Письмо МНС РФ от 9 октября 2000 г. N ВП-6-18/788@ "О порядке применения Приказа МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297 и Приказа МНС России от 06.10.2000 N БГ-3-18/351"

 

В связи с поступающими запросами налоговых органов о порядке применения Приказа МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297 и Приказа МНС России от 06.10.2000 N БГ-3-18/351 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.

1. Суммы денежных средств, списанные с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов (далее - денежные средства), решения по которым приняты в соответствии с вышеназванными Приказами МНС России, отражаются в лицевых счетах налогоплательщиков в порядке, установленном Приказом МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297.

При этом следует учитывать, что отражение данных денежных средств в лицевых счетах налогоплательщика не уменьшает его задолженность перед бюджетом, поскольку в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные средства считаются поступившими в доходы бюджета только при условии их зачисления на счета по учету доходов бюджетов.

Вместе с тем, применение мер по принудительному взысканию указанных денежных средств с налогоплательщика и начисление пеней на вышеуказанные денежные средства приостанавливаются.

При наличии фактов непоступления денежных средств налоговым органам надлежит незамедлительно (до обращения налогоплательщика с требованием об отражении в лицевых счетах денежных средств как уплаченных) проводить контрольные мероприятия, предусмотренные письмом Госналогслужбы России от 20.10.98 N ВП-6-11/749@, письмами МНС России от 08.07.99 N АП-6-09/544@ и от 16.11.99 N АП-6-05/910@.

Результатом осуществления вышеуказанных контрольных мероприятий, а также реализации прав пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) должно быть наличие у налогового органа следующих документов:

а) подтверждения факта списания денежных средств (в произвольной форме), заверенного банком, обслуживающим расчетный (корреспондентский) счет налогоплательщика, с которого списаны денежные средства;

б) выписки, заверенной банком, по расчетному (корреспондентскому) счету налогоплательщика;

с) подтверждения соответствующего структурного подразделения МНС России факта неприменения к банку в момент списания денежных средств мер воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;

ГАРАНТ:

Буквенное обозначение подпунктов приводится в соответствии с оригиналом документа

 

д) выписки по корреспондентскому счету банка на момент зачисления на расчетный (корреспондентский) счет налогоплательщика денежных средств;

е) копии договора банковского счета, с которого произведено списание денежных средств;

ж) подтверждение полномочий должностных лиц банка на заключение ими договора банковского счета, с которого произведено списание денежных средств;

з) иных документов, необходимость наличия которых разъяснена письмом Госналогслужбы России от 23.11.98 N ВК-6-09/849@ и письмами МНС России от 11.01.99 N ВГ-6-09/16@, от 22.03.99 N АС-6-09/192@.

Документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, представляются налогоплательщиком. Документы, предусмотренные подпунктами "д" - "ж" настоящего пункта, представляются банком. В случае невозможности получения документов, поименованных в подпунктах "д" - "ж", налоговому органу следует запросить Комиссию МНС России по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов (далее - Комиссия).

В случае выявления факта списания денежных средств банком, к которому применены меры воздействия, поименованные в подпункте "с" настоящего пункта, либо отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка, подтвержденного выпиской, предусмотренной подпунктом "д" настоящего пункта, а также оснований, позволяющих ставить вопрос о подлинности представленных документов, налоговый орган направляет необходимые материалы в территориальные органы ФСНП России, МВД России и ФСБ России, а также сообщает о принятых мерах в МНС России без отражения денежных средств в лицевых счетах налогоплательщика.

При наличии оснований предполагать недобросовестность налогоплательщика и банка указать налогоплательщику на необходимость отзыва им платежных поручений из картотеки банка к счету 90904 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" в порядке, установленном пунктом 10 Положения о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций, утвержденного Приказом Банка России от 01.03.1996 N 244, с учетом разъяснений Банка России от 26.01.99 N 31-1-4/186.

При отзыве налогоплательщиком платежных поручений Управлению МНС России по субъекту Российской Федерации надлежит информировать Комиссию об отозванных платежных поручениях и направлять в Комиссию заверенные копии писем налогоплательщиков об отзыве платежных поручений из неплатежеспособных банков.

2. При получении налоговым органом решений (постановлений) арбитражных судов, обязывающих налоговый орган признать обязанность по уплате налога исполненной, произвести отражение в лицевых счетах, осуществить зачет либо возврат сумм денежных средств, налоговому органу надлежит обжаловать данные решения в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке, с использованием при необходимости следующих оснований:

а) заключение договора банковского счета, с которого произведено списание денежных средств, неуполномоченным должностным лицом банка. При этом в случаях, предусмотренных банковскими правилами, надлежащим подтверждением полномочий должностного лица банка должно служить подтверждение согласования его кандидатуры Банком России.

В случае признания арбитражным судом договора банковского счета, с которого списаны денежные средства, недействительным на основании его заключения неуполномоченным лицом сделки по зачислению и списанию с данного счета денежных средств ничтожны;

б) отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка на момент оформления поступления денежных средств на счет налогоплательщика.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) при заключении договора банковского счета банк получает право использовать имеющиеся на этих счетах денежные средства, сохраняя за клиентом в отношении этих денежных средств право распоряжаться ими. Таким образом, банк исполняет расчетные документы за счет средств, находящихся в его распоряжении. К данным средствам относятся как собственные средства банка, так и средства его клиентов, которые банк вправе использовать согласно пункту 2 вышеназванной статьи Гражданского кодекса.

В том случае, если налоговый орган располагает доказательствами наличия у банка картотеки к счету 90904 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации" (подпункт "д" пункта 1 настоящего письма) на момент исполнения расчетного документа по зачислению денежных средств на счет налогоплательщика, налоговый орган вправе считать, что банк не мог исполнить данный расчетный документ, т.к. средства у банка для реального исполнения данного документа отсутствовали. В противном случае средства с расчетного счета должны были быть привлечены для исполнения ранее возникших обязательств по расчетным документам, находящимся в картотеке банка.

При этом бухгалтерская проводка, показывающая зачисление денежных средств на счет налогоплательщика, носит формальный характер и не отражает их реального поступления на указанный счет. Данной проводкой фактически отражено изменение структуры обязательств банка перед его клиентами, в частности увеличен объем прав требования клиента банка-налогоплательщика на сумму средств, отраженных данной проводкой;

в) злоупотребление правом, предоставленным налогоплательщику статьей 45 Налогового кодекса.

При этом доказательством того, что налогоплательщик знал о неплатежеспособности банка в момент направления в банк платежного поручения, может являться наличие у налогового органа документов, свидетельствующих об исполнении налогоплательщиком обязанностей по договорам, в которых был указан счет налогоплательщика в неплатежеспособном банке, со счета в ином банке.

Также доказательством правомерности вышеназванного основания могут служить доказательства наличия средств на иных счетах налогоплательщика.

О результатах обжалования решения (постановления) арбитражного суда налоговым органам надлежит незамедлительно информировать Комиссию с приложением копии решения (постановления) и копий искового заявления (апелляционной или кассационной жалобы), отзыва налогового органа (налогоплательщика - при наличии).

ГАРАНТ:

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2009 г. N ВАС-17582/08 абзац, начинающийся со слов: "По вступившим в силу решениям судебных органов, по которым истекли сроки обжалования...", пункта 2 настоящего письма признан недействующим как не соответствующий пунктам 1 и 3 статьи 44 и пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ

По вступившим в силу решениям судебных органов, по которым истекли сроки обжалования, а также по судебным делам, прошедшим все инстанции, денежные средства, признанные судебными органами как исполненная обязанность по уплате налогов, проводятся в лицевые счета налогоплательщиков в общеустановленном порядке, а именно отражаются как "денежные средства, списанные с расчетного счета, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов". При этом задолженность налогоплательщика перед бюджетом не уменьшается, но приостанавливается взыскание указанных денежных средств с налогоплательщика и начисление на эти суммы пени.

3. Для отражения в лицевом счете налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа МНС России N БГ-3-18/297, решения Комиссии данное решение доводится до Управления МНС России по субъекту Российской Федерации в письменном виде.

При наличии расхождений между суммами денежных средств, подтвержденными документами, направленными Управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации в Комиссию, и данными налоговой отчетности по состоянию на 18.08.2000 Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации надлежит представить Комиссии в срок не позднее 01.11.2000 информацию о наличии вышеуказанных расхождений и причинах их возникновения.

4. В соответствии с Приказом МНС России от 06.10.2000 N БГ-3-18/351 право принятия решений об отражении в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, в размере, в совокупности не превышающем 5 млн. рублей включительно на одного налогоплательщика, делегируется территориальным налоговым органам. При принятии такого решения налоговые органы должны руководствоваться положениями настоящего письма. Решение о проведении в лицевые счета налогоплательщиков денежных средств в размере в совокупности до 5 млн. рублей включительно на одного налогоплательщика утверждается руководителем (его заместителем) и фиксируется в Журнале учета денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджета (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297).

По таким решениям в колонку 6 (нумерация слева направо) Журнала учета денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджета (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297), вносится запись следующего содержания:

"Решение принято. Управление (инспекция) МНС России _________. Решение дата _______ N ___". Решение подписывает руководитель (его заместитель) налогового органа. При этом документы на Комиссию не направляются.

Руководителям Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации надлежит обеспечить контроль за обоснованностью принятия таких решений нижестоящими налоговыми органами.

Денежные средства, списанные с расчетного счета налогоплательщика, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов, проведенные в лицевые счета налогоплательщиков до создания Комиссии по рассмотрению вопросов исполнения обязанности налогоплательщиков при непоступлении денежных средств в бюджет (Приказ МНС России от 20.12.99 N АП-3-18/404) не исключаются из лицевых счетов налогоплательщиков, однако в отношении указанных сумм применяются все действия, предусмотренные настоящим письмом.

Доведите вышеизложенное до нижестоящих налоговых инспекций.

 

Заместитель Министра -

государственный советник

налоговой службы 1 ранга

В.Павлов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо МНС РФ от 9 октября 2000 г. N ВП-6-18/788@ "О порядке применения Приказа МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297 и Приказа МНС России от 06.10.2000 N БГ-3-18/351"


Текст письма опубликован в журнале "Налоги", ноябрь 2000 г., N 42, стр. 4, в ежемесячном приложении к журналу "Бухгалтерский бюллетень" - "Нормативные акты", 2000 г., N 12, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 16 ноября 2000 г., N 22, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 2000 г., N 12, в журнале "Экспресс-Закон", декабрь 2000 г., N 46


Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2009 г. N ВАС-17582/08 абзац, начинающийся со слов: "По вступившим в силу решениям судебных органов, по которым истекли сроки обжалования...", пункта 2 настоящего письма признан недействующим как не соответствующий пунктам 1 и 3 статьи 44 и пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ