерах по стабилизации ситуации на рынке государственных долговых обязательств Российской Федерации и снижения расходов на обслуживание государственного долга" в ходе проведения операции по досрочному погашению Правительством Российской Федерации государственных краткосрочных бескупонных облигаций при условии направления средств от погашения на приобретение в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств Российской Федерации в форме внешних облигационных займов. Целью операции являлась стабилизация ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации, снижение расходов на обслуживание государственного долга с учетом статьи 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".
Размещение и обращение облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации 1998 года, выпущенных в целях привлечения финансовых ресурсов с международных рынков капитала в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1998 г. N 302, было осуществлено по схеме, согласно которой выпуск облигаций оформлен в виде глобального сертификата, держателем которого является клиринговая или депозитарная организация - резидент государства, с которым у Российской Федерации имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, и такой международный договор предусматривает в Российской Федерации (государстве - источнике выплаты дохода) освобождение от налога на доход доходы в виде процентов, полученных резидентами этого другого государства по облигациям. Такая клиринговая компания согласно условиям выпуска еврооблигационных займов признается фактически имеющей право собственности на проценты по облигациям, представленным глобальным сертификатом для целей международного договора.
Согласно Положению, сопровождающему выпуск в обращение облигаций внешних облигационных займов 1998 года, существует обязательное требование, устанавливающее, что получателем процентов не могут быть резиденты Российской Федерации (кроме физических лиц) в какой бы форме (получение полного или частичного, прямого или опосредованного права собственности на доходы в виде процентов по облигациям) ни происходило получение таких процентов.
Исходя из этого при совершении операций на вторичном рынке с указанными облигациям российские юридические лица, в целях налогообложения, не могут быть признаны получателем дохода в виде процентов по облигациям Российской Федерации, размещенным в виде глобального сертификата иностранной клиринговой компании.
Указанный порядок налогообложения изложен в Положении о вопросах налогообложения, связанных с облигациями внешних облигационных займов Российской Федерации 1998 года, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации от 17 марта 1998 г. N 14н, АП-4-06/3н, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 марта 1998 г. N 1496.
При осуществлении клиринговой компанией любых выплат в пользу российских юридических лиц, указанные выплаты рассматриваются у российской организации как доход, полученный от источника, находящегося за пределами Российской Федерации, подлежащий налогообложению в общем порядке.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что участие в аукционе по реструктуризации ГКО Сберегательного банка Российской Федерации, подавшего крупнейшую неконкурентную заявку, не позволило нерезидентам оказать давление на эмитента с целью завысить доходность размещаемых еврооблигаций относительно рыночного уровня и не привело к увеличению внешнего государственного долга, а также то, что в результате совершенной операции Сберегательный банк Российской Федерации оказался владельцем обязательств, налогообложение доходов по которым существенно отличается от налогообложения доходов по ГКО, Сберегательный банк Российской Федерации обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой разрешить уплачивать налог по ставке 15 процентов с доходов, полученных по указанным еврооблигациям.
Указанный вопрос в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
Поскольку Сберегательному банку Российской Федерации переданы на обслуживание счета клиентов коммерческих банков, пострадавших в ходе августовского 1998 года финансового кризиса, а также в целях предотвращения дополнительных потерь со стороны Российской Федерацией в связи с передачей валютных ресурсов на оплату процентов и погашение облигаций нерезидентам в случае продажи им Сберегательным банком Российской Федерации еврооблигаций, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам поддерживают просьбу Сберегательного банка Российской Федерации, и считают, что по обязательствам, приобретенным в ходе сделок по реструктуризации ГКО в еврооблигации, совершенным в 1998 году, должен быть применен порядок налогообложения процентного дохода, выплачиваемого эмитентом, не хуже, чем был предусмотрен по ГКО. В связи с этим считаем возможным исходя из особых условий осуществления погашения (выкупа) облигаций ГКО, проведенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 1998 г. N 843, которые, по существу, следует рассматривать как замену краткосрочных обязательств государства на долгосрочные, разрешить рассматривать доходы по купону облигаций внешнего облигационного займа выпуска 1998 года с погашением в 2005, 2018 годах, полученных Сберегательным банком Российской Федерации в ходе обмена ГКО на еврооблигации, состоявшемся 24 июля 1998 года, как скорректированный процентный доход, выплачиваемый по ГКО, с уплатой налога по ставке 15 процентов.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам считает, что для этого необходимо внести соответствующие изменения в нормативную правовую базу.
О решении Правительства Российской Федерации по указанному вопросу Вам будет сообщено дополнительно.
Руководитель Департамента |
А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Введена новая форма некоммерческой организации государственная корпорация. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. Для ее создания не требуется учредительных документов, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться ее наименование, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 18 июня 1999 г. N 04-02-04/1
Текст письма официально опубликован не был