Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Служебная инструкция к соглашению о международном пассажирском сообщении (Тарифное руководство N 10-В) (СИ к СМПС) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 мая 2018 г.)

Информация об изменениях:

Текст Служебной инструкции представлен с изменениями и дополнениями на 1 мая 2017 г.

См. текст Служебной инструкции в предыдущей редакции

Служебная инструкция к соглашению о международном пассажирском сообщении
(СИ к СМПС)
(с изменениями и дополнениями на 1 мая 2017 г.)

 

Тарифное руководство N 10-В

 

Действует с 1 ноября 1951 г.

 

§ 1. Общие положения

 

1. Настоящая Служебная инструкция является обязательной для участников перевозочного процесса при осуществлении перевозок в соответствии с Соглашением о международном пассажирском сообщении и не регулирует взаимоотношений между пассажирами или отправителями и получателями товаробагажа, с одной стороны, и перевозчиками, с другой стороны.

2. При отсутствии необходимых указаний в настоящей Служебной инструкции применяются внутренние правила, действующие в странах, перевозчики которых участвуют в международном пассажирском сообщении.

§ 2. Оформление проездных документов

 

1. Общие положения.

Документами на право проезда являются проездные документы, заполнение которых производится автоматизированным или неавтоматизированным способом на бланке установленной формы или в электронном виде.

В проездные документы вносится информация для пассажира, перевозчика и служебного пользования синим или черным цветом.

Вносимая информация должна соответствовать графам типографской разметки бланка и хорошо читаться.

Пометки, подчистки, исправления, поправки и нанесение не установленных и не согласованных Сторонами записей в проездных документах не допускаются.

Проездные документы, заполняемые неавтоматизированным способом при выдаче должны включаться в обложку, автоматизированным - на усмотрение перевозчика.

Проездные документы, включаемые в обложку, должны быть расположены, в порядке очередности их использования. Плацкарты и доплатные квитанции должны включаться после билета, к которому они принадлежат.

Проездные документы, действительные для проезда в одном направлении или для проезда "туда и обратно", могут быть помещены в обложку.

При заполнении неавтоматизированным способом данные вносятся на русском языке латинскими буквами через копирку шариковой ручкой или при помощи печатающего устройства. По договоренности между отдельными перевозчиками данные могут вписываться кириллицей.

Названия станций отправления и назначения, а также маршрут следования должны по написанию совпадать с их названиями, указанными в применяемых тарифах.

На билеты, заполняемые как неавтоматизированным, так и автоматизированным способом, наносится компостерная отметка (в том числе - игольчатым или мастичным компостером), содержащая следующую информацию: номер поезда, дату отправления поезда (число, месяц, год, который может обозначаться двумя последними цифрами). Компостерная отметка может содержать название станции проставления отметки (номер терминала/кассы).

При заполнении обложки проставляются следующие данные: общая стоимость проезда в валюте государства выдачи, штемпель пункта продаж, дата выдачи.

Заполнение проездных документов автоматизированным способом производится в соответствии с памятками ОСЖД/МСЖД.

Проездные документы и обложки изготовляются на языках государства выдачи и на одном из языков - китайском, немецком или русском.

Бланки проездных документов и обложки изготавливаются в полиграфических предприятиях в соответствии с внутренним законодательством государств.

При изготовлении проездных документов обязательными являются следующие параметры:

- типографский номер;

- наименование документа;

- формат;

- цвет бумаги;

- цвет защитной сетки и типографской разметки;

- перечень реквизитов;

- единые составные части;

- наличие элементов защиты от подделок: защитная сетка, водяные знаки или бумага с самокопирующимися слоями;

- буквенное и цифровое обозначение государства.

Условные обозначения перевозчиков государств-участников СМПС и образцы проездных и перевозочных документов приведены в Приложении 1 к СИ к СМПС.

2. Бланковые проездные документы, картонные билеты, контрольные талоны, обложки, заполняемые неавтоматизированным способом.

2.1. Бланковый билет с фиксированными данными.

Для проезда одного пассажира применяется бланковый билет, который содержит данные, напечатанные типографским способом, т.е. с фиксированными данными.

Бланковый билет с фиксированными данными может изготавливаться для проезда в одном направлении и для проезда в направлении "туда и обратно".

При оформления проезда "туда и обратно" в обложку включаются два бланковых билета, на билете, предназначенном для проезда "туда", вычеркивается слово "обратно", на билете, предназначенном для проезда "обратно", вычеркивается слово "туда".

При заполнении билета на проезд ребенка или взрослого со скидкой в графе "скидка" указывается размер скидки, определенной тарифом, а в графе "удостоверение" - например, слово "REBENOK".

Бланковый билет с фиксированными данными состоит из одного листа или из двух листов, т.е. билета и корешка. Корешок, при его наличии, имеет тот же номер, что и билет.

Бланковый билет с фиксированными данными изготовляется из белой специальной бумаги с водяными знаками и фоновой сеткой светло-розового цвета размером 105 х 148 мм.

2.2. Бланковый билет, плацкарта, доплатная квитанция.

2.2.1. При заполнении бланкового билета вносятся следующие данные:

- количество пассажиров (цифрами и прописью);

- наименование станции отправления и назначения;

- маршрут;

- класс вагона (строка с обозначением класса, который не будет использован, перечеркивается по диагонали);

- стоимость проезда за общий путь следования одного пассажира, общая стоимость в тарифной валюте и в валюте государства выдачи;

- в соответствующих случаях размер скидки, номер удостоверения (ученического, студенческого билета);

- номера контрольных купонов, выданных участникам групповой поездки.

При заполнении бланкового билета на проезд ребенка и организованной группы в графу "скидка" вписывается размер скидки, определенный тарифом, а в графу "удостоверение" - слово "REBENOK", на проезд организованных групп - слово "GRUPPA".

При оформлении перевозки собак в графе "удостоверение" указывается словом "SOBAKA".

При заполнении бланкового билета сопровождающему слепого в графе "скидка" указывается размер скидки, в графе "удостоверение" - "PROVODNIK".

При заполнении бланкового билета для проезда индивидуальных пассажиров, имеющих право на скидку, при проезде в направлении "туда и обратно" в графе "скидка" указывается размер скидки, в графе "удостоверение" - "TUDA I OBRATNO", а в случае применения отдельных бланков для каждого направления, на билете "обратно" в верхней части указывают номер билета, выданного для проезда "туда".

Если пассажир желает следовать на отдельных участках в вагонах разных классов, то ему заполняется на весь путь следования бланковый билет, годный для проезда в вагоне низшего класса, а разница в стоимости проезда в вагоне высшего класса взыскивается отдельно по доплатной квитанции.

Пассажиру, приобретающему в пункте первоначального отправления бланковый билет только на обратный проезд, заполняется бланковый билет для проезда в одном направлении, пассажиру, следующему различными видами транспорта, могут заполняться отдельные бланковые билеты на соответствующие участки пути следования по железным дорогам. Стоимость проезда исчисляется отдельно за каждый участок.

Если пассажир проезжает какой-либо участок дважды, то в бланковом билете указывается дважды последняя станция участка, по которому проезд осуществляется дважды. Стоимость проезда определяется за фактически проследованное расстояние без перелома тарифа в пункте, указанном дважды в билете.

Если бланковый билет заполняется для проезда в специальном поезде или вагоне, то на обороте корешка и бланкового билета указываются следующие данные:

- для специальных поездов - слово "SPECPOEZD", указывается номер поезда;

- для специальных вагонов - слово "SPECVAGON", а также класс вагона и категория места и количество двух-, трех- и четырехосных вагонов.

Если пассажирам для проезда в специальных поездах, автомотрисах и в вагонах вместе с проездным билетом, выданным для проезда группы, заполняются индивидуальные проездные билеты, то их номера указываются в групповом проездном билете.

Бланковый билет состоит из двух листов, т.е. корешка и билета.

При оформлении поездки корешок остается в пункте выдачи билета, билет включается в обложку. Составные листы бланковых билетов имеют одинаковый номер.

Бланковый билет изготавливается из специальной белой бумаги с водяными знаками и фоновой сеткой светло-розового цвета размером 105 х 148 мм.

Образец бланкового билета прилагается (Приложение 1 к СИ к СМПС).

2.2.2. При заполнении плацкарты вносится следующая информация:

- количество пассажиров (числом и прописью);

- номер билета, к которому заполняется плацкарта;

- дата и время отправления поезда (например, 12-03-09, 17-03);

- наименование станции отправления и назначения, от и до которых следует пассажир в одном и том же вагоне без пересадки;

- номер поезда;

- номер вагона (например, 07);

- номер места (например, 098);

- класс вагона и категория места, например:

2/0 - вагон открытого типа с местами для лежания (без купе) или плацкартный вагон,

2/4 - спальный вагон 2-го класса, четырехместное купе,

2/3 - спальный вагон 2-го класса, трехместное купе,

2/2 - спальный вагон 2-го класса, двухместное купе,

ВС4 - вагон с местами для лежания 2-го класса, четырехместное купе,

ВС6 - вагон с местами для лежания 2-го класса, шестиместное купе,

1/4 - спальный вагон 1-го класса, четырехместное купе,

1/2 - спальный вагон 1-го класса, двухместное купе,

1/1 - спальный вагон 1-го класса, одноместное купе,

2/С - вагон 2 класса с местами для сидения,

1/С - вагон 1 класса с местами для сидения,

2/S, B - вагон 2 класса с местами для сидения,

1/S, A - вагон 1 класса с местами для сидения.

На плацкарте может указываться слово "обратно".

Графа "специальные указания", если таковая имеется, заполняется в соответствии с внутренними правилами, или, например, для служебного проезда по билету ОСЖД - "SLUZHEBNYI BILET OSZD".

Одна плацкарта может быть выдана для проезда группы только в одном и том же вагоне.

Плацкарта состоит из трех листов: корешка плацкарты, плацкарты, которая изготовляется из белой специальной бумаги с водяными знаками и фоновой сеткой светло-зеленого цвета, и квитанции плацкарты, изготовленной на белой бумаге без водяных знаков с нанесением сетки светло-зеленого цвета размером 105 х 148 мм.

VZD, KZD и ZC изготовляют плацкарты из двух листов, т.е. корешка плацкарты и плацкарты.

При оформлении поездки корешок остается в пункте выдачи, а плацкарта и квитанция, если применение квитанции предусмотрено, включаются в обложку.

Составные листы бланковой плацкарты имеют одинаковый номер.

Образец бланковой квитанции прилагается (Приложение 1 к СИ к СМПС).

2.2.3. Доплатная квитанция заполняется в случае уплаты разницы в плате за проезд и других провозных платежей, а также на уплату разницы в стоимости плацкарты.

Доплатная квитанция заполняется отдельно для каждого направления проезда. При наличии билета для проезда "туда и обратно" заполняются отдельные доплатные квитанции для каждого направления проезда. В графе "к билету N ...." указывается номер билета и условное обозначение "ТО".

В доплатной квитанции на уплату разницы в стоимости плацкарт должно быть указано содержание изменения: из вагона какого класса или категории и в вагон какого класса или категории совершен переход пассажира.

При оформлении перевозки багажных вагонов, вагонов-ресторанов, следующих в составе специальных поездов, в свободной графе доплатной квитанции указывается количество вагонов и осей, а при оформлении платы за пробег спальных вагонов в порожнем состоянии в свободной графе доплатной квитанции проставляются вагоно-километры.

При оформлении перевозки собак в свободной графе указывается слово "SOBAKA".

Неиспользованные графы доплатной квитанции перечеркиваются по диагонали.

Доплатная квитанция состоит из двух листов: корешка, который изготавливается из белой бумаги и доплатной квитанции, изготовленной на белой специальной бумаге с водяными знаками, с защитной сеткой голубого цвета размером 105 х 148 мм.

Составные листы доплатной квитанции имеют одинаковый номер.

При оформлении доплатной квитанции корешок остается в пункте продаж, выдавшей ее, доплатная квитанция включается в обложку.

Образец доплатной квитанции прилагается (Приложение 1 к СИ к СМПС).

2.3. Контрольный купон (посадочный талон).

Для каждого участника групповой поездки при проезде "туда и обратно" выдается один контрольный купон (посадочный талон).

В контрольном купоне (посадочном талоне) указываются номер проездного билета и класс вагона. На обороте контрольного купона (посадочного талона) проставляется штемпель следующего текста: "туда и обратно".

Контрольный купон (посадочный талон) выдается каждому участнику группы, за исключением руководителя группы, проезд которого осуществляется по билету для проезда группы пассажиров.

Контрольный купон (посадочный талон) изготавливается на белой бумаге или картоне размером 31 х 57 мм.

Образец контрольного купона (посадочного талона) прилагается (Приложение 1 к СИ к СМПС).

2.4. Картонный билет.

Для проезда одного пассажира "туда и обратно" или только "туда" применяется картонный билет, который содержит данные, напечатанные типографским способом, т.е. с фиксированными данными.

При оформлении проезда в обратном направлении на оборотной стороне картонного билета "туда" проставляется надпись: "На обратный проезд - действителен 2 месяца".

Картонный билет выдается на проезд взрослого пассажира или на проезд ребенка в возрасте от 4 до 12 лет.

При оформлении проезда ребенка в возрасте от 4 до 12 лет по линии отреза отделяется отрезок детского билета, который остается в пункте выдачи билета.

При выдаче картонного билета компостером или мастичной печатью обозначается дата его выдачи (день, месяц, год).

Картонные билеты для проезда во 2-ом классе изготавливаются коричневого цвета, для проезда в вагоне 1-го класса - зеленого цвета размером 31 x 57 мм из картона белого цвета с черной надписью.

Образец картонного билета прилагается (Приложение 1 к СИ к СМПС).

2.5. Обложка.

Обложка изготовляется из плотной бумаги белого цвета с защитной сеткой розового цвета или без неё размером 296 х 105 мм.

На первой странице обложки указывается полное название перевозчика выдачи, информация о сроках действия, общая стоимость, место для штемпеля и даты.

На второй, третьей и четвертой страницах обложки помещаются выдержки из условий проезда в международном сообщении.

Образец обложки прилагается (Приложение 1 к СИ к СМПС).

3. Бланковые проездные документы, заполняемые автоматизированным способом.

3.1. Общие положения.

Для оформления проезда автоматизированным способом участники перевозочного процесса применяют и изготавливают форму комбинированного документа RCT2 (Rail Combined Ticket - железнодорожный комбинированный проездной билет).

Бланк RCT2 заполняется на языке выдающего государства.

Порядок заполнения бланка RCT2 изложен и должен осуществляться согласно положению Памятки ОСЖД/МСЖД О 918-2.

Образец RCT2 стандартной модели с обозначением полей, строк и колонок приведен в Приложении 1 к СИ к СМПС.

3.2. При заполнении бланка в поле 1 могут указываться следующие названия документов:

1) "Проездной билет - Fahrschein".

2) "Резервирование - Reservierung".

3) "Смена класса - Klassenwechsel ".

4) "Изменение маршрута - Streckenwechsel".

5) "Замена перевозчика - Befordererwechsel".

6) "Посадочный билет - Einteigekarte " (Boarding Pass).

7) "Групповой проездной билет - Gruppenfahrschein ":

- вариант 1: раздельная выдача группового проездного билета с дополнительным билетом и контрольным купоном (посадочным талоном),

- вариант 2: выдача без дополнительного билета (дополнительный билет интегрирован в групповой проездной билет) с контрольным купоном (посадочным талоном) и факультативным контролем участников.

3.2.1. При заполнении билета "Проездной билет - Fahrschein" указывается:

Поле 1: Срок действия билета. Указываются фамилии, имена пассажиров (если этого требуют внутренние правила).

Поле 2: Сведения о пассажирах и проезде. Указывается количество взрослых пассажиров и количество детей, а также информация относительно групповых, бесплатных перевозок и перевозки животных.

Поле 3: Маршрут. Названия станций отправления и назначения, т.е. в верхней строке для направления "туда", в нижней строке для направления "обратно". Если поездка оформляется только в одном направлении, одна из указанных строк заполняется знаками "*****".

Поле 4: Класс поездки. Графы под пиктограммами календаря и часов заполняются знаками "*".

Поле 5: Указывается маршрут поездки.

Поле 6: Применяемые тарифы, условия, перевозчики.

Поле 7: Указывается валюта и сумма проезда.

Поле 8: Служебные данные.

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

3.2.1. При заполнении плацкарты "Резервирование - Reservierang" указывается:

Поле 2: Данные о пассажирах.

Поле 3: Данные по дате и времени отъезда, дате и времени прибытия.

Поле 4: Класс поездки.

Поле 5: Информация о номере поезда, вагона, зарезервированных местах. Сведения о категории вагона и мест, т.е.:

 

"WLB"

- вагон 2-го класса со спальными местами;

"WLA"

- вагон 1-го класса со спальными местами с четырех- и двухместными купе;

"А"

- вагон с местами для сидения 1-го класса;

"В"

- вагон с местами для сидения 2-го класса;

"ВС"

- вагон 2-го класса с местами для лежания.

"LUX"*

- место бизнес-класса в вагоне 1-го класса;

"SINGLE"

- спальное место в одноместном купе в вагоне 1-го класса;

"DOUBLE"

- спальное место в двухместном купе в вагоне 1-го класса;

"T4"

- спальное место в четырехместном купе в вагоне 2-го класса;

"Т3"

- спальное место в трехместном купе в вагоне 2-го класса;

"6Т"

- место для лежания в шестиместном купе в вагоне 2-го класса;

"открытое купе"

- спальное место открытого типа в вагоне 2-го класса;

"4Т"

- место для лежания в 4-х местном купе в вагоне 2-го класса.

 

______________________________

*перевозчики могут установить иное обозначение категории мест.

 

3.3. Комбинированный проездной документ RCT2-Standard состоит из одного листа.

Документ изготовляется согласно положению GTT-CIV "Руководство по проездным документам CIV".

Образец комбинированного документа RCT2-Standard прилагается (Приложение 1 к СИ к СМПС).

3.3.1. BC, KZH, LDZ, RZD применяют комбинированный проездной документ RCT2-EXPRESS, который состоит из 3-х листов размером 193 х 86 мм, т.е. проездного документа, контрольного купона, купона кассира.

Каждый лист имеет свою типографскую разметку, цветовую гамму полей и отличие в типографском номере, имеет водяные знаки определенного рисунка, в левом нижнем углу штриховой код.

Образец комбинированного документа RCT2-EXPRESS прилагается (Приложение 1 к СИ к СМПС).

3.3.2. УЗ применяет комбинированный проездной документ RCT2-EXPRESS АСУ ПП УЗ, который состоит из 2-х листов размером 193 х 86 мм, т.е. проездного документа и контрольного купона.

Составные листы документа имеют одинаковый номер.

Образец комбинированного документа RCT2-EXPRESS АСУ ПП УЗ прилагается (Приложение 1 к СИ к СМПС).

3.4. Обложка.

Обложка изготавливается из плотной бумаги белого цвета с защитной сеткой розового цвета или без неё размером 386 х 86 мм.

Образец обложки прилагается (Приложение 1 к СИ к СМПС).

 

§ 3. Особенности оформления проездных документов

 

При проезде организованной группы пассажиров (не менее 6 взрослых пассажиров) может быть выдан один проездной документ. Каждому пассажиру, участнику такой группы, за исключением руководителя группы, может бесплатно выдаваться отдельный контрольный купон (посадочный талон), действительный для проезда только при наличии проездного документа, выданного на проезд группы пассажиров. Контрольный купон (посадочный талон) удостоверяет принадлежность пассажира к группе, следующей по проездному документу, и дает право следования в поезде, входа и выхода на перрон. В контрольных купонах (посадочных талонах) должен быть указан номер билета и класс вагона.

Для групповых поездок и для поездок пассажиров в специальных поездах, специальных вагонах выдается проездной документ, который заполняется на всю группу пассажиров. Могут выдаваться индивидуальные проездные документы.

В случае, если в пункте отправления приобретается проездной документ для групповой поездки "туда" и в обратном направлении, то контрольные купоны (посадочные талоны) для проезда в обратном направлении не выдаются, а остаются в силе контрольные купоны (посадочные талоны), выданные для проезда "туда".

Участниками перевозочного процесса государств Республика Беларусь, Социалистическая Республика Вьетнам, Латвийская Республика, Литовская Республика, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Монголия, Российская Федерация и Украина на билете и выданной к нему плацкарте пунктом выдачи должен быть наложен игольчатый компостер или штамп, обозначающий день, месяц и год выезда и номер поезда, в котором должен следовать пассажир.

При проезде детей в возрасте от 4-х до 12 лет выдается отдельный проездной документ на одного ребенка или, в соответствующих случаях, на нескольких детей этого возраста. Условные обозначения установленных скидок при автоматизированном оформлении проездных документов приведены в Приложении 2 к СИ к СМПС.

В случае необходимости перевозчик или уполномоченное им лицо обязан удостоверить на проездном документе, что поезд опоздал или был отменен, продлить срок действия проездного документа на время задержки пассажира по вине перевозчика и сделать отметку о том, что проездной документ действителен для другого пути следования в вагоне более высокого класса и категории. При этом разница в стоимости проезда не взыскивается. В этом случае первоначальная плацкарта заменяется новой бесплатно.

При предоставлении пассажиру отдельного купе может быть выдан:

- при проезде одного пассажира в двухместном или трехместном купе: один билет первого класса и плацкарта "SINGLE" (категории 1/1);

- при проезде двух пассажиров в трехместном купе: два билета 1-го класса и две плацкарты "DOUBLE" (категории 1/2).

§ 4. Обслуживание вагонов международного сообщения

 

1. Вагоны, предоставляемые для международных сообщений, обслуживаются служебным персоналом оператора вагонов.

Служебный персонал этих вагонов должен владеть одним из языков - китайским, немецким или русским в пределах своих служебных обязанностей настолько, чтобы он мог дать пассажирам сведения, связанные с их проездом, и иметь возможность общаться со служебным персоналом участников перевозочного процесса.

2. Служебный персонал вагонов при следовании по территории другого государства подчиняется общим таможенным, паспортным и валютным правилам, действующим в этой стране.

Служебный персонал вагонов выполняет железнодорожные правила и инструкции, действующие в международном пассажирском сообщении на всем пути следования.

На служебный персонал, обслуживающий пассажирские вагоны, вагоны - рестораны, специальные вагоны, распространяются положения СМПС в части нормы провоза ручной клади.

3. Служебный персонал вагонов при исполнении служебных обязанностей должен иметь маршруты, выданные оператором вагонов (Приложение 3 к СИ к СМПС) и удостоверение личности с фотокарточкой владельца.

Бланк маршрута изготавливается на двух языках: на языке государства приписки вагона, а также на одном из языков, т.е. китайском, немецком или русском.

Если служебный персонал при исполнении служебных обязанностей по каким-либо причинам следует без вагона, уполномоченный представитель участника перевозочного процесса в пункте отправления должен сделать отметку в маршруте с указанием причин следования служебного персонала без вагона. В этом случае служебному персоналу вагонов предоставляется право бесплатного проезда по пути следования данных вагонов с правом занятия отдельного места в вагоне при наличии свободных мест. Основанием для бесплатного проезда служит указанный маршрут.

Вышеуказанные положения применяются соответствующим образом для персонала, обслуживающего вагоны-рестораны.

4. Служебный персонал вагонов по всем вопросам, касающимся экипировки вагонов, оказания медицинской помощи, и другим, должен обращаться к уполномоченному представителю участника перевозочного процесса.

5. Служебный персонал может продавать плацкарты к билетам на имеющиеся в вагоне свободные места, если такое право ему предоставлено перевозчиком и не установлен иной порядок продажи плацкарт для данного вагона, а также продукты питания, напитки и другие предметы личного потребления, выдаваемые ему перед отправлением для продажи пассажирам в вагоне.

На участках с автоматизированной продажей проездных документов по ходу поезда перевозчиком может быть установлен иной порядок оформления плацкарт.

На основании предъявленного проездного документа (плацкарты) проводник вагона должен предоставить пассажиру на время поездки постельные принадлежности.

6. В вагонах международного сообщения должны быть размещены правила проезда на языке государства приписки вагона, а также на одном из языков - китайском, немецком и русском.

7. В случае отцепки вагона от поезда уполномоченный представитель участника перевозочного процесса, где произошла эта отцепка, размещает пассажиров из отцепленного вагона в другие равноценные вагоны, следующие с этим же поездом.

Если не имеется равноценных вагонов, пассажиры должны быть размещены в других вагонах этого же поезда.

8. В том случае, когда на станции отправления или в пути следования спальный вагон, вагон с местами для лежания, а также вагон с местами для сидения, в которых предусмотрено обязательное резервирование мест, одного перевозчика заменяется вагоном другого перевозчика, необходимо руководствоваться следующим:

Проводник отцепляемого вагона в проездных документах, которые возвращаются пассажирам, и в дорожной ведомости (карте-диаграмме) (Приложение 4 к СИ к СМПС), имеющейся у проводника, должен о вынужденной пересадке сделать отметку согласно Приложению 6 к СИ к СМПС и заверить своей подписью.

В дорожной ведомости (карте-диаграмме) отмечаются номера проездных документов (плацкарт), возвращаемых пассажирам, и указываются условные обозначения договорного перевозчика.

Первично приобретенный проездной документ (плацкарта) дает право на проезд пассажира из отцепленного вагона в вагоне другого перевозчика (оператора вагона).

При пересадке пассажира в вагон, предоставленный взамен отцепленного, проводник этого вагона должен на предъявленном проездном документе (плацкарте) сделать отметку согласно Приложению 6 к СИ к СМПС. Указанная отметка заверяется подписью проводника вагона и датой.

Проводником вагона, предоставленного взамен отцепленного, должен составляться Акт о замене вагона одного перевозчика на вагон другого перевозчика (Приложение 5 к СИ к СМПС).

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями обеих сторон. Один экземпляр остается у проводника отцепленного вагона, другой - у проводника вагона, предоставленного взамен отцепленного.

В Акте о замене вагона одного перевозчика на вагон другого перевозчика при пересадке пассажиров, прошедших электронную регистрацию, указывается номер электронного проездного документа.

Перевозчику, предоставившему вагон взамен отцепленного вагона другого перевозчика, перечисляется стоимость плацкарт за фактическое количество пассажиров и проследованное расстояние.

Стоимость плацкарты, частично использованной в вагоне другого перевозчика, определяется исходя из тарифной стоимости, объявленной этим перевозчиком за проследованное расстояние.

В случае отсутствия тарифной стоимости плацкарты, расчет осуществляется пропорционально тарифным километрам, за фактически проследованное пассажиром расстояние, исходя из объявленной перевозчиком тарифной стоимости плацкарты на весь маршрут следования вагона, в котором была осуществлена дальнейшая перевозка пассажира, при этом предъявленная к возмещению тарифная стоимость плацкарты не должна превышать стоимость плацкарты, фактически оплаченной ранее пассажиром.

Расчет между перевозчиками производится на основании Акта о замене вагона одного перевозчика на вагон другого перевозчика, который прилагается проводником вагона, представленного взамен отцепленного, к отчету.

К Акту о замене вагона одного перевозчика на вагон другого перевозчика могут прилагаться документы, подтверждающие замену вагона.

9. Если в случае двойной продажи мест пассажиру не может быть предоставлено место в спальном вагоне категории, указанной в проездном документе (плацкарте), то пассажиру предоставляется место низшей категории, а при отсутствии места низшей категории, пассажиру может быть предоставлено место высшей категории.

В обоих случаях проводник вагона должен сделать на проездном документе (плацкарте и, при наличии, на квитанции плацкарты) следующую отметку:

"Двойная продажа мест. Проездной документ (плацкарта) от станции ................... до станции .................... использован (а) в вагоне ..................... категории.........................".

10. Все отметки, которые делаются на плацкарте, должны быть сделаны и на квитанции плацкарты, если такая имеется у пассажира.

Перечень наиболее употребляемых отметок, проставляемых в проездных и перевозочных документах на проезд пассажиров, перевозку багажа и товаробагажа, приведен в Приложении 6 к СИ к СМПС.

11. При следовании вагонов в международном сообщении работа служебного персонала этих вагонов подвергается контролю со стороны контролирующих лиц в соответствии с "Правилами контроля пассажирских поездов и вагонов в международном сообщении между странами-членами ОСЖД" (Памятка ОСЖД О-110).

§ 5. Контроль проездных документов

 

1. Проводник спального вагона или вагона с местами для лежания международного сообщения предъявляет контролирующим лицам все находящиеся у него проездные документы вместе с дорожной ведомостью (картой-диаграммой).

2. В вагонах с местами для сидения билеты у пассажира не изымаются и проверяются в пути следования.

3. Проездные документы, вызывающие сомнения в их подлинности, а также содержащие изменения, внесенные лицами, не имеющими права на это, изымаются в установленном порядке.

4. Проводник вагона не несет ответственность за правильность оформления льготных проездных документов, оформленных в соответствии с законодательством другого государства, предъявленных пассажиром при посадке в поезд.

§ 6. Прием багажа к перевозке

 

1. При выдаче пассажиру багажной квитанции на оборотной стороне предъявленных им проездных документов ставится штемпель: "Багаж".

При предъявлении к перевозке багажа по проездному документу, выданному на проезд нескольких человек, в багажной квитанции в графе "Предъявлены проездные документы N_________________" указывается:

"Проездные документы N___________на__________человек".

2. Одновременно с багажной квитанцией, которая выдается пассажиру, станция отправления оформляет дорожную багажную ведомость, которая сопровождает багаж до станции назначения, и корешок багажной квитанции, оставляемый на станции отправления для приложения к отчету.

3. Багажная квитанция должна заполняться чернилами или шариковой ручкой, если это не противоречит внутренним правилам, в точном соответствии с требованием граф.

Багажная квитанция и дорожная багажная ведомость изготавливаются с защитной фоновой сеткой зеленого цвета. Багажная квитанция изготавливается размером 280 х 210 мм по форме, приведенной в Приложении 1 к СИ к СМПС.

4. На станции отправления работник, принимающий багаж, обязан точно установить массу и количество мест багажа, а также состояние его упаковки и удостоверить это своей подписью в документах на перевозку багажа.

Если багаж принят к перевозке с допустимыми неисправностями упаковки или если багаж, допущенный к перевозке без упаковки, принят с незначительными видимыми повреждениями, то об этом ответственный работник делает отметку в установленном месте на лицевой стороне.

5. При приеме к перевозке багажом велосипедов и других предметов, перевозка которых допускается без упаковки, в документах на перевозку багажа обязательно указываются отличительные признаки этих предметов, как то: велосипед мужской, дамский или детский и другие, с указанием их номера, если он имеется.

6. В случае объявления ценности багажа общая сумма объявленной ценности в документах на перевозку багажа должна быть указана прописью в скобках цифрами в тарифной валюте, а в случае объявления ценности отдельных мест, кроме общей суммы объявленной ценности, должна быть указана цифрами объявленная ценность отдельных мест.

Сумма объявленной ценности багажа указывается в багажной квитанции.

В случае, если пассажир не желает объявлять ценность багажа, то в багажной квитанции в графе "Объявленная ценность" должна быть сделана отметка: "От объявления ценности отказываюсь", заверенная подписью пассажира.

Прием багажа к перевозке работник на станции отправления обязан удостоверить наложением календарного штемпеля станции в документах на перевозку багажа в установленном для этого месте.

Внесение каких-либо изменений или поправок в документы на перевозку багажа не допускается.

К каждому месту багажа работник должен надежно прикрепить наклейку (являющуюся железнодорожной маркировкой) размером 100 х 80 мм со следующими данными:

1) буквы "MC";

2) наименование станции и условное обозначение государства отправления;

3) наименование станции и условное обозначение государства назначения;

4) номер багажной квитанции;

5) через..........;

(пограничные выходные станции);

6) число мест в багажной отправке.

Наклейки изготавливаются по образцу, приведенному в Приложении 7 к СИ к СМПС, и печатаются на языке государства отправления, а также на одном из языков, т.е. китайском, немецком или русском.

§ 7. Перевозка багажа

 

1. Багаж, как правило, должен быть отправлен с тем поездом, с которым выезжает пассажир. Если багаж в пути следования подлежит перегрузке в другой поезд, то дальнейшая перевозка его должна производиться согласованными поездами по пути следования пассажира. Если согласованным поездом перевозка багажа не производится или не имеется достаточно времени для перегрузки, то багаж должен быть отправлен с ближайшим поездом, которым производится перевозка багажа.

2. Перегрузка багажа из одного поезда в другой производится без участия пассажира.

3. Перевозчик государства отправления, а также последующие перевозчики обязаны направить багаж через те пограничные станции, которые указаны в перевозочных документах.

4. В случае задержки багажа в пути следования по распоряжению таможенных или других органов перевозчик должен составить коммерческий акт и по телеграфу или иным способом, подтверждающим факт и дату получения информации, уведомить об этом станцию назначения багажа с указанием причины задержки.

Если в течение 3 месяцев с момента уведомления о задержке багажа таможенными органами от пассажира не поступит никаких указаний, то багаж может быть реализован в соответствии с внутренними правилами.

Во всех случаях задержки багажа в пути следования на оборотной стороне дорожной багажной ведомости должна быть сделана отметка о продолжительности и причине задержки, заверенная подписью агента и штемпелем станции, на которой произошла задержка багажа.

§ 8. Выдача багажа

 

1. При выдаче багажа данные багажной квитанции должны быть сопоставлены с данными дорожной багажной ведомости.

2. В случае обнаружения излишка массы при выдаче багажа составляется коммерческий акт. Однако плата за перевозку излишней массы багажа с получателя не взыскивается и должна быть оплачена перевозчиком, допустившим неправильное взвешивание багажа.

3. Прибытие и выдача багажа удостоверяются станцией назначения наложением календарного штемпеля станции на обороте дорожной багажной ведомости, а выдача багажа, кроме того, удостоверяется таким же порядком на обороте багажной квитанции.

4. В случае неприбытия багажа, о выдаче которого предъявлено требование, станция назначения на обороте багажной квитанции должна сделать отметку: "Багаж не прибыл" и удостоверить эту отметку наложением календарного штемпеля с обозначением даты.

5. Багаж, не востребованный в течение 3 месяцев со дня прибытия, подлежит реализации. Багаж может быть реализован раньше, если в результате длительного хранения снижается ценность багажа или стоимость хранения превышает стоимость багажа. Реализация багажа производится по внутренним правилам.

6. Если багаж по заявлению пассажира возвращается обратно на первоначальную станцию отправления, то перевозка его оформляется багажной квитанцией.

В верхней части багажной квитанции указывается: "Первоначальная багажная квитанция N.........".

В графах, предназначенных для провозных плат, делается отметка: "Возврат, провозные платежи взыскать с получателя".

На оборотной стороне новой дорожной багажной ведомости в графе "Платежи, возникшие в пути" указываются провозные платежи на обратную перевозку багажа и расходы, возникшие у перевозчика в связи с возвратом, которые надлежит взыскать с получателя.

§ 9. Прием товаробагажа к перевозке

 

1. Прием к перевозке товаробагажа производится станцией в зависимости от возможности и наличия свободного места в багажном вагоне.

2. При приеме товаробагажа к перевозке на заявлении отправителя указывается номер товаробагажной квитанции и дата отправления.

При приеме к перевозке товаробагажа, принадлежащего пассажиру, который предъявляет билет на проезд, в товаробагажной квитанции в одной из свободных граф, предусмотренных для вписания провозных платежей, делается отметка: "Товаробагаж принадлежит пассажиру, проездной документ N..........". Кроме того, на оборотной стороне предъявленного пассажиром проездного документа необходимо наложить и штемпель с надписью "Товаробагаж".

3. Отметка о том, в какую таможню выслано разрешение на вывоз товаробагажа, делается на оборотной стороне дорожной товаробагажной ведомости в графе "Другие отметки".

4. Перевозчик на станции отправления обязан предупредить отправителя о необходимости сдать для отправки вместе с товаробагажом другие документы, требующиеся для выполнения таможенных и других правил.

Документы, сданные отправителем для отправки с товаробагажом, перевозчик должен прикрепить к дорожной товаробагажной ведомости и проставить на них календарный штемпель станции, а в перевозочных документах сделать отметку о приложении сопроводительных документов.

5. Одновременно с товаробагажной квитанцией, которая выдается отправителю, перевозчик должен заполнить под копирку дорожную товаробагажную ведомость, которая сопровождает товаробагаж до станции назначения, и корешок товаробагажной квитанции.

6. Товаробагажная квитанция должна заполняться чернилами или шариковой ручкой, если это не противоречит внутренним правилам, в соответствии с требованием граф.

7. Товаробагажные квитанции и дорожные товаробагажные ведомости изготовляются размером 280 х 210 мм с защитной фоновой сеткой розового цвета по форме, приведенной в Приложении 1 к СИ к СМПС.

8. Порядок действий перевозчика по определению массы, количества мест, состояния упаковки товаробагажа, а также при объявлении ценности и удостоверении факта приема товаробагажа к перевозке осуществляется в соответствии с § 6.

9. К каждому месту товаробагажа перевозчик должен надежно прикрепить наклейку (являющуюся железнодорожной маркировкой) размером 100 х 80 мм со следующими данными:

1) буквы "MC";

2) наименование станции и условное обозначение государства отправления;

3) наименование станции и условное обозначение государства назначения;

4) номер товаробагажной квитанции;

5) через........... ;

(пограничные выходные станции)

6) число мест в товаробагажной отправке.

Наклейки изготовляются по образцу, приведенному в Приложении 8 к СИ к СМПС, и печатаются на языке государства отправления, а также на одном из языков, т.е. китайском, немецком или русском".

§ 10. Перевозка товаробагажа

 

1. Товаробагаж должен быть отправлен с тем поездом, на который был оформлен прием к перевозке.

2. Перегрузка товаробагажа в пути следования в случае надобности производится силами и средствами последующих перевозчиков.

3. Перевозчик государства отправления, а также последующие перевозчики обязаны направить товаробагаж через те пограничные станции, которые указаны в перевозочных документах.

4. В случае задержки товаробагажа в пути следования по распоряжению таможенных или других органов перевозчик должен составить коммерческий акт и по телеграфу или иным способом, подтверждающим факт и дату получения информации, уведомить об этом станцию отправления и назначения товаробагажа с указанием причин задержки.

Во всех случаях задержки товаробагажа в пути следования на оборотной стороне дорожной товаробагажной ведомости должна быть сделана отметка о продолжительности и причине задержки, заверенная подписью агента и штемпелем станции, на которой произошла задержка товаробагажа.

5. В дорожной товаробагажной ведомости там, где вносятся "другие отметки", указываются причины и продолжительность задержки, по которым перевозчик имеет право продлить срок доставки отправки.

§ 11. Выдача товаробагажа

 

1. Перевозчик на станции назначения обязан иметь доказательства вручения или посылки уведомления получателю о прибытии товаробагажа.

2. Товаробагаж выдается получателю под расписку в дорожной товаробагажной ведомости после взыскания с получателя платежей, возникших в пути следования и на станции назначения. Перевозчик на станции должен проверить личные документы лица, получающего товаробагаж, и убедиться в том, что товаробагаж выдается получателю, указанному в дорожной товаробагажной ведомости, или по его доверенности, удостоверенной надлежащим порядком.

Необходимые сведения о предъявленных личных документах и адрес лица, получающего товаробагаж, должны быть записаны на обороте дорожной товаробагажной ведомости.

При получении товаробагажа по доверенности на оборотной стороне дорожной товаробагажной ведомости указываются ее номер и дата выдачи. Разовая доверенность отбирается и представляется в установленном порядке при отчете вместе с дорожной товаробагажной ведомостью.

3. Прибытие и выдача товаробагажа удостоверяется перевозчиком на станции назначения наложением календарного штемпеля станции на дорожной товаробагажной ведомости.

4. В случае возникновения препятствия к перевозке или выдаче товаробагажа перевозчик на станции отправления, получив об этом сообщение, должен заполнить бланк письменного извещения (Приложение 9 к СИ к СМПС) и вручить его отправителю для получения от него указаний о том, как поступить с товаробагажом, и сообщить перевозчику на станции, на которой произошло препятствие, дату вручения извещения.

В случае, если по указанию отправителя товаробагаж должен быть возвращен на станцию отправления, то он возвращается по вновь составляемой досылочной дорожной товаробагажной ведомости, в которой, кроме слова "досылочная", после номера указывается: "к товаробагажной отправке N .......".

5. При отсутствии другого пути следования товаробагажа или если дальнейшая перевозка невозможна по другим причинам, а также при возникновении препятствия к выдаче товаробагажа перевозчик на станции, на которой возникло препятствие, по телеграфу или иным способом, подтверждающим факт и дату получения информации, через станцию отправления извещает о препятствии отправителя и запрашивает его указания.

Перевозчик на станции отправления на основании полученной информации извещает отправителя о препятствии к перевозке или выдаче товаробагажа, посылая извещение по форме, установленной Служебной инструкцией (Приложение 9 к СИ к СМПС).

Перевозчик на станции отправления извещает станцию, на которой возникло препятствие, относительно указаний отправителя, а извещение пересылает по почте. Указание отправителя выполняется по телеграмме станции отправления.

О причине и продолжительности задержки в перевозке товаробагажа и изменении пути следования на оборотной стороне дорожной товаробагажной ведомости должна быть сделана отметка, заверенная подписью агента и штемпелем станции, на которой произошла задержка товаробагажа и изменение пути следования.

§ 12. Порядок действий при засылке багажа и товаробагажа

 

1. Если багаж или товаробагаж отправлен через пограничную станцию, не указанную в перевозочных документах, то такая отправка считается засылкой.

2. Перевозчик на станции, обнаруживший засылку багажа или товаробагажа, должен направить этот багаж или товаробагаж на станцию назначения по кратчайшему пути через ту пограничную станцию, которая указана в дорожной багажной или товаробагажной ведомости.

3. Перевозчик на станции, досылающий засланные или неправильно отправленные места багажа или товаробагажа, обязан немедленно известить об этом станцию назначения.

§ 13. Досылка бездокументных мест багажа или товаробагажа

 

1. Бездокументные места багажа или товаробагажа, в случае установления их принадлежности, досылаются на станцию назначения, если основная отправка уже передана пограничной станции соседнего государства.

Если принадлежность бездокументных мест установлена на станции, включенной в применяемый тариф, то эти места следуют до станции назначения по багажной или товаробагажной дорожной ведомости СМПС, в которой указывается, к какой отправке относится досылка.

К наименованию "Дорожная багажная ведомость" или "Дорожная товаробагажная ведомость" в этих случаях добавляется слово "досылочная".

При обнаружении бездокументных мест и их досылке составляется коммерческий акт. Один экземпляр коммерческого акта прилагается к досылочной багажной или товаробагажной дорожной ведомости с отметкой в ней этого акта и даты его составления.

2. Перевозка досылок бездокументных мест багажа или товаробагажа производится бесплатно.

3. При утрате дорожной ведомости и невозможности установить принадлежность багажа или товаробагажа с ним поступают в соответствии с внутренними правилами.

§ 14. Маркировка багажа и товаробагажа

 

1. Кроме ярлыков или бирок, прикрепленных к каждому месту как багажа, так и товаробагажа, после взвешивания наносится железнодорожная маркировка в виде наклеек, предусмотренных §§ 6 и 9 СИ к СМПС.

2. Марка должна быть нанесена несмывающейся краской, чернилами или шариковой ручкой.

§ 15. Коммерческий акт

 

1. Коммерческий акт составляется, если:

1) имеет место частичная утрата, повреждение или порча багажа или товаробагажа, или упаковка является неудовлетворительной или поврежденной;

2) имеются несоответствия между сведениями, указанными в перевозочных документах, и фактически имеющимся в наличии багажом или товаробагажом в части наименования, массы и количества мест багажа или товаробагажа, а также наименования получателя и станции назначения;

3) отсутствуют перевозочные документы по данному багажу или товаробагажу, или отсутствует багаж или товаробагаж по данным перевозочным документам;

4) перевозчик на станции не может предоставить прибывший багаж или товаробагаж в распоряжение получателя;

5) задерживается перевозка багажа или товаробагажа по распоряжению таможенных или других органов;

6) обнаружены предметы, не допущенные к перевозке багажом или товаробагажом.

2. Коммерческий акт должен составляться перевозчиком немедленно, после обнаружения случаев, перечисленных в пункте 1, в пути следования или на станции назначения.

Коммерческий акт составляется отдельно на каждую отправку и подписывается ответственными лицами.

3. Коммерческий акт должен составляться перевозчиком на станции по образцу, приведенному в Приложении 10 к СИ к СМПС, а также в точном соответствии с "Пояснениями по заполнению коммерческого акта СМПС/СМГС" (Приложение 11 к СИ к СМПС). Перевозчик на станции, составляющий коммерческий акт, обязан сделать отметку на обороте дорожной багажной или товаробагажной ведомости, а при наличии багажной или товаробагажной квитанции - и на обороте этой квитанции. Эта отметка заверяется подписью работника и наложением календарного штемпеля станции.

4. При установлении утраты, повреждения или порчи багажа или товаробагажа, что произошло или могло произойти из-за поврежденного вагона, составляется, кроме коммерческого акта, и акт о техническом состоянии вагона, согласно образцу и положениям внутренних правил, в таком же количестве экземпляров, как и коммерческий акт, согласно пункту 8. К каждому экземпляру коммерческого акта прилагается по одному экземпляру акта о техническом состоянии вагона.

5. Если по прибытии багажа или товаробагажа на станцию назначения устанавливается нарушение перевозки, о котором уже был составлен коммерческий акт на какой-либо предыдущей станции и если нет противоречий между этим актом и состоянием багажа или товаробагажа, то на станции назначения новый коммерческий акт не составляется. В этом случае в пункте 68 коммерческого акта промежуточной станции, приложенного к перевозочным документам, станция назначения делает отметку: "Состояние багажа (товаробагажа) соответствует коммерческому акту".

6. Если в пути следования было составлено несколько коммерческих актов, в которых не совпадают сведения о состоянии багажа или товаробагажа, то станция назначения должна составить новый коммерческий акт и приложить к имеющимся коммерческим актам.

7. Бланк коммерческого акта печатается на языке государства, в котором используется коммерческий акт, а также на одном из языков (китайском, немецком, русском). Коммерческий акт заполняется на языке государства составления акта. Выходная пограничная станция сдающей стороны обязана сделать перевод данных, помещенных в коммерческом акте, на один из языков (китайский, немецкий, русский), а именно:

при перевозке в Республику Азербайджан, Республику Aлбaния, Республику Беларусь, Грузию, Республику Казахстан, Латвийскую Республику, Литовскую Республику, Республику Молдова, Республику Польша, Российскую Федерацию, Словацкую Республику, Республику Узбекистан, Украину, Чешскую Республику, Эстонскую Республику - на немецкий или русский языки;

при перевозке в Социалистическую Республику Вьетнам, Китайскую Народную Республику и Корейскую Народно-Демократическую Республику - на китайский или русский языки;

при перевозке в Монголию или транзитом через нее - на русский язык.

8. Коммерческий акт составляется:

1) в семи экземплярах на пограничных станциях:

два экземпляра прилагаются к перевозочным документам, из них один экземпляр остается на станции назначения, другой выдается получателю под его расписку на том экземпляре коммерческого акта, который остается на станции назначения;

один экземпляр передается в таможенный орган принимающей стороны;

по два экземпляра получают пограничные станции каждой стороны, один из которых остается на пограничной станции, а другой экземпляр пограничная станция пересылает перевозчику государства отправления.

2) в четырех экземплярах на других станциях:

два экземпляра прилагаются к перевозочным документам, из них один экземпляр остается на станции назначения, а другой выдается получателю под его расписку на том экземпляре коммерческого акта, который остается на станции назначения;

два экземпляра остаются на станции, которая составила коммерческий акт, из них один экземпляр станция направляет перевозчику государства отправления.

9. Первый экземпляр коммерческого акта, составленного на пограничных станциях сдающей и принимающей сторон, остается у сдающей стороны, которая должна произвести расследование по этому акту. При наличии у сдающей стороны возражений по коммерческому акту она должна сообщить их принимающей стороне в 35-дневный срок со дня получения акта. По истечении этого срока коммерческий акт считается принятым.

10. Первый экземпляр коммерческого акта, составленного не на пограничной станции, перевозчик пересылает в 50-дневный срок, считая со дня составления акта, последующему перевозчику, ответственному согласно этому коммерческому акту, для расследования. При нарушении этого срока перевозчик, составивший коммерческий акт, несет ответственность за все последствия, которые могут возникнуть из-за несоблюдения этого срока.

11. Если перевозчик, получивший коммерческий акт в соответствии с пунктом 10, установил, что коммерческий акт составлен не в соответствии с "Пояснениями по заполнению коммерческого акта СМПС/СМГС" или из коммерческого акта не усматривается его ответственность, то он должен возвратить такой коммерческий акт в 35-дневный срок со дня его получения с указанием причин возвращения перевозчику, составившему коммерческий акт, или направить свои письменные возражения по данному акту с соответствующим обоснованием.

По истечении этого срока коммерческий акт считается принятым.

§ 16. Перевозка пассажиров, передача багажа и товаробагажа на пограничных станциях

 

1. Перевозка пассажиров, передача багажа и товаробагажа производятся через пограничные станции, указанные в применяемых тарифах.

2. Передача багажа и товаробагажа на пограничных станциях производится по передаточным ведомостям (Приложёение 12 к СИ к СМПС) с подробной проверкой числа мест, а в случае необходимости и массы в присутствии агентов передачи обеих сторон.

К передаточным ведомостям должны быть приложены перевозочные документы в том порядке, в котором они вписаны в передаточную ведомость.

Сопроводительные документы, которые отправитель приложил к документам на перевозку товаробагажа, вписываются в передаточную ведомость в графу для примечаний.

3. Передаточные ведомости на багаж и товаробагаж составляет сдающая сторона в шести экземплярах, из которых стороны сдающая и принимающая получают по три экземпляра - для станции, перевозчика и таможенных органов.

4. Передаточные ведомости на багаж и товаробагаж составляются отдельно и должны иметь самостоятельную и непрерывную нумерацию с начала календарного года.

В случаях, указанных в пункте 1 § 15, агенты пограничной станции принимающей стороны составляют коммерческий акт в семи экземплярах.

О составлении акта делается отметка в перевозочных документах, а также в соответствующей графе передаточных ведомостей с указанием номера акта и причин его составления.

Багаж или товаробагаж считается переданным в исправности, когда относительно него в передаточной ведомости не сделано никаких оговорок и не приложено никаких актов.

5. В передаточных ведомостях и перевозочных документах на багаж и товаробагаж должна быть обозначена дата сдачи и приема и наложены штемпеля пограничных станций сдающей и принимающей сторон.

6. Пограничная станция принимающей стороны может отказать в приеме багажа или товаробагажа, если:

1) содержание, состояние или упаковка багажа или товаробагажа не допускает дальнейшей его перевозки;

2) багаж или товаробагаж прибыл без перевозочных документов или с документами, имеющими недостатки, не позволяющие дальнейшей его перевозки;

3) масса одного места багажа или товаробагажа превышает норму, установленную в § 1 статьи 21 и § 2 статьи 29 СМПС.

В этих случаях пограничная станция сдающей стороны обязана взять обратно непринятый багаж или товаробагаж, если обнаруженные недостатки не будут устранены на месте.

Если пограничная станция принимающей стороны отказывается от приема багажа или товаробагажа, то она обязана составить акт общей формы (Приложение 13 к СИ к СМПС) с указанием причин отказа в приеме, а также в передаточной ведомости сделать отметку "Акт общей формы N ......". Акт составляется в трех экземплярах, из которых по одному экземпляру получают сдающая сторона и сторона, отказывающаяся от приема, и один экземпляр прилагается к сопроводительным документам.

Багаж или товаробагаж, в приеме которого было отказано, возвращается обратно сдающей стороне по новой передаточной ведомости со ссылкой на акт общей формы относительно отказа в приеме.

§ 17. Плата за проезд пассажиров, перевозку багажа и товаробагажа

 

1. Плата за проезд пассажиров определяется по таблицам провозных плат, приведенным в применяемых тарифах, путем суммирования стоимости билета каждого участвующего перевозчика. При исчислении стоимости билета для льготного проезда округление производится по каждой стране с точностью до одного знака после запятой по правилам математики, а именно: до 0,05 - до 0,0; от 0,05 включительно и более - до 0,1. Плата за плацкарту определяется за общее расстояние следования по каждому беспересадочному участку.

Кроме платы за проезд, с пассажира должны быть взысканы дополнительные сборы, установленные в применяемых тарифах.

Общие провозные платежи от станции отправления до станции назначения взыскиваются с пассажира пунктом выдачи проездных документов в соответствии с классом вагона и категорией мест.

Стоимость плацкарты за проезд в вагонах международного сообщения или разница в стоимости плацкарты при переходе на место высшей категории может быть взыскана с пассажира в поезде.

2. Плата за перевозку багажа или товаробагажа и дополнительные сборы, указанные в применяемых тарифах, определяются и взыскиваются на станции отправления.

Станция отправления для определения общей суммы провозной платы за перевозку багажа или товаробагажа сначала определяет стоимость провоза 10 кг по таблицам провозных плат применяемых тарифов отдельно для каждого участвующего перевозчика. Полученные таким образом ставки провозной платы за каждого участвующего перевозчика умножают на количество десятков килограммов с учетом округления общей массы багажа или товаробагажа в большую сторону до полного десятка и вписывают в багажную или товаробагажную квитанцию стоимость перевозки по каждому участвующему перевозчику и общую сумму, взысканную с пассажира или отправителя товаробагажа.

В багажной или товаробагажной квитанции сумма объявленной ценности должна быть указана в валюте государства отправления и в тарифной валюте. Сбор за объявление ценности определяется в тарифной валюте, указывается в перевозочных документах, переводится в валюту государства отправления и взыскивается с отправителя.

Сборы за объявленную ценность багажа и товаробагажа объявленной ценностью более 150 швейцарских франков определяются путем умножения ставки сборов за 150 швейцарских франков объявленной ценности (на определенное расстояние) на целое количество 150 франков в сумме объявленной ценности и добавлением ставки, предусмотренной в таблице.

Например: сумма объявленной ценности 500 швейцарских франков. Для определения общего сбора за объявление ценности ставка за 150 франков умножается на 3 (500: 150 = 3 + 50 франков) и прибавляется ставка сбора за 50 франков объявленной ценности за данное расстояние.

3. Платежи, возникшие в пути, должны быть вписаны перевозчиками на станциях, на которых они возникли, в дорожные багажные или товаробагажные ведомости, заверены календарными штемпелями этих станций и взысканы с получателя багажа или товаробагажа на станции назначения по отдельной квитанции.

Станция назначения должна взыскать также платежи, возникшие на этой станции.

Если на станции назначения установлено неправильное применение тарифов, обнаружена ошибка в расчете провозной платы или в определении массы, допущенная перевозчиком на станции отправления и вызвавшая недобор платежей, то сумма недобора с получателя багажа или товаробагажа станцией назначения не взыскивается.

§ 18. Расчеты между перевозчиками

 

Расчеты между перевозчиками, возникающие в результате применения настоящего Соглашения, производятся на основании отдельных правил о расчетах в международном пассажирском сообщении.

§ 19. Требование о возврате выплаченного возмещения между перевозчиками

 

Перевозчик, уплативший в соответствии с настоящим Соглашением пассажиру, отправителю или получателю возмещение, имеет право на предъявление регрессного требования к другим перевозчикам, участвующим в перевозке, в соответствии со следующими положениями:

1) если ущерб был причинен по вине одного перевозчика, этот перевозчик является исключительно ответственным за него;

2) если ущерб причинен по вине нескольких перевозчиков, участвовавших в перевозке, то каждый из них несет ответственность в части причиненного по его вине ущерба;

3) если нельзя доказать, что ущерб был причинен по вине одного или нескольких перевозчиков и разделить вину между ними, то перевозчики договариваются о порядке распределения ответственности;

4) если перевозчики не могут договориться о порядке распределения ответственности, то ответственность между ними по каждой отправке распределяется пропорционально тарифным километрам, пройденным отправкой при ее перевозке каждым из перевозчиков, участвовавших в перевозке, за исключением тех, которые докажут, что ущерб произошел не по их вине.

Если на основании статьи 35 СМПС перевозчик возвратил провозные платежи за перевозку, то он имеет право требовать возврата возмещения от тех перевозчиков, для которых взимались платежи.

Если просрочка в доставке багажа и товаробагажа произошла у нескольких перевозчиков, то сумма штрафа за просрочку определяется в соответствии со статьей 39 СМПС, исходя из количества дней общей просрочки у всех перевозчиков и размера провозной платы, получаемой каждым перевозчиком, допустившим просрочку.

Сроки доставки товаробагажа, определенные в соответствии со статьей 32 СМПС, распределяются между перевозчиками, участвовавшими в перевозке, следующим порядком:

1) срок на отправление зачисляется в пользу перевозчика пункта отправления;

2) срок на перевозку распределяется пропорционально тарифным расстояниям следования товаробагажа по каждой стране;

3) дополнительные сроки, указанные в § 2 статьи 25 СМПС и § 2 статьи 32 СМПС, как при перевозках багажа, так и товаробагажа, прибавляются перевозчикам тех стран, на которых произошла задержка по причинам, перечисленным в упомянутых параграфах.

Перевозчик, к которому предъявлено требование о возврате возмещения или провозных платежей, не вправе оспаривать правильность уплаты возмещения перевозчиком, предъявившим это требование, если возмещение или возврат провозных платежей были определены решением суда и если перевозчик, к которому предъявлено регрессное требование, был заблаговременно уведомлен о рассмотрении дела в судебных органах.

Требования о возврате возмещения или провозных платежей, выплаченных на основании заявленных претензий, должны быть предъявлены в течение 75 дней со дня фактической выплаты причитающейся суммы по претензии.

Требования о возмещении или возврате, определенные решением суда, должны быть предъявлены в течение 75 дней со дня вступления в силу этого решения.

По истечении этих сроков перевозчики не имеют права предъявлять требования о возврате возмещения.

Требования о возврате возмещения или провозных платежей, вызывающие спор между перевозчиками, по заявлению заинтересованной стороны подлежат рассмотрению в надлежащем суде по местонахождению ответчика в соответствии с законодательством места разрешения спора.

Если требования о возврате возмещения или провозных платежей предъявляются к нескольким перевозчикам, то перевозчик, выдвигающий эти требования, вправе по своему усмотрению предъявить иск в надлежащий суд по местонахождению любого из ответчиков.

§ 20. Претензии

 

Претензии, возникшие по перевозкам пассажиров, багажа и товаробагажа, регулируются порядком, изложенным в Правилах рассмотрения претензий, возникающих по перевозкам пассажиров, багажа и товаробагажа в международном пассажирском сообщении (Приложение 14 к СИ к СМПС).

§ 21. Штемпель

 

1. Календарный станционный штемпель должен содержать следующее:

1) наименование станции государства;

2) число, месяц и год.

2. Штемпель ставится в местах, которые для этого предназначены, или в том месте, где сделаны отметки, которые требуется заверить штемпелем.

3. Оттиск штемпеля должен быть ясным и отчетливым.

Все последствия, которые могут произойти от неясности штемпеля, относятся на ответственность перевозчика, его наложившего.

4. Исправления в оттиске штемпеля от руки не допускаются. В случае необходимости внесения изменений в оттиск штемпеля или при неясном оттиске первоначальный оттиск перечеркивается и возле него ставится новый.

§ 22. Передача служебных телеграмм

 

Передача служебных телеграмм производится согласно Памятке О-891 "Правила по текущему содержанию телеграфных каналов и по обмену международными служебными телеграммами по железнодорожной телеграфной сети связи стран-членов ОСЖД".

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Служебная инструкция к соглашению о международном пассажирском сообщении (СИ к СМПС)


Настоящая Служебная инструкция действует с 1 ноября 1951 г.


Текст Служебной инструкции официально опубликован не был