Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 31
"Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха"

С изменениями и дополнениями от:

23 июля 2007 г., 27 января 2009 г., 21 апреля 2010 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 настоящее постановление признано утратившим силу

В соответствии со статьями 24 и 27 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Касьянов

 

Москва

15 января 2001 г.

N 31

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53 в настоящее Положение внесены изменения

См. текст Положения в предыдущей редакции

 

Положение
о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 31)

С изменениями и дополнениями от:

23 июля 2007 г., 27 января 2009 г., 21 апреля 2010 г.

ГАРАНТ:

См. Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476

См. Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53

1. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха направлен на обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха:

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами - на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, утвержденную приказом Росприроднадзора от 1 марта 2011 г. N 112

См. Административный регламент Росприроднадзора по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, утвержденный приказом Минприроды России от 31 октября 2008 г. N 300

органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, - на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, при организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха в установленном порядке взаимодействуют с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и другими организациями и гражданами.

3. Право на осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха имеют:

должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы;

должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по охране природы.

4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, при организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха осуществляют контроль за:

а) соблюдением стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

б) выполнением программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;

в) осуществлением мер в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по охране атмосферного воздуха;

г) выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

д) проведением инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработкой предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

е) внедрением малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

ж) осуществлением мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

з) осуществлением мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

и) осуществлением учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников;

к) наличием предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также за соблюдением установленных правил их эксплуатации;

л) обеспечением своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с территорий объектов хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

м) выполнением предписаний государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

н) проведением и эффективностью мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях;

о) соответствием новых технологий, техники, материалов, веществ и другой продукции, а также технологического оборудования и других технических средств установленным требованиям охраны атмосферного воздуха;

п) наличием выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

р) наличием выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов;

с) соблюдением иных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

5. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает инструктивные и методические документы, а также дает разъяснения по вопросам осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

6. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного воздуха во взаимодействии:

с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - по вопросам соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного воздуха, а также при проведении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; нормативов вредных физических воздействий; выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха;

с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, обеспечения информирования государственных органов надзора и контроля об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде; регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; контроля за действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений.

В случае если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

7. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

а) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения установленного образца посещать объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в установленном для их посещения порядке, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами, необходимыми для осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

б) проверять соблюдение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;

в) проверять выполнение программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;

г) проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

д) определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

е) вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;

ж) проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;

з) исключен;

Информация об изменениях:

См. текст подпункта "з"

и) проверять соблюдение лицензионных требований и условий, касающихся вопросов охраны атмосферного воздуха, установленных в лицензиях на виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, вносить в лицензирующий орган предложения об аннулировании или приостановлении действия лицензий при невыполнении лицензионных требований и условий;

к) привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи заключений;

л) аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия этих разрешений не соблюдаются;

м) направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

н) давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

о) привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

п) предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

р) осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;

с) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

8. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:

а) иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;

б) осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о государственной службе и административным законодательством Российской Федерации;

в) осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

г) обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

д) взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;

е) обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;

ж) информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и правоохранительные органы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;

з) подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.

9. Решения, в том числе предписания, государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, по вопросам устранения нарушений законодательства в области охраны атмосферного воздуха, принятые в пределах предоставленных им полномочий, обязательны для исполнения.

Указанные решения могут быть обжалованы вышестоящему по подчиненности государственному инспектору по охране природы, ведающему вопросами охраны атмосферного воздуха, в суд или арбитражный суд.

10. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 268 настоящее Положение дополнено пунктом 11

 

11. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

 

Контроль осуществляется Минприроды и его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными и региональными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями и гражданами.

Государственные инспектора вправе беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, на которых имеются источники выбросов и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов и иными материалами. Они вправе проверять соблюдение лицензионных требований и условий, давать обязательные предписания, привлекать к административной ответственности и налагать взыскания, а также обладают другими правами.



Постановление Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха"


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 января 2001 г., N 4, ст. 293


Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 268


Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53


Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 471